Кому выгодно, чтобы интересы русских женщин ограничивались "Сексом в большом городе"
Ожидая вечером на остановке автобус, зябко жмешься к газетному киоску, полному сверкающего глянца журналов - преимущественно женских. От созерцания этого пиршества красок и затянувшегося ожидания невольно начинаешь задаваться глупыми вопросами: а зачем женщинам столько журналов, отличающихся друг от друга лишь названиями? Неужели у каждого из этих изданий-близнецов есть читательницы? У нас, кажется, в России и женщин столько нет, сколько журнальных экземпляров на них вываливается.
Забавно, что на другой день я понял: мое недоумение не лишено основания. Вот что пишет один из экспертов в области журнального рынка: "Количество изданий растет гораздо быстрее, чем аудитория. Одни и те же темы и люди кочуют из одного женского журнала в другой. Ладно бы темы, но и приемы подачи материала и даже словесные обороты одни и те же. Например, все женские журналы подсели на "Секс в большом городе" и исполнительницу главной роли Сару Джессику Паркер вставляют по делу и нет в каждую заметку.
Бесконечную продажу одних и тех же гениально высасываемых в течение многих лет из пальца текстов и советов можно объяснить тем, что женские журналы не читают, а листают и смотрят красивые картинки. Количество рекламы в женских журналах порой достигает 90 процентов от общего объема. На нашем рынке предпринимались попытки делать "другие" женские журналы - без традиционного идиотического коктейля для удовлетворения "женских интересов" из блинчиков, 53 способов охмурежа босса и бесцеллюлитных ягодиц Дженифер Лопес, но все эти попытки провалились...".
И вот тут хорошо бы разобраться: а почему они провалились? Не в последнюю очередь потому, что весь рынок женских изданий в России целиком отдан частному бизнесу, преимущественно зарубежному. Наивно полагать, что издаваемые по западным калькам журналы будут хоть в малой степени согласованы с отечественными традициями, с идеями семейных ценностей и духовной пользы. У этих изданий совсем другие задачи. Первая: направлять потребительские интересы читательниц на товары рекламодателей. Вторая: формировать внутренний мир российских женщин по западным стандартам.
Та и другая задачи успешно выполняются и перевыполняются. Темпы роста прибыли, получаемой в России иностранными издательскими домами, невероятны. Разовый тираж некоторых русских версий западных женских журналов перевалил за миллион экземпляров.
Старейшему (выходит с 1914 года!) и лучшему отечественному женскому журналу "Работница" с тиражом 150 тысяч экземпляров, конечно, не угнаться за новыми игроками на рынке. Но это происходит вовсе не потому, что содержание и дизайн "Работницы" хуже и в свободной борьбе она не выдерживает конкуренции. По качеству текстов и по культуре издания прозападные гламурные журнальчики даже смешно сравнивать с нашими "Работницей", "Крестьянкой" и недавно появившейся "Славянкой". В этих журналах, кроме хорошего литературного уровня, есть еще уровень нравственный, который западными издателями вовсе игнорируется. Но почему же тогда отечественные издания пока проигрывают борьбу за женские сердца?
Первая из причин - в наплевательском отношении государства к этой проблеме. Наше правительство с некоторых пор настроено на словах весьма патриотично. Но разве оно спохватилось и решило как-то защитить русских женщин от шквала гламурной пошлости? Может быть, оно задумалось о создании и поддержке отечественных женских журналов? Поразительно, но наши чиновники действуют часто в обратном направлении - они тайно или явно потворствуют западным медиа-холдингам и абсолютно равнодушны к судьбе российских женских изданий.
Вот лишь одна история. Десять лет назад появился журнал "Ярославна" - единственное в стране издание для женщин, связавших свою жизнь с пограничной службой (это и женщины-военнослужащие, и жены пограничников). Одно лишь перечисление рубрик этого журнала говорит о принципиальном отличии "Ярославны" от потока глянцевых изданий: "Женщины в русской истории", "Пограничные мадонны", "Ярославна в русской поэзии", "Родная сторона", "В горячих точках"...
Придумала этот замечательный журнал и стала ее первым редактором Валентина Голанд. Имя этой удивительной женщины знают на всех погранзаставах России, ведь много лет она была спецкором журнала "Пограничник", потом редактировала литературное приложение - библиотечку журнала. В морских частях погранвойск служил ее муж, кадровый военный. Валентина Голанд объездила всю тогдашнюю границу: на Западе - от Кувшинской Салмы на Кольском полуострове до острова Ратманова на самом дальнем Востоке (восточнее уже некуда).
Учредителем журнала о женщинах границы стала Федеральная служба безопасности РФ, и это, казалось бы, должно было гарантировать новому журналу безбедное существование. Но менялся руководитель службы или начальник в управлении по воспитательной работе, и журнал, уже полюбившийся многим тысячам своих читательниц, закрывали одним росчерком пера. Месяцы, а то и годы уходили у Валентины Голанд на то, чтобы доказать новым начальникам, что "Ярославна" для 55 тысяч женщин, занятых в охране рубежей Отечества, значит куда больше, чем гламурные картинки для скучающей жены бизнесмена.
Сегодня благодаря подвижничеству своего редактора "Ярославна" вновь выходит, но всего лишь... два раза в год и тиражом чуть больше тысячи экземпляров. Свежих номеров "Ярославны" не хватило даже участницам слета "Союза женщин границы", который в конце ноября прошел в Москве.
"В редакции, кроме меня, нет других сотрудников, - рассказывает Валентина Яковлевна Голанд, - а нам для ежемесячного выпуска нужны хотя бы три штатных единицы: наборщик-верстальщик, спецкор и корректор. Хожу по начальству, все принимают хорошо, все обещают, а толку?.. Мне стыдно перед женщинами, перед теми, кто служит в труднейших условиях или помогает служить своим мужьям..."
Начальство, как водится, ссылается на нехватку денег. Но, мне кажется, тут дело не в финансах, а в полном непонимании того, что границы Отечества проходят сегодня не только по окраинным рубежам, но и в душах людей. И если наши души окончательно захватит тление, то пограничные столбы будут иметь лишь декоративное значение.
Источник: Деловой вторник, 01.02.2007