14 февраля с.г. в зале заседаний коллегии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям прошла Международная конференция – «Конфликт моделей распространения прессы в России и в Европе». В ней приняли участие свыше 70-ти представителей ведущих издательских домов и распространительских фирм из России, Германии, Италии, Испании, сотрудники ФАПМК, журналисты.
С докладом «О моделях распространения прессы в России и в Европе» выступил Президент АРПП Д.В. Мартынов, который представил оценки и сравнительный анализ отечественного и аналогичных зарубежных рынков печатной продукции, выделил проблемы, сдерживающие эффективное развитие российского рынка периодики.
Докладчик подробно остановился на общемировых тенденциях, присущих рынкам печатных СМИ. По его словам, в настоящее время происходит постепенное снижение тиражей, растут совокупные рекламные доходы, увеличивается количество газетных и журнальных Интернет-сайтов, наблюдается стабильный рост Интернет-рекламы и бесплатных газет.
Практически повсеместно произошли значительные изменения в структуре рынков распространения, что проявляется в падении роли оптовиков, уменьшении количества оптовых компаний, постепенной утрате киосками своей доли рынка и увеличении доли супер- и гипермаркетов, а также небольших «круглосуточных» магазинов формата «магазин у дома» в общем объёме продаж прессы. Наряду с развитием новых форматов магазинов и «перекрёстного» мерчендайзинга, т.е. продажи тематической печатной продукции вместе с соответствующими товарами, пресса продолжает терять свой процент в обороте торговых точек, уступая его продажам дополнительных услуг и продуктов. Ещё одной особенностью сегодняшнего дня является увеличение бюджетов на проведение в розничных точках промо-акций, направленных на стимулирование сбыта изданий.
Следуя в русле общемировых тенденций, российский рынок прессы вместе с тем имеет и свои специфический особенности. К ним следует отнести отсутствие механизмов саморегулирования и общих для всех участников рынка правил сотрудничества, единых мер социальной и бизнес-ответственности. Негативно сказываются на состоянии рынка отсутствие «третейских» механизмов досудебного разрешения споров, разобщённость медиасообщества, слабое взаимодействие отраслевых объединений.
Президент АРПП высказал соображения относительно путей решения существующих проблем. По его мнению, необходимо модернизировать договорную базу (переход с договоров купли-продажи на агентские договоры), создать условия для объединения усилий издателей и распространителей в целях разработки прозрачной системы дистрибуции периодических печатных изданий, внедрения современных технологий обработки и продаж продукции, развития эффективных логистических схем и решений.
Д.В. Мартынов особо подчеркнул необходимость создания и внедрения специализированных правил для всех участников рынка, в основу которых должны быть положены нейтралитет по отношению ко всем без исключения изданиям, право издателя на размещение заказа, право распространителя на возврат, согласно которому все риски, связанные с реализацией товара, издатель берет на себя.
Продолжил тему сотрудничества издателей и распространителей Председатель Правления АРПП А.В. Оськин, который прокомментировал подготовленный Ассоциацией проект «Кодекса российского рынка прессы». Он привёл доводы в пользу того, что сегодня в стране имеются благоприятные условия для создания и внедрения цивилизованных правил функционирования рынка прессы, подобно тому как соответствующие нормы сотрудничества издателей и распространителей давно и с успехом применяются в европейских странах.
В издательском и распространительском сообществах произошли концентрация и объединение сил. Об этом свидетельствует появление в последние годы на рынке новых общественных структур – некоммерческих партнёрств, таких как НП «Издательская инициатива», НП «Союз издателей», НП «Распространение прессы», НП «Национальная сеть распространения прессы «Союз печать», деятельность которых нацелена на решение конкретных проблем рынка.
В качестве ещё одного фактора, способного позитивно повлиять на процесс совершенствования отношений между издателями и распространителями, А.В. Оськин назвал состоявшуюся в последний период консолидацию рынка. «Укрупнение игроков рынка», уменьшение на медиа пространстве доли малых предприятий и, тем самым, сокращение общего количества конфликтующих сторон, создают предпосылки для более конструктивного диалога и достижения взаимовыгодных договорённостей.
Предложенный участникам конференции проект «Кодекса российского рынка прессы», отметил Председатель Правления АРПП, отвечает реалиям нынешнего состояния рынка. Этот документ разрабатывался с учётом предыдущих неудачных попыток внедрения отраслевых правил сотрудничества. Помимо этого принимались во внимание опыт зарубежных стран и утверждённые «Дистрипресс» правила поведения на рынке.
А.В. Оськин проинформировал участников конференции о состоявшейся 9 февраля с.г. встрече руководителей 11-ти некоммерческих медийных организаций, на которой было принято решение об учреждении Национального Координационного Совета Прессы. Совет создан для того, чтобы представлять и защищать общие интересы участников индустрии печатных СМИ. Учредители Совета договорились объединить усилия с целью проведения скоординированной политики в интересах развития и саморегулирования индустрии печатных СМИ, формирования и представления единой позиции российского сообщества печатных СМИ во властных структурах и общественных кругах, поднятие авторитета отрасли печатных СМИ, повышение социальной ответственности, прозрачности и инвестиционной привлекательности индустрии.
С большим вниманием было встречено выступление Председателя совета директоров ЗАО «ИнтерМедиаГруп», соучредителя и Председателя Правления НП «Издательская инициатива» В.М. Шкулёва. Руководитель одного из ведущих российских меда холдингов высказался в поддержку предложений о совершенствовании отношений участников рынка прессы. Отметил, что издатели заинтересованы в формировании отраслевой системы управления рынком продаж печатной продукции. Именно в этих целях состоялось объединение ряда столичных издательских домом в НП «Издательская инициатива». Данная общественная организация предпринимает шаги по совершенствованию системы распространения прессы. Анализируя состояние взаимоотношений между издателями и распространителями, В.М. Шкулёв выразил мнение, что каждый из партнёров обязан сам заботиться о рентабельности своего бизнеса. Издательские дома, акцентировал он, не являются кредитными организациями и не должны субсидировать распространителей, заботясь об их прибыльности. В.М. Шкулёв резко высказался относительно практики предоплаты за тиражи, которую используют некоторые издательские дома. Назвал этот механизм «отрыжкой» прошлого периода, «аппендиксом», требующим удаления из отношений издателей и распространителей.
Генеральный директор ЗАО ИД «Бурда» А-Ф. Листевник поделился своими оценками состояния дел на рынке и проанализировал особенности продаж прессы в российских магазинах самообслуживания. По его словам, доля печатной продукции в супермаркетах по сравнению с другими группами товаров весьма значительна. Средняя продуктивность периодики на занимаемом пространстве выше, чем у большинства ежедневно поставляемых категорий продукции. Каждый стеллаж под прессу – окупается. Газеты и журналы – привлекательный товар для всех розничных сетей.
А-Ф. Листевник заметил, что действующая в России практика торговли прессой существенно отличается от принятой в европейских странах с точки зрения сроков оплаты за реализованную продукцию, платежей при вхождении изданий в сети. По его убеждению, требования выплаты принудительных сборов в супермаркетах за вхождение в сеть, а также за информационные услуги – незаконны. Между всеми участниками рынка должны быть согласованы условия работы, согласно которым - издатель берёт на себя риски за непроданный товар. Плохо продаваемые издания могут быть исключены из ассортимента, оплату за проданные тиражи надо производить не позднее 30-ти дней, все дополнительные маркетинговые услуги, заказываемые издателем, оплачивать отдельно.
С информацией на тему «Экономические аспекты сотрудничества издателей и распространителей: вопросы рентабельности и платежей» выступил заместитель директора ООО «ТД «За рулём» Е.А. Теременко, который подробно описал действия издателя по изучению конъюнктуры рынка, способы продвижения издания, формы и методы взаимодействия с распространительскими структурами, порядок сотрудничества с участниками рынка в рамках медиаотрасли.
Вопросам распространения печатной продукции в Германии посвятил свой доклад генеральный директор ООО «Издательство «Бауэр Россия» К. ван дер Колк. Представив всю цепочку медиа бизнеса, г-н Колк сделал акцент на том, что все средства, поступающие во все звенья этой сферы деятельности, поступают от потребителя. В связи с этим он вывел формулу – «Кому? Что? Как? Где? Когда? Почём? Почему? Зачем?», которая ориентирована на удовлетворение запросов читателей. Подчеркнул – вот те главные вопросы, решением которых должны заниматься все звенья цепочки, от редакции до владельца торговой точки. Г-н Колк рассказал также о методике ценообразования на периодическую печать и распределении между издателем, оптовиком и розницей долей, отсчитываемых от средней цены для конечного потребителя.
Дополнил картину распространения печатной продукции в Германии руководитель отдела маркетинга компании «Транк» В. Цирлик. Он остановился на вопросах маркетинга и мерчендайзинга, проблемах розничного распространения. В настоящее время в Германии 25 процентов прессы продаётся в магазинах самообслуживания, 14 процентов на бензозаправках, 20 процентов через ручников, 14 процентов в продовольственных магазинах, 3 процента в мега- и гипермаркетах. Средний размер продаж в киосковых сетях составляет порядка 600 евро на одной торговой точке. Розничная маржа – 19 процентов.
О структуре распространения прессы в Испании представил доклад управляющий директор Национальной федерации распространителей Испании Ж. М. Анта. Заметил, что
в стране издаётся 278,6 млн. экземпляров журналов, 1 589,3 млн. экземпляров газет, реализацией которых занимаются около 100 дистрибуторов. Порядка 75 процентов от общего оборота печатной продукции приходится на газетные киоски, 19,8 процента продаются в книжных магазинах, 2,8 процента – в сетях супермаркетов. По словам г-на Ж.М. Анта, в Испании в последние годы падает число продаж всех категорий печатной продукции, сокращается количество киосков, что соответствует общемировым тенденциям.
С обзором итальянского рынка распространения печатной продукции выступил генеральный директор компании A&G Marco Ф. Детторе. Проблемами распространения прессы в стране занимаются 7 национальных дистрибуторов и 140 местных дистрибуторов, которые осуществляют поставки в 35 000 киосков. Срок поставки продукции составляет от 24 до 72 часов. Издатели могут поставлять прессу национальным дистрибуторам, в логистические центры или напрямую местным распространителям. Местные дистрибуторы работают с киосками. В Италии созданы две информационные сети, с помощью которых киоскёры оперативно сообщают о продажах газет и журналов.
О проблемах чтения и грамотности в России рассказал генеральный директор ООО «Группа компаний «Вокруг света» В.А. Плинер. Он привёл цифры, согласно которым Россия утратила позицию «самой читаемой страны в мире». Призвал издателей и распространителей включиться в процесс привлечения молодёжи к чтению печатного слова. Подчеркнул, что восстановление традиций чтения крайне важно с точки зрения сохранения духовного единства нации, её самобытности и культуры.
Руководитель отдела печати ФАПМК Г.Н. Кудий поддержал усилия АРПП по совершенствованию российского рынка прессы, выразил готовность и в дальнейшем оказывать содействие в реализации инициатив Ассоциации по укреплению сотрудничества издателей и распространителей.
Вёл заседание конференции Председатель Правления АРПП А.В. Оськин.
Пресс-служба АРПП