В Год русского языка и чтения интервью "ОГ" дал главный редактор единственного толстого литературного журнала на Среднем Урале Николай КОЛЯДА

 
Через год, в январе 2008-го, журналу "Урал" исполнится 50 лет. Журнал многое пережил на своем полувековом пути. Пожалуй, самое драматичное время у него было семь лет назад, в 1999 году, когда тираж упал катастрофически - до 270 экземпляров... С этого мы и начали наш разговор.
 
- Николай Владимирович, тогда, в 1999 году, вы и пришли в "Урал"?
 
- Да, именно в 1999 году на слезном письме тогдашнего главного редактора журнала "Урал" Валентина Петровича Лукьянина губернатор Свердловской области написал историческую фразу: "А. П. Воробьеву. Разобраться. "Урал" нам нужен. Э. Россель". Сейчас оригинал этого письма хранится в Музее писателей Урала. И действительно, тогдашнее решение правительства Свердловской области стало решающим для судьбы журнала. Журнал был взят на финансирование из бюджета, и началась его новая жизнь. Я много раз рассказывал это, но не грех о хорошем вспомнить снова и еще раз поблагодарить всех, кто помог тогда вытащить журнал из пропасти. Когда-то при В. Очеретине, тираж журнала достигал более 100 тысяч экземпляров, а к концу века стал исчисляться десятками. Помню, как министр культуры области Наталья Константиновна Ветрова предложила мне взять руководство журналом на себя. Меня просили помочь, а я всегда в таких случаях быстро откликаюсь. Правда, я и не думал, какую ношу на себя взваливаю и как будет трудно.
 
А было очень трудно - во всех отношениях. Не было рукописей для новых номеров, долго не начиналось обещанное финансирование журнала, нечем было платить типографии за новые номера. Хорошо, что наша типография, Асбестовская, в то время печатала нас в долг -веря, что мы когда-нибудь заплатим.
 
- Но, наверное, главные проблемы были всё-таки не финансовые, а творческие?
 
- Конечно. Писатели разуверились и, можно сказать, "похоронили" журнал. Ведь история с его выживанием длилась почти десять лет. В первый номер, который я делал как главный редактор, в редакции не было рукописей. Просто нечего было ставить! В редакцию никто ничего не приносил, не присылал и даже не звонил. Я помню, что обратился к Николаю Григорьевичу Никонову, к Александру Берникову, Анатолию Новикову и ко многим другим с просьбой что-нибудь дать в журнал, чтобы вышел более-менее приличный номер, с качественной прозой и добротными стихами. Тогда мы объявили акцию "Спасем "Урал"!", и я очень благодарен всем, кто поддержал нас в то трудное время и финансово, и морально. Помню, как в августе, на день города, мы всей редакцией вышли на Плотнику, торговали журналами, подписывали на журнал всех, кто проходил мимо, почти умоляли подписаться. А нынешний лауреат премии Букер Ольга Славникова (тогда она работала в редакции литсотрудником) ходила по Плотинке, надев на себя "бутерброд": такие щиты, на которых сзади и спереди была реклама журнала.
 
- И что было потом?
 
- Потихоньку сделали ремонт в редакции, купили новые компьютеры. Появились авторы. Я очень благодарен ныне покойному Николаю Никонову. Он, тогда председатель правления Свердловского отделения Союза Писателей РФ, всячески поддерживал меня. Мы начали печатать его роман "Ледниковый период", который вызвал огромный интерес читателей. Николай Григорьевич приносил в журнал листочки, написанные от руки, мы их набирали и ставили в номер.
 
Начала расти подписка журнала. А с Никоновым мы продолжали сотрудничать. Однажды он принес в редакцию рукопись и смущенно сказал мне: "Я вот вообще с ума сошел, наверное, - стихи написал". Помню, сказал ему: "Николай Григорьевич, даже если вы напишите либретто оперы, оперетты или циркового представления - мы все напечатаем". Для меня всегда было ясно, с каким невероятным человеком свела меня судьба, сделала мне такой подарок.
 
- Что ждет читателей журнала "Урал" в предъюбилейном году - 2007-м, который, кстати, в России объявлен Годом русского языка и чтения?
 
- Очень интересным будет, я думаю, апрельский номер "Урала". Он полностью посвящен легендарным художественным выставкам на Сурикова, 31 в Екатеринбурге-Свердловске и Ленина, 11, которые проходили с шумом и скандалом в 1987 году. Прошло двадцать лет, но, как оказалось, эти выставки оказали огромное влияние на развитие культуры на Урале. Об этом в номере будут вспоминать и рассуждать почти 60 художников, искусствоведов, писателей Екатеринбурга. Номер будет называться, вероятно, "Вспоминая 87-й.,. ". Люди постарше помнят это самое начало перестройки, глоток воздуха и огромные перемены, которые происходили в обществе. Именно тогда возникли первые рок-группы на Урале, возник новый толчок в развитии документального кино, началось становление жанра современного танца на Урале. То есть в 87-м в культуре Урала зарождалось всё то, что сегодня составляет его гордость: и рок, и документальное кино, и данс-театр.
 
Моя первая пьеса "Игра в фанты" была поставлена в академическом театре драмы в том же 1987 году. Это сейчас у нас сложилась уральская школа драматургии, все к этому как-то привыкли, а тогда драматургов считали чем-то второсортным, и меня, скажем, не принимали в Союз писателей, потому что считалось, что драматургия - не литература. И это несмотря на то, что пьесы мои игрались в сотне театров России. Только в 1989 году на Всесоюзном совещании писателей в Москве меня приняли в СП. Ну, это к слову... Двадцать лет прошло. Стоит, думаю, оглянуться на этот 87-й год с высоты нашего 2007-го и, может быть, оценив прошлое, сделать какие-то выводы. Так что четвертый номер будет крайне интересным. Обещаю читателям: в нем будет что почитать и тем, кто жил в то время, и тем, для кого эти годы - далекое прошлое.
 
А в мае в журнале будет напечатана подборка прозы и стихов качканарцев. Там есть очень интересные авторы. Впрочем, в провинциальных городах Свердловской области вообще живет немало талантливых людей. Действительно, справедлива поговорка: "Провинция - состояние души, а не географическое понятие". Можно отметить поэтическую школу в Нижнем Тагиле, а еще - целый "выводок" талантливых поэтов в Каменске-Уральском. Несколько лет назад мы выпускали номер, целиком посвященный каменским писателям и их творчеству. Номер презентовали в библиотеках Каменска-Уральского, и он, как я знаю, запомнился читателям.
 
- Журнал "Урал" - один из учредителей конкурса драматургов "Евразия". Престиж конкурса невероятно высок. Вас упрекают, что журнал "Урал" часто печатает пьесы?
 
- Упрекают. Но мне кажется: лучше я опубликую в журнале одну хорошую пьесу, чем три слабых повести только потому, что авторы их - "уральские самоцветы", маститые писатели. В этом году "Евразия" наша -юбилейная. Пять лет проводится конкурс. В каждом номере, предваряющем награждение и финальные торжества в июне, печатается одна какая-то, самая интересная, на мой взгляд, пьеса, которая написана на Урале. Мне не стыдно за эти тексты моих учеников. Это пьесы Александра Архипова, Василия Сигарева, Олега Богаева, Павла Казанцева, Болота Ширибазарова и многих других. Так что и нынче одна из пьес, участниц "Евразии", будет напечатана.
 
А июньский, шестой номер будет посвящен драматургии Франции.
 
- Посягаете на лавры журнала "Иностранная литература"?
 
- "Иностранная литература" печатает пьесы раз в четыре года. И для него этот жанр - низкий жанр. Мне же хочется представить в июньском номере "Урала" творчество уральских переводчиков, а таковых немало. Хочется хотя бы немного расширить представление наших читателей о литературе(а в данном случае - о драматургии) других стран. В номере будут напечатаны пьесы, скажем, Лагарса, одного из великих современных драматургов Франции, который не так давно ушел из жизни. 2007-й объявлен ЮНЕСКО как Год Лагарса, но кто из россиян знает о творчестве этого интереснейшего писателя?
 
- Николай Владимирович, не скажете ли, какие номера "Урала" за годы вашего редакторства запомнились вам более всего, особенно дороги?
 
- Николай Владимирович, не скажете ли, какие номера "Урала" за годы вашего редакторства запомнились вам более всего, особенно дороги?
 
- Мне все выпущенные номера дороги. В каждом есть какая-то изюминка. Но, как мне кажется, самыми интересными были номера, посвященные немецкой, французской, американской литературе. Три года назад замечательный получился январский номер, посвященный юбилею П. П. Бажова. Кроме того, все девять лет, что я главным редактором, каждый сентябрьский номер посвящен молодым поэтам и прозаикам. Эти ершистые, "непричесанные" тексты молодых писателей мне кажутся очень важными. Я воспитывался в советское время и потому живу по принципу (и всем советую): "Молодым везде у нас дорога, старикам всегда у нас почет". Очень хорошее правило, как мне кажется. Именно поэтому при журнале существует уже несколько лет молодежный литературный клуб "Лебядкинъ". Создавали мы его с поэтами Борисом Рыжим и Олегом Дозморовым, а сейчас клубом руководит Андрей Санников.
 
А еще я очень рад, что журнал наш такой "толстый": в нем 256 страниц. Подписчики же получают еще и "Полезное приложение" для тех, кто любит сад, огород, рыбалку - одним словом, кто любит заниматься хозяйством. И, надо сказать, читатели нам очень благодарны за эту книжечку-вкладыш в журнал.
 
- Для подписчиков на полгода "Урал" стоит чуть больше ста рублей, то есть человек платит за каждый номер по 20 рублей, а вот себестоимость (бумага, типография, гонорары) одного номера -более ста рублей. Можно ли так "транжирить" деньги налогоплательщиков, работая в абсолютный минус?
 
- Культура не может окупать себя. В принципе. Но бюджетные деньги, потраченные на культуру, скажем, на журнал "Урал" - это не выброшенные на ветер деньги, это вложение в будущее, в подрастающее поколение. Я в этом абсолютно убежден. Наша главная задача - создавать литературное поле. Не может быть в журнале каждая строчка гениальной. Но как сказал мне один умный писатель: если из всего, что в течение года ты опубликовал в журнале, хотя бы строчка войдет в хрестоматию по литературе -журнал выполнил свою задачу. На Западе не существует толстых литературных журналов. Там есть издательства: ты пришел, принес рукопись, ее издают или не издают - и всё. У нас есть уникальная возможность: человек, пробующий себя в литературе, написав первый рассказ, может принести его в журнал, и если журнал печатает его, видя способности человека, то для начинающего автора эта публикация - поддержка, "зеленый свет", открытие пути. Так начинали все большие писатели. Виктор Астафьев, кстати, начал впервые печатать рассказы именно в "Урале" в начале 60-х годов. Кто тогда мог предвидеть, что из Астафьева выйдет великий русский писатель, гениальный художник?
 
- 50-летие "Урала" - не за горами. Что планирует редакция непосредственно к юбилею?
 
- Во-первых, мы выпустим не 12 номеров, а сделаем еще в конце года дополнительный, 13-й номер. Однажды мы уже выпускали такой номер, собрав в нем лучшее, что было опубликовано за последние годы в журнале, и номер этот разлетелся мгновенно. Так сделаем и нынче. Во-вторых, выйдет в свет очередной выпуск "Складчины". Вышло уже более десяти номеров этого приложения к журналу "Урал". Готовит его заведующий отделом поэзии журнала Николай Яковлевич Мережников. Удивительный человек, к слову сказать. Почти сорок лет он работает в редакции. Сколько воспитал поэтов! Таких редких людей еще поискать... Третье (что немаловажно) - в редакции будет проведен ремонт. Хоть и небольшой, но его надо сделать - мы нашли для этого спонсоров. Четвертое - объявили конкурс на лучшее стихотворение, эссе, статью о родном Урале. Приглашаю всех читателей "ОГ" к участию в этом конкурсе. И последнее: уже сейчас мы готовим январский номер 2008 года, который будет посвящен 50-летию журнала. Собираем уникальные материалы из истории уральской литературы, из истории журнала "Урал". Проведем мы, конечно же, и большой юбилейный вечер, на который соберем и бывших работников журнала, и наших писателей, и наших читателей.
 
- Ну что ж, с наступающим юбилеем!
 
- Спасибо. Подпишитесь на "Урал". "Урал" - это здорово. Можете в слове "здорово" ставить ударение как на первый слог, так и на второй: не ошибетесь.
 
Источник: Областная газета (Екатеринбург), 19.02.2007