Средства массовой информации не хотят бесплатно размещать рекламу органов власти

  Как стало известно Ъ, на рассмотрение комитета Верховной рады по вопросам свободы слова и информации подан законопроект, обязывающий негосударственные средства массовой информации бесплатно размещать социальную рекламу органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций. Реакция участников рынка на законодательную инициативу оказалась предсказуемо отрицательной.

 
Согласно законопроекту "О внесении изменений в Закон "О рекламе"", объем бесплатной социальной рекламы должен быть не меньше 4% эфирного времени или печатных площадей, предназначенных для размещения рекламы. Кроме того, документ предусматривает льготное размещение социальной рекламы, заказчиком которой являются бюджетные учебные заведения, учреждения культуры и охраны здоровья, а также благотворительные организации. Автор законопроекта, народный депутат Валерий Писаренко (БЮТ) считает, что таким образом удастся перенаправить информационный поток в сторону информирования населения о "бедах национального масштаба". "Социальная ответственность средств массовой информации выше, чем у других, ведь их основные источники дохода - реклама табака и алкоголя",- сказал Ъ господин Писаренко.
 
В парламентском комитете документ оценивают положительно. "Философия проекта правильная: социальная ответственность бизнеса так и проявляется. Но есть проблемы со стыковкой с нормами действующего законодательства. Например, с законом "О предпринимательской деятельности". Если сказать "делайте бесплатно", это вызовет у бизнеса некоторый дискомфорт. Поэтому нужны дополнительные экономические стимулы",- считает глава комитета Верховной рады по вопросам свободы слова и информации Андрей Шевченко.
 
Участники рынка к введению подобных квот отнеслись отрицательно. "Нас обязывают предоставить 4% от рекламного эфира, в то время как до сих пор размещение социальной рекламы законодательно не включалось в ограниченную квоту рекламного времени. Это существенно ограничит наши рекламные возможности и, соответственно, доходы",- считает президент ЗАО "Телекомпания "ТЕТ"" Григорий Тычина. По мнению директора по маркетингу рекламной компании "Приоритет" Алексея Казанцева, введение таких обязательств приведет к удорожанию рекламного времени: "Есть пример соседней России, где была установлена квота на социальную рекламу. В итоге цены на размещение ощутимо поднялись".
 
С телеканалами солидарны и издатели печатной прессы. "Четыре процента - это очень много. В ситуации, когда всех обяжут предоставлять площади по одинаковой квоте, издания будут поставлены в неравные условия - где-то реклама дороже, и потери будут больше. Необходима четкая дифференциация носителей",- говорит директор издательского дома группы компаний "Украинский Медиа Холдинг" Татьяна Ефименко. По мнению аналитиков, больше всех пострадают ежемесячные издания с дорогой рекламой. "Для глянцевого журнала, который в хороший месяц имеет восемьдесят полос рекламы, потеря составит около 12 тысяч долларов",- подсчитал генеральный директор компании Hachette Filipacchi Shkulev-Ukraine (журналы "ELLE-Украина" и Maxim) Сергей Мирошниченко.
 
В то же время эксперты отмечают отсутствие четких критериев отличия социальной рекламы от других ее видов. "На сегодняшний день законодательно четко не определено, что такое социальная реклама, кто может быть ее заказчиком и кто проводит единую социальную политику в рекламе",- пояснил исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции Максим Лазебник. "Эта квота вряд ли будет использоваться в полном объеме: ведь для этого нужен соответствующий контент и выработанная социальная политика. Ни того, ни другого у государства нет и в ближайшее время не будет",- сказал директор сейлз-хауса "Интер-реклама" Олег Павленко.
 
Источник: Коммерсант (Украина), 12.02.2007