Вторая ночь рунета

  В российском сегменте "всемирной паутины" начался новый передел

 
Холдинг РБК объявил о намерении вложить 120 млн. долларов в развитие интернет-проектов в России и странах СНГ, в январе южноафриканский медиа-холдинг Naspers потратил 165 млн. долларов на покупку 30% mail.ru, а в конце октября "Проф-Медиа" заплатил около 250 млн. за приобретение контрольного пакета "Рамблера". Цифры говорят сами за себя: в рунете новый передел собственности - теперь уже за гораздо большие деньги.
 
Забытый "Апорт"
 
В рунете инвестиционный бум только начинается, считает пресс-секретарь инвестиционной компании "Финам" Вячеслав Кочетков: "В одном лишь январе на этом рынке было совершено сделок более чем на 200 млн. долларов. Сейчас наблюдается рост интереса к российским интернет-активам со стороны западных игроков, в том числе медиа-холдингов и инвестиционных фондов. Одновременно растет и инвестиционная грамотность создателей проектов. Например, к нам ежемесячно обращаются более 20 интернет-компаний, заинтересованных в привлечении инвестиций".
 
Две самые крупные за историю рунета сделки были совершены за последние четыре месяца, причем обе свидетельствуют о переключении внимания инвесторов с традиционных медиа на интернет. Вслед за тем как принадлежащий Владимиру Потанину холдинг "Проф-Медиа" избавился от своих печатных активов ("Известия", "Комсомольская правда", "Эксперт"), он поставил рекорд для российского интернета, приобретя за 255 млн. долларов 54,8% акций портала "Рамблера". Совершил "Проф-Медиа" и еще ряд сделок в виртуальном пространстве, купив проекты "Афиша.ру" и "E-xecutive".
 
Другой пример - специализирующийся на медиа-инвестициях южно-африканский холдинг Naspers, в прошлом году пытавшийся выйти на российский рынок. Африканцы вели переговоры о приобретении различных издательств - "Аргументы и факты", "Труд", "СК-Пресс", но в итоге дело завершилось покупкой интернет-проекта Mail.ru. Сумма, которая была заплачена за его акции, меньше, чем в случае с "Рамблером", - 165 млн., но исходя из того, что приобретены были лишь 30% акций, получается, что капитализация Mail.ru больше, чем у "Рамблера" (550 млн. долларов против 450 млн.).
 
Между тем специалисты, анализируя эти сделки, вспоминают 2000 год, когда случился первый передел интернет-рынка в России. Тогда инвесторы, поверив в рунет, стали скупать один за другим проекты в сети. Суммы сделок были в десятки раз меньше, чем сегодня, но и аудитория "всемирной паутины" тогда в нашей стране насчитывала всего 2,8 млн. человек (против 26 млн. на конец прошлого года). Однако для многих участников рынка прошлая инвестиционная гонка закончилась не очень радужно, а то и вовсе плачевно. До начала нынешнего бума рекорды по покупкам в рунете принадлежали телекоммуникационной компании Golden Telecom. За 25 млн. долларов она купила поисковую систему "Апорт", которая, согласно исследованиям филологов, в тот момент лучше "Рамблера" и "Яндекса" учитывала особенности русского языка. А за 8 млн. долларов Golden Telecom приобрел "Инфоарт" - уникальный проект, ставший первым в рунете порталом (сайтом, объединяющим все необходимые сервисы) за несколько лет до всеобщего увлечения "портализацией".
 
В итоге же "Инфоарт" вообще прекратил свое существование, а об "Апорте" вспоминают разве что старожилы сети. Как сегодня ни странно звучит, но тогдашние инвесторы разочаровались и в "Рамблере" с Mail.ru: они с минимальной прибылью были проданы, соответственно, предпринимателям Юрию Лопатинскому и Юрию Миллеру, которые, дождавшись нового бума, нарастили капитализацию данных проектов до сотен миллионов долларов и вновь продали их.
 
"Суп" не сваришь?
 
Более трагично, чем в России, закончился предыдущий интернет-бум в США. 14 апреля 2000 года стало в истории американской экономики такой же печальной датой, как 17 августа 1998 года - для российской. Случившийся в тот день обвал биржи Nasdaq, где продаются акции высокотехнологичных компаний, привел к серьезнейшему экономическому кризису. Но сегодня эксперты единодушны в том, что повторения такой ситуации можно не опасаться. "Тогда была первая ночь, и как она закончится - никто не знал, - рассуждает главный редактор интернет-издания "Хабр.ру" Денис Крючков. - В этот раз ночь уже вторая, а поскольку все помнят, чем закончилась первая, то сделают все возможное, чтобы тот кошмар не повторился. Об этом знают и инвесторы, и те площадки, которые им продались в первую ночь".
 
"В 2000 году прибыльных проектов в интернете просто не существовало, а оценки продаваемых сайтов брались с потолка, - отмечает один из основоположников рунета Антон Носик. - Закончилось все тем, что стоило подуть холодному ветру, как эйфорию сменило разочарование, а сторонних инвесторов, которые могли купиться на одни обещания, не нашлось. Сейчас же ситуация совсем другая: крупнейшие интернет-проекты приносят прибыль, рост которой ожидается вплоть до 2010 года. А аудитория, например, "Яндекса" превышает число читателей "Известий", "Комсомолки" и "Московского комсомольца", вместе взятых".
 
В то же время эксперты предупреждают, что некоторые из совершаемых сейчас инвестиций могут и не оправдать амбициозных ожиданий. "Некогда бывший на вершине рунета "Рамблер" опустился сейчас на третье место по капитализации, и его отставание от лидеров продолжает увеличиваться, - утверждает г-н Носик. - Будучи профессиональным биржевым игроком, предыдущий владелец Юрий Лопатинский добился феноменального роста капитализации благодаря в основном грамотному выводу компании на биржу. В "Рамблере" необходимо кардинально менять стратегию и менеджмент, но его новый владелец - "Проф-Медиа" - известен как раз тем, что ничего никогда не меняет в приобретаемых им проектах".
 
Разочарование может постигнуть и олигарха Александра Мамута (о его амбициозном интернет-проекте под названием "Суп" "МН" уже писали в прошлом году). "Мамут вложился в "сказку", которую нарисовали ему менеджеры "Супа", - считает г-н Крючков. - Несмотря на популярность американской системы интернет-дневников Livejournal, права на русскоязычную часть которой выкупил "Суп", размер предполагаемых доходов проекта в разы завышен. Можно было бы больше верить в "Суп", если бы не масштаб, с которым они вышли на рынок. А так это очень напоминает ту самую "первую ночь", по которой кто-то очень сильно соскучился".
 
ПАРАЛЛЕЛИ
 
Забугорный интернет-бум
 
На Западе также говорят о новом интернет-буме: в прошлом году в различные проекты в сети было вложено 4 млрд. долларов. Но если в России второй интернет-бум по размеру инвестиций в разы превзошел первый, то на Западе пока роста не произошло: ведь в 2001 году во "всемирную паутину" было вложено без малого 10 млрд. долларов.
 
Другое отличие состоит в том, что на Западе сейчас основной объект приобретений - не традиционные порталы, а модное в настоящее время направление "Веб 2.0". Суть соответствующих проектов заключается в том, что их содержание составляют сами пользователи. Будучи воодушевленным перспективами "Веб 2.0", в 2005 году медиамагнат Руперт Мердок приобрел один из таких ресурсов - MySpace - за 650 млн. долларов. А в 2006 году MySpace положила глаз на популярный сервис YouTube, предназначенный для обмена видеороликами, однако проиграла корпорации Google, которая в напряженной конкурентной борьбе предложила максимально возможную цену за данный ресурс - 1,65 млрд. долларов.
 
Источник: Московские новости, N6, 16.02.2007