Интерес к научно-популярной прессе есть, но она недоступна

Сегодня найти в продаже такие общеизвестные в прошлом журналы, как, например, «Наука и жизнь» и «Юный техник», почти невозможно. Далеко не все читатели знают, что научно-популярные издания до сих пор существуют. После краха рынка они ушли из розницы, и их верные читатели долгое время довольствовались только подпиской. Однако все эти годы каждое издание выживало по-своему, пока не настало время им всем объединиться…

О планах и целях Содружества научно-популярных журналов «Грани познания» «Курьеру печати» рассказал его идейный вдохновитель, генеральный директор ООО «Медиа-Град» Александр ЕРЕМЕНКО.

— Расскажите, пожалуйста, как и у кого возникла идея организации содружества?

— Идея объединения научно-популярных журналов принадлежит нескольким людям: мне, Юлии Сигорской (заведующая службой распространения и связей с общественностью редакции журнала «Наука и жизнь» — прим. ред.) и Игорю Харичеву (генеральный директор редакции журнала «Знание-сила» — прим. ред.). Для реализации этой идеи мы обратились в редакции основных научно-популярных изданий России. Первыми, кто откликнулся на наше предложение, были «Наука и жизнь», «Химия и жизнь XXI век», «Экология и жизнь», «Знание-сила», «Путешествие по свету» и «Юный техник».

В сентябре 2006 года мы провели три раунда совместных совещаний главных редакторов этих изданий. Результатом стало образование Содружества научно-популярных журналов России «Грани познания».

— Но обращались вы к большему числу издателей?

— Да, мы также направляли предложения в журналы «Техника молодежи», «Квант», «Природа», «В мире науки», «Наука из первых рук», «Чудеса и приключения». Сейчас они практически все подошли вторым эшелоном, но первыми оказались эти шесть издательств и наша компания «Медиа-Град».

— Почему компания «Медиа-Град» заинтересовалась этим проектом?

— Профиль нашей организации — оказание издателям полного комплекса услуг по распространению и сбору рекламы в печатные издания. Говоря проще, мы являемся одновременно внешними отделами издателей по распространению и рекламе. Наша задача — распространять и продвигать печатную продукцию, которая благоприятно влияет на личностный, карьерный, профессиональный рост человека. Читатель должен оставаться читателем, а не «смотрителем картинок». Научно-популярные издания являются познавательной и развивающей литературой. Я сам в прошлом физик, и поэтому мне научно-популярная тема не чужда. И я четко понимаю, что это направление просвещения необходимо развивать, ведь от научного потенциала зависит промышленный потенциал России.

— Список членов содружества открыт?

— Он абсолютно открыт. Любое издание может вступить в содружество. Для этого достаточно просто позвонить мне. К нам, например, недавно присоединился журнал «В мире науки». Конечно, есть определенные правила вступления в наше содружество. Основное — это приверженность научно-популярной литературе. Научно-популярная тематика требует определенной глубины рассмотрения всех процессов и явлений.

Я хотел бы подчеркнуть, что научно-популярная литература — это литература, которая рассматривает предмет или явление с научной точки зрения, но в популярном виде. Во-первых, источником всех материалов являются непосредственно передовые ученые. Информация получается только из первых рук. Во-вторых, вся информация достоверна. В-третьих, освещается с разных точек зрения, то есть показываются различные экспертные мнения и оценки. В-четвертых, все статьи адаптированы для читателей профессиональными редакторами.

— Какова основная задача содружества?

— У любого издателя сверхзадача — это рост тиража его журнала. Я могу привести простой пример: «Наука и жизнь» в советское время выходила тиражом 3 млн экземпляров, сейчас ее тираж составляет 45 тыс. экземпляров. Это очень большая цифра для нашего времени! И все очень удивляются этому факту, потому что этот журнал не мелькает в киосках, на прилавках магазинов и супермаркетов. Читатель получает «Науку и жизнь» в основном по подписке. Просто сложилась такая ситуация, что научно-популярную прессу «не пускают» в розничные сети.

— Разве научно-популярные журналы когда-нибудь продавались в рознице?

— Продавались. Раньше эти журналы были в категории дефицита. На них было проще подписаться, чем покупать в киосках. Я, например, выписывал «Науку и жизнь», а вот мой сосед ходил в киоск определенного числа за номером, который ему любезно оставлял киоскер.

Сейчас наша сверхзадача — сделать эти издания более доступными для читателей. Пока на них можно только подписаться, а подписка у нас по сравнению с розницей более дорогая, и не каждому она доступна. Та же «Наука и жизнь», например, в розницу стоит 115 рублей. Если учесть, что в подписку он уходит с 50–60-процентной наценкой, то можно представить, в какую сумму это все выливается.

— Насколько корыстен ваш интерес и возлагаете ли вы надежды на научно-популярную прессу как на источник дохода?

— Наш проект является и социальным, и коммерческим. Как любой коммерческий проект, он предполагает период вложения денег и период их отдачи. Мы прекрасно понимаем, что наша прибыль лежит в сфере рекламы, а не в сфере продаж, и отдаем себе отчет, что на распространении этих изданий мы денег не заработаем. Именно поэтому первый проект содружества — рекламный. Заработать деньги — не самоцель, мы хотим пустить их на развитие. Сейчас мы фактически впервые выводим на широкий рекламный рынок научно-популярные журналы, так как пока реклама в них, к сожалению, практически отсутствует.

— Но иногда все-таки бывает?

— Да, и довольно известная. Например, в 2002 году вышел в свет цикл статей, посвященный КБ «Сухой» и его всемирно известным самолетам, а в 2004 — Волжскому автозаводу и отечественным автомобилям «Жигули».

— А какие преимущества для рекламодателей предполагает размещение в такого рода изданиях?

— В настоящее время пользуются общей популярностью различные рейтинги в бизнес-журналах. К сожалению, в этих рейтингах присутствуют только цифры. Мы предлагаем рекламодателям опубликовать развернутый материал о своей компании. В отличие от простого рекламного модуля это комплексная реклама компании, товаров и услуг, которая включает в себя цикл комбинированных печатных публикаций. Вместе с публикацией рекламного модуля в этом же номере журнала будет помещена тематическая информационная статья. Такая комбинация при определенной их цикличности повышает уровень доверия к компании.

По данным анкетирования, один журнал содружества читают семь-восемь человек. Совокупный тираж всех изданий, входящих в состав содружества, составляет как минимум 100 тыс. экземпляров. В итоге мы выходим на аудиторию в 700–800 тыс. человек.

Причем существует заблуждение, что эти журналы читают пенсионеры. Я могу сказать, ориентируясь на статистику: пенсионеров не больше 25%. Мало того, глянец, например, мы почитаем, посмотрим — и выбросим. А по результатам анкетирования наших читателей можно сделать вывод, что научно-популярная периодика читается неоднократно, как минимум в течение года. Срок жизни такого журнала как рекламоносителя гораздо больше, чем срок жизни традиционного глянцевого издания.

— Каков портрет вашего читателя?

— Основная категория — от 19 до 50 лет, причем внутри этой возрастной категории они распределены примерно одинаково. Таким образом, мы предлагаем рекламодателю активных, интеллектуально развитых читателей с определенным уровнем достатка.

Например, у журнала «Наука и жизнь» очень много корпоративных подписчиков — порядка 5 тыс. адресатов. Среди них такие организации, как РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «Северсталь», ОАО «Норильский никель», то есть все наши крупные предприятия и монополии. К ним следует прибавить еще учебные заведения. А ведь в случае с корпоративной подпиской аудитория одного номера еще выше.

— На каких рекламодателей вы ориентированы в первую очередь? Кто уже заинтересовался вашим предложением?

— Один из рекламодателей — ОАО «Роснефть». Сейчас мы ведем переговоры с РАО «ЕЭС России», для которого, кстати, наше предложение оказалось очень своевременным. Основная задача РАО «ЕЭС России» в настоящий момент — это привлечение акционерного капитала путем продажи своих акций с целью модернизации отрасли.

Также мы ведем переговоры с банками, которые ориентированы на ипотеку или жилищное кредитование. Сегодня в связи с популярностью ипотечных программ, которые надо всесторонне разъяснять и продвигать, они заинтересовались нашими журналами. Банкам сейчас необходимо вызвать доверие к себе и своим ипотечным программам со стороны населения.

В связи с этим я хочу подчеркнуть важную особенность научно-популярных журналов — люди, которые их читают, им доверяют. Это очень важно. Информация в них воспринимается с высоким уровнем доверия, непосредственно, прямо и глубоко, с меньшей критикой.

— Вы говорили о создании единого рекламного отдела у содружества, который будет собирать рекламу во все журналы…

— Да, такой отдел создан и работает на базе нашего предприятия. Если быть точным, то он называется «единый корпоративный отдел рекламы и внешних связей», который централизованно занимается вопросами коммерческого размещения рекламы во всех журналах содружества. Мы предлагаем размещение рекламы по единой цене сразу во всех изданиях. Однако если это рекламодателя не устраивает, то мы рассматриваем отдельные издания. Например, рекламодатели, связанные с производством продуктов питания, с оценкой их качества, промышленным производственным оборудованием, тяготеют к таким журналам, как «Химия и жизнь», «Экология и жизнь», «Наука и жизнь», с путешествиями, географией, культурой — к журналам «Путешествие по свету», «Знание-сила».

Но кроме этого направления мы развиваем и корпоративное распространение всех журналов содружества. Компания «Медиа-Град» выполняет еще и функцию единого отдела распространения, правда, пока только в определенных сегментах рынка. Одно из направлений — это региональные поставки.

— Когда вы ожидаете конкретную рекламную прибыль?

— Думаю, мое мнение разделят многие — прибыль от рекламного проекта начнет поступать по истечении года.

— Почему в принципе сложилась такая ситуация: немногие знают о существовании научно-популярных журналов, мало кто знает, где их купить, хотя интерес к подобной литературе наверняка есть?..

— Здесь надо смотреть в корень. Основной принцип розничной продажи прессы — получение максимальной прибыли. Первое следствие этого — «вымывание» малоприбыльных журналов из розничных сетей, которыми оказались научно-популярные издания. Поэтому люди, не видя их постоянно в киосках, в магазинах, на прилавках и лотках, как это было раньше, просто сделали вывод, что этих журналов больше не существует. Вы пользуетесь подпиской? Нет. Сейчас я ей также не пользуюсь. А как тогда узнать, что они существуют?.. Да о чем мы говорим?! В конце декабря на очередной годовщине празднования журнала «Огонек» Михаил Швыдкой удивленно спросил нас: «А что, “Наука и жизнь” еще существует?» Правда, после того, как он узнал о существовании наших журналов, он любезно пригласил нас на передачу «Культурная революция».

— Вы планировали создавать свою собственную сеть распространения…

— Мы тщательно изучили вопрос создания собственной розничной сети и пришли к выводу, что сейчас по этой модели можем организовать только сеть ручников. Сеть киосков — это очень затратный проект, который требует значительных человеческих, финансовых, административных ресурсов и длительного времени. Единственная сеть, которую можно быстро и эффективно развернуть, это сеть специализированных ручников.

—А как же постановление московского правительства о ликвидации всех ручников?

— Действительно, до конца прошлого года московским правительством, а именно, Комитетом по телекоммуникациям и СМИ рассматривался вопрос о сворачивании деятельности ручников. Однако, по рассмотрению предложения содружества, было решено внести изменения в этот процесс: ручникам разрешат торговать определенными видами массовых и социально значимых изданий.

— Какой будет ваша сеть?

— Розничная сеть ручников будет фирменной: на «униформе» торговцев разместим логотип того партнера, который будет с нами сотрудничать. Составят сеть сотрудники «Медиа-Града», которые будут торговать только изданиями содружества. Проект сейчас подготовлен, и мы ищем стратегического партнера, который бы инвестировал необходимые средства. Сейчас идут переговоры с несколькими потенциальными инвесторами.

Мы провели эксперимент по продаже наших изданий в розницу, ставили своих ручников в нескольких местах и получили очень хорошие результаты. Хорошие показатели продаж мы связываем с тем, что интерес к такого рода литературе у населения есть, но она просто недоступна. Например, журнал «Наука и жизнь» продается в киосках агентства «Желдорпресс» и «ДМ-Пресс», больше нигде в розничной продаже вы его не найдете. И обе эти торговые сети отмечают, что издание рентабельно.

— Когда вы планируете развернуть розничную сеть?

— Скорее всего, это будет осенью 2007 года.

— А какие районы собираетесь охватить?

— Мы рассматриваем сейчас два возможных направления развития своей сети. Во-первых, в профильных учебных заведениях, потому что основные потребители этой литературы — студенты и преподаватели. Мы знаем, что существуют структуры, которые распространяют прессу в вузах, однако у нас совсем другой принцип организации продаж. Например, если взять территорию МГУ им. М. В. Ломоносова, наши ручники должны стоять и на химфаке, и на физфаке, и на ВМК, и в гуманитарных корпусах, и в главном здании на Воробьевых горах, и в здании на Охотном Ряду… Таким образом будет обеспечен намного более широкий охват аудитории. Второе направление — это транспортные узлы: вокзалы, железнодорожные платформы и т. д.

— А в супермаркетах издания содружества продаются?

— Мы провели переговоры с ООО «ЦДП» на эту тему, предлагали провести эксперимент. К сожалению, пока мы получили стандартные условия по вхождению в сеть супермаркетов. Сейчас в супермаркетах наши издания не продаются.

— Почему распространители так неохотно идут на контакт?

— К сожалению, распространители предвзято относятся к изданиям научно-популярной тематики. Существует такой стереотип, что это малоприбыльное дело, и никто не хочет развивать торговлю научно-популярной периодикой. Проблема одна — единственным двигателем торговли является прибыль. На прессу сейчас смотрят как на товар и не обращают внимания на то, что у прессы есть еще социальная функция. А до тех пор, пока на прессу будут смотреть только так, она будет развиваться только в одном направлении — в направлении глянцевых журналов. Очевидно, что максимальные прибыли лежат в этом секторе, и все это прекрасно понимают — и издатели, и распространители.

— Какой-то замкнутый круг…

— Я вижу единственный выход: правительство должно обратить внимание на определенные группы изданий — детские и научно-популярные.

— Вы имеете в виду закон об обязательности присутствия данных групп в рознице?

— Да, только обязательность эта не должна быть только продекларирована. Декларация о включении их в обязательный список для продажи во всех точках, торгующих прессой, должна быть подкреплена экономикой. Например, льготами по уменьшению налога на прибыль или по аренде. Только такой комплексный подход позволит эффективно вывести эти журналы на рынок. Но, если честно, я не верю, что со стороны правительства нам будет оказана большая помощь. Та доля прибыли, которая получается от продажи научно-популярной прессы, настолько мизерна в масштабах государства, что специально делать для этого какие-то законы — смешно.

— Но государство-то должно быть заинтересовано не в коммерции…

— Совершенно верно. Государство должно понимать, что развитие науки зиждется на интересе к ней. А как выявить интерес? Cool читать? Откуда у школьника возникнет интерес в науке, если он постоянно смотрит комиксы? Надо направлять человека на познание. А в процессе чтения комиксов вопросов не возникает — видишь картинки и следишь за сюжетом, и больше ничего.

Вообще надо сказать, что наша команда не случайно сложилась — она предлагает издания для самообразования всем возрастным категориям населения, начиная со школы и заканчивая готовыми специалистами. Кредо нашего объединения, наш социальный лозунг — непрерывное самообразование. Если человек читает «Юный техник», дальше он перейдет к «Знание-сила», «Наука и жизнь» и т. д. Попадая в эту область интересов, он из нее уже не уйдет.

— Насколько широко вы информируете о своем проекте, получаете ли поддержку от общественных организаций и медийных структур?

— Конечно, мы широко выступаем и используем все предоставленные возможности. После нашего выступления на конференции МСП (14–15 ноября с. г. в Москве состоялась VI Городская выставка-конференция «Московский союз печати. Технологии реализации печатной продукции в городе Москве» — прим. ред.) нам позвонила Ольга Никулина (президент СИРПП — прим. ред.) и предложила организовать круглый стол, посвященный теме научно-популярной периодики в рамках выставки «Пресса-2006». 31 декабря 2006 года в эфире телеканала «Звезда» был показан репортаж о нашем содружестве. Сейчас мы ведем с этим телеканалом переговоры об организации цикла передач о научно-популярной периодике, которые надеемся завершить в марте.

Однако сейчас основная наша задача — привлечь внимание рекламодателей. Конечно, говорить общественности о социальной значимости можно долго, но будет ли это плодотворно? Поэтому мы сейчас концентрируем свое внимание на работе в области рекламы.

— Когда вы ожидаете появления конкретных результатов от проекта в целом?

— Результаты уже есть. Организация нашего содружества позволила научно-популярным журналам выйти на другой качественный уровень. Научно-популярная пресса вошла в программу московского правительства по развитию прессы на 2007 год одним из основных элементов. Комитет по СМИ Москвы, с которым мы сейчас тесно сотрудничаем, взглянул на проблему научно-популярных изданий совершенно по-другому.

— Это ваша заслуга?

— Да. Мы вели переговоры непосредственно с Игорем Ткачом (заместитель председателя Комитета по телекоммуникациям и СМИ правительства Москвы — прим. ред.). Нами были разработаны предложения в программу по развитию чтения в Москве в части научно-популярной периодики. Сейчас они рассматриваются, и в середине февраля должно состояться заседание правительства.

— Получается, правительство заинтересовалось вашим содружеством?

— Да. Дело в том, что научно-популярная периодика выскользнула из поля зрения так, как будто ее и нет совсем. А ведь в отдельности каждые издания пытались строить различные индивидуальные программы, однако они не имели успеха. Думаю, сейчас эффект произошел оттого, что появилось объединение, на которое посмотрели совершенно по-другому.

Кстати, точно такое же объединение существует и в литературных журналах, таких как «Новый мир», «Октябрь» и др. Их объединенный стенд был представлен на выставке Non/fiction в ЦДХ (29 ноября — 3 декабря в ЦДХ состоялась выставка-ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction-2006 — прим. ред.). Видите, когда встает вопрос выживания — все думают одинаково

Источник: журнал «Курьер печати» №3/2007