В интернет с головой

  РБК готова потратить до $120 млн на онлайн-сервисы

 
Медиахолдинг "РБК Информационные системы" намерен инвестировать до $120 млн в покупку и развитие интернет-проектов в России, странах СНГ и Восточной Европы. Компания ожидает, что к 2010 г. будет зарабатывать на интернет-бизнесе $70-100 млн в год. Эксперты считают цели РБК чересчур амбициозными.
 
ОАО "РБК Информационные системы" (РБК) владеет одноименными информагентством, интернет-порталом, журналом, газетой и телеканалом, а также IT-компанией "Армада". Выручка за первое полугодие 2006 г. - $73,7 млн, чистая прибыль - $22,5 млн. Доля медиауслуг в выручке РБК за девять месяцев 2006 г. (с учетом доходов от РБК-ТВ) - 61%, IT-услуг - 38,9%. Контрольный пакет РБК распределен между Александром Моргульчиком (11,68% без учета заложенных акций), Дмитрием Беликом (10,88% без учета заложенных акций) и Германом Каплуном (11,5% без учета заложенных акций). Капитализация РБК по итогам вчерашних торгов на ММВБ - 37,8 млрд руб.
 
Совет директоров РБК принял решение инвестировать до $120 млн в интернет-бизнес, говорится в пресс-релизе компании. Основная часть этой суммы будет вложена в 2007 г. в проекты, находящиеся на начальном этапе развития. "В распоряжении РБК около $100 млн свободной наличности, которую компания в случае необходимости может потратить на интернет-проекты и приобретения", - цитируются в пресс-релизе слова совладельца и зампредседателя совета директоров РБК по финансам Дмитрия Белика. Остальную сумму, по его словам, РБК может занять. Управлять интернет-активами РБК, не связанными напрямую с ее бизнесом, будет недавно созданная "дочка" холдинга - "Медиамир", а руководить ею назначен бывший замгендиректора "РБК-Медиа" Михаил Гуревич.
 
В первую очередь РБК интересуют онлайн-игры и развлекательные сайты, сервисы знакомств, по обмену электронной почтой, фото- и видеоконтентом, блоги, социальные сети. При этом $10 млн из общей суммы инвестиций решено направить на создание венчурного фонда для финансирования инноваций. Цель холдинга - обзавестись к 2009 г. интернет-аудиторией в 50 млн пользователей в месяц или 10 млн пользователей в день (сейчас, по данным РБК, аудитория ее сайтов превышает 1,6 млн пользователей в день и 14 млн в месяц). К 2010 г. компания надеется зарабатывать на интернет-бизнесе $70-100 млн в год, причем значительную часть этой суммы должны составлять доходы от платы за пользование услугами.
 
В последнее время рунетовские проекты все больше привлекают инвесторов. По оценке ИК "Финам", в 2006 г. владельца сменили более 500 сайтов Рунета, а общая стоимость сделок приблизилась к $1,5 млрд. К примеру, "Проф-Медиа" купила долю в крупнейшем интернет-холдинге "Рамблер", которую эксперты оценили в $260 млн.
 
Руководитель направления "интернет-проекты" "Финама" Сергей Михеев считает, что выбранное РБК направление интересное и быстро растущее, некоторые проекты могут расти на 150% в год. Но интересных проектов, в которые можно войти, в Рунете осталось немного, добавляет Михеев. Гендиректор "Яндекса" Аркадий Волож отмечает, что в России можно приобрести интернет-проекты стоимостью в среднем $10 млн. А аналитик МДМ-банка Елена Баженова советует РБК покупать все подряд: сейчас в Интернете много мелких проектов и идей, которые можно раскручивать, но какой из них станет масштабным - не ясно.
 
Но приобрести аудиторию в 50 млн человек в месяц нереально, утверждают Волож и Михеев. Сейчас совокупная аудитория Рунета вдвое меньше, говорит Волож: даже если РБК захватит весь российский рынок, то еще 25 млн пользователей ей придется найти в Восточной Европе.
 
По данным Баженовой, сейчас чистый долг РБК - $60 млн и, даже вложив в Интернет $120 млн, компания сохранит уровень долга низким. Но если она не угадает с объектами инвестиций, то рискует получить чистый убыток и резко снизить рентабельность, предостерегает Баженова. Правда, пока инвесторы доверяют РБК: компания с нуля раскрутила проект РБК-ТВ, который окупился на год раньше прогнозов, добавляет она.
 
Источник: Ведомости, 06.02.2007