Распространение газет и журналов по подписке является важным элементом всей системы распространения периодической печатной продукции и играет значительную роль в осуществлении государственной политики по поддержке средств массовой информации, в обеспечении конституционного права граждан на получение достоверной информации. Вместе с тем, в этом сегменте рынка СМИ имеются серьёзные проблемы и противоречия.
В последние годы происходило снижение подписных тиражей в среднем на 2-3 процента в год. Негативно сказывались на объёмах подписки высокие конечные подписные цены напрямую зависящие от высоких тарифов по доставке, длительное прохождение подписных изданий до подписчиков, несовершенство подписных технологий, устаревшие маркетинговые инструменты и т.д.
Большую работу по исправлению ситуации провели ФГУП «Почта России», подписные агентства, такие как ОАО «Агентство «Роспечать», «Межрегиональное агентство подписки» и другие. С 2003 года началось создание единого рынка подписки по всей стране, который до этого представлял собой в организационном плане разрозненную систему, зависящую от региональных почтовых предприятий и местных условий. Положительный эффект принесло применение на практике разработанной почтовиками централизованной методики формирования тарифов на подписку.
В результате осуществляемых мер уже в 2006 году появились первые признаки оздоровления обстановки на рынке подписки. Тиражи, собранные почтой на второе полугодие 2006 года, выросли на 0,4 процента. На днях стали известны окончательные итоги подписки на первое полугодие 2007 года, которые свидетельствуют о продолжении роста физических тиражей подписки. Подписной тираж, собранный почтой на первое полугодие 2007 года, вырос на 4,1 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий подписной оборот увеличился практически на 9 процентов и составил 7,1 миллиарда рублей.
Таким образом подтверждается правильность курса АРПП на поддержку и развитие института подписки. Наша Ассоциация неоднократно привлекала внимание властных структур и медиаобщественности к вопросам совершенствования подписных технологий, внедрения рыночных механизмов в подписной сфере, обеспечения доступности услуг всем участникам рынка подписки, либерализации системы ценообразования на распространяемые издания по подписке, созданию равных условий для распространения любым печатным изданиям независимо от места их печати и расположения.
Ещё в октябре 2005 года руководство нашей Ассоциации направило письмо Президенту РФ В.В. Путину, в котором был рассмотрен круг вопросов, связанных с функционированием института подписки в России. В письме предлагалось принять Федеральную целевую программу развития подписки на периодическую печать. Высказывалась просьба рассмотреть возможность оказания на федеральном уровне бюджетной поддержки институту подписки путём частичного финансирования доставки подписной печатной продукции на всей территории Российской Федерации.
Мы однозначно положительно оцениваем тот факт, что руководство страны в лице Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева придаёт всё большее значение проблемам реформирования подписного сегмента рынка распространения периодических печатных изданий по подписке.
По информации СМИ, в настоящее время в ряде государственных органов исполнительной власти ведётся активная работа по выполнению данных в конце 2006 года Д.А. Медведевым поручений, касающихся механизма и объёмов государственной поддержки распространения прессы по подписке. Предварительный анализ хода этой работы даёт основания полагать, что подготовленные в федеральных ведомствах предложения в основном способны оздоровить деятельность института подписки. В первую очередь это относится к предложениям о порядке установления оптимальных, «щадящих» тарифов по доставке печатных изданий по подписке с возможностью открытого и публичного их обсуждения с издателями и распространителями.
Столь же позитивно можно оценить предложения о субсидировании за счёт федерального бюджета распространителей, работающих с подписными тиражами, об установлении нулевой стоимости доставки подписных изданий на региональных маршрутах от региональных объектов обработки непосредственно до подписчиков.
Наряду с этим целесообразность принятия некоторых инициатив представителей госорганов вызывает большие сомнения, прежде всего с экономической точки зрения. Характеризуя, и не без основания, ФГУП «Почта России» как естественного монополиста в области экспедирования и магистральных перевозок, авторы поправок к законодательству предлагают наделить почту дополнительными непрофильными функциями. В частности, речь идёт о том, чтобы вменить «Почте России» обязанность предоставлять непосредственно издателям услуги по приёму и обработке заказов на подписку.
В России 60 тысяч изданий и понятно, что работа с ними, ведение договорных кампаний дважды в год, издание каталогов и прочее, является, по сути, в современных рыночных условиях обременительной и непрофильной для почтовиков функцией. Кроме того «Почта России» в данный момент не располагает необходимыми финансовыми, организационными, производственными, людскими ресурсами для того, чтобы взять на себя, как предлагают авторы поправок к действующему законодательству о СМИ, всю работу по приёму и обработке подписных тиражей по всей стране.
Реализация данного предложения ставит под сомнение существование общефедеральных и местных альтернативных подписных агентств. Почта помимо безраздельного доминирования в сфере логистики может превратиться ещё и в монополиста в сегменте приёма подписки. Произойдёт разрушение конкурентной среды, увольнение значительного числа работников, занятых в подписных агентствах.
В настоящее время издатели могут выбирать, с каким из подписных агентств им лучше и выгоднее работать. В случае принятия решения поручить приём подписки одному предприятию, в данном варианте – «Почте Россия» – они будут лишены такой возможности.
В целом с учётом высказанных замечаний можно позитивно оценить и поддержать начатую работу по созданию новых механизмов реформирования института подписки, оптимизации и модернизации подписных процессов. Мы поддерживаем курс на либерализацию системы определения конечных подписных цен, на бюджетную поддержку доставки подписных тиражей и возмещение части затрат за оказание услуг по доставке.
АРПП со своей стороны готова участвовать в процессе реформирования и совершенствования института подписки. Наша Ассоциация продолжит работу по оказанию всесторонней помощи участникам рынка и властным структурам в закреплении и развитии положительных тенденций роста подписных тиражей, по созданию условий, обеспечивающих доступность подписки для всех граждан на всей территории страны.
Источник: Пресс-служба АРПП, 05.02.2007