"Более 80% регионов увеличили подписные тиражи"

  Многие издатели (особенно региональные) до сих пор не могут свыкнуться с мыслью, что доставка газет, являющаяся частью института подписки, - это не безвозмездная обязанность почтовых служб, а высокотехнологичная услуга, реализация которой связана с существенными затратами.

 
За нее надо платить. Подписка для многих изданий напрямую связана с ростом тиражей, поэтому этот процесс вот уже несколько лет как стал предметом яростных нападок на почту. Но, похоже, в нынешнем году ситуация меняется коренным образом. Результаты подписки на первое полугодие 2007 года опровергли мнения оппонентов почты, предвещавших закат подписного института. Об этом сообщили на совместной пресс-конференции Ассоциация распространителей печатной продукции и ФГУП "Почта России". Недоброжелатели в недоумении: что говорить теперь, когда тиражи выросли... Непростые нюансы вопроса подписки мы решили обсудить с руководителем дирекции по коммерческим операциям "Почты России" Игорем Мандрыкиным.

Игорь Анатольевич, верно ли, что в нынешнем году можно говорить о некоем долгожданном прорыве в работе почты по подписке?
 
Результаты первого полугодия 2007 года показали, что в почтовой подписке произошел некий переломный момент. Впервые за многие годы можно суверенностью констатировать рост физических объемов: подписной тираж, собранный на первое полугодие 2007 года, вырос на 4,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Данные результаты, с нашей точки зрения, успешны.
 
Какие регионы особенно удивили ростом тиражей?
 
С удовольствием могу сказать, что по результатам этой подписной кампании подписные тиражи выросли практически во всех филиалах нашего предприятия. Из 81 филиала рост тиражей наблюдается почти в 70, то есть более 80% регионов увеличили подписные тиражи. Максимальный процент роста тиражей показала Псковская область. где тиражи выросли на 17,4%, Ульяновская область 15,1%. Хорошие результаты в Воронеже - 10,4% и в Нижнем Новгороде - 11%.
 
Увеличили подписные тиражи и традиционно лидирующие по объемам подписки филиалы: в Ростовской области тираж вырос на 8%, в Краснодарском крае - на 6.4%, в Самаре - на 5,8%, только в Республике Башкортостан подписной тираж остался практически на уровне прошлого года - рост на 0,2%.
 
Думаю, читателям будет интересно узнать о результатах подписки в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. В Москве тиражи выросли на 2,8%, в Санкт-Петербурге - на 8,3%, а в Московской области - на 8,5%.
 
А на какие издания в первую очередь растет подписка? Наверное, на глянцевые журналы?
 
Знаете, нет. Доля "глянца" в подписных тиражах не очень значительна. В основном подписку оформляют на газеты. Детальный анализ по номенклатуре выписываемых изданий достовернее могут прокомментировать Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и такие организации, как Ассоциация распространителей печатной продукции. Гильдия издателей периодической печати. По нашему мнению, в целом растут тиражи - федеральной прессы.
 
Сегодня максимальные темпы роста наблюдаются не у традиционно лидирующих в подписке газет, таких как "Комсомольская правда", "Аргументы и факты" и "Московский комсомолец", а, например, у газеты "Жизнь за всю неделю", чей подписной тираж вырос на 40%. К слову сказать, газета "Здоровый образ жизни" имеет разовый подписной тираж 1 млн 300 тысяч экземпляров - такого объема на сегодняшний день нет ни у одного печатного издания.
 
А почему же тогда почту неоднократно ругали издатели, обвиняли в плохой работе?
 
Вы знаете, парадоксально, но, на мой взгляд, создаваемый немного искусственный ажиотаж вокруг вопросов подписки, даже негативный, оказал нам помощь и рекламную поддержку. Этим к подписке было привлечено внимание не только заинтересованных ведомств, но и читателей из разных слоев населения. И люди оформили подписку.
 
А претензии... Думаю, что это претензии к самому факту перемен. С момента своего образования ФГУП "Почта России" проводило поэтапные и системные преобразования в реализации данной услуги: централизовало и стандартизировало договорные отношения, четко распределив функции на рынке подписки; провело консолидацию местной прессы; выработало и внедрило единую систему тарификации услуги и т.д. Сегодняшние показатели - это только первые результаты этой колоссальной трехлетней работы "Почты".
 
Самыми "недовольными" по-прежнему остаются издатели, которые не хотят оплачивать услуги "Почты", например услугу по сортировке периодической печати. Они почему-то считают, что мы должны оказывать им эту услугу бесплатно. Но наше предприятие не в состоянии оказывать безвозмездные услуги, тем более что сегодня услуга по приему заказов по подписке и доставке газет и журналов для "Почты" убыточна.
 
Как это убыточна? Почему?
 
Как вы. наверное, знаете, в анализ тарифообразования услуг Почты по подписке вовлечены многие ведомства (ФАС, ФСТ, Минфин, Минюст и другие). Согласно проведенному ФАС России анализу подтверждено, что существующие почтовые тарифы на услугу по приему заказов по подписке и доставке газет и журналов не покрывают затрат "Почты" по их оказанию: отрицательная рентабельность составляет 22%. а предоставляемая скидка для районных и городских изданий снижает уровень рентабельности до - 50%. Предварительная оценка ФАС убытков почтовой сети в 2007 году составит 3,2 млрд рублей.
 
А насколько вероятно государственное дотирование почты?
 
Если государством будет принято решение о замораживании или снижении подписных тарифов, то дотирование почты неизбежно. В настоящее время такая возможность и порядок ее реализации детально обсуждаются в правительстве РФ.

Источник: Газета, 12.02.2007