Из 125 человек, присутствовавших в зале заседания, 125 проголосовали "за", 0 - воздержались, 0 - "против", однако общий результат - отклонить. Таков парадоксальный итог голосования по поправке в Закон "О рекламе", касающейся рекламы в детских программах на радио и телевидении.
Инициатором и автором этих изменений выступила глава Комиссии Совета Федерации по информационной политике Людмила Нарусова. В свое время, когда шла работа над проектом базового Закона "О рекламе", законодатели испытывали весьма сильный прессинг рекламного лобби. Напомним, что проект данного документа широко обсуждался в стенах Федерального Собрания с участием рекламодателей, руководителей средств массовой информации, ученых, представителей общественности. Тогда именно Людмила Нарусова заострила вопрос о наличии большого количества рекламы в детских программах. Сенатор неоднократно с аргументами психологов доказывала, насколько негативно действует реклама на психику ребенка. В свою очередь руководители радио и телеканалов доказали, что количество детских программ снизилось из-за отсутствия государственного финансирования на их создание. В итоге после многочисленных дискуссий было принято соломоново решение - внести в Федеральный закон "О рекламе", поправки, которые позволяют использовать рекламу в начале и конце детской передачи, но с условием подготовки отдельной поправки, что деньги от такой рекламы целенаправленно должны поступать на создание новых детских и образовательных программ для детей. Отметим, что в общих бюджетах телекомпаний нет отдельной строки финансирования таких столь необходимых для наших детей передач. К сожалению, в последнее время сложилась практика, когда определенные лоббисты "продавливают" законы, к которым у законодателей имеется весьма много вопросов. Так было и с Законом "О рекламе". И вот поправка Нарусовой рассматривается 14 февраля на дневном пленарном заседании Государственной Думы. Глава Комиссии СФ по информационной политике, выступая перед своими коллегами, очень обстоятельно и аргументированно изложила суть и значение своей законодательной инициативы. Казалось бы, какие могут быть возражения? Но голосование показало, что у нашего подрастающего поколения есть весьма сильные соперники - депутаты фракции "Единая Россия". Все присутствовавшие в зале депутаты из разных фракций, а именно 125 человек, единогласно поддержали закон, "против" и "воздержавшихся" не было вообще, однако, как часто бывает, демонстративно не принимавшая участие в голосовании "Единая Россия" не позволила набрать нужное количество голосов. Людмила Нарусова в интервью "ПГ" заявила, что "лоббисты оказались очень сильными; ярым противником оказался депутат Мединский из фракции "Единая Россия", представлявший позицию профильного комитета". Сенатор также подчеркнула, что ее "удивил отзыв заместителя Председателя Правительства Александра Жукова. "С моей точки зрения, - уточнила Людмила Нарусова, - его вели в заблуждение". По словам сенатора, "Александр Жуков ссылается на Гражданский кодекс, где сказано, что мы не имеем права вмешиваться в предпринимательскую деятельность". Это же было единственным аргументом "против" и у Мединского. Выступая с трибуны Государственной Думы, Людмила Нарусова подвергла сомнению такое толкование ГК: "Если в какой-либо коммерческой структуре работает человек, уклоняющийся от уплаты алиментов своим детям, то получается, что мы не имеем права вмешиваться в бюджет этой организации, чтобы выяснить реальную плату злостного неплательщика и в соответствии с этим привлечь его к ответственности?" Или же государство должно самоустраниться от вмешательства в основную функцию телевидения - просветительство и воспитание. Мы не должны рассматривать телевидение как бизнес-структуру, ведь оно - мощнейший рычаг воздействия на общественное сознание и гражданское общество. "В то же время, - сказала сенатор, - я глубоко удовлетворена, что мне удалось убедить всех присутствующих в своей правоте. Единогласная поддержка коммунистами, ЛДПР, "бабуринцами" показала, что в данном случае депутаты руководствуются здравым смыслом, а не партийной конъюнктурой, и забота о детях может нас объединить. Однако диктат большинства в Государственной Думе и узкопартийные интересы привели к тому, что эта поправка не прошла. В данном случае предвыборные корпоративные интересы "Единой России" оказались выше государственного подхода к весьма важной проблеме в области политики по просветительству и воспитанию детей.
Источник: Парламентская газета, 19.02.2007