Итоги подписки-2007. перспективы и проблемы

Итоги подписной кампании на первое полугодие 2007 года поразили всех - рост подписки на 4,1% по стране - самый крупный показатель за последние 10 лет. Рост подписки наметился еще в прошлой подписной кампании, когда после постоянного спада на 2-3%, подписка возросла на 0,4%.

"Мы наблюдаем сейчас не только возрождение института подписки, а перелом в сознании и идеологии, торжество в этом сегменте печатной продукции", - сообщил на прошедшей 29 января конференции "Итоги подписки на газеты и журналы - 2007 (I)" Александр Оськин, председатель правления АРПП. По его мнению, это результат реформы "Почты России".

Но такую позицию поддерживают не все: "Да, результат хороший, но говорить, что это переломная тенденция, я бы не стал", - прокомментировал Геннадий Кудий, начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В прошлом году ФГУП "Почта России" внесла в поддержку пропаганды подписки 3 млн. долларов. В сотрудничестве с подписными агентствами "Почта" проводила специальные акции по привлечению подписчиков: досрочная подписка, праздники подписчика, когда издатели и "Почта" на какой-то определенный срок снижают цены и приглашают подписаться. "Мы не в коем случае не будем снижать темпов по продвижению подписки. Более того, в этом году мы обратим внимание на улучшение качества этой услуги, прежде всего, для подписчика", - заметил Игорь Мандрыкин, исполняющий обязанности первого заместителя генерального директора ФГУП "Почта России". "Почта" собирается в этом году запустить регистрально-сортировочные центры, которые позволят ускорить доставку прессы, и потратит значительные инвестиции на приобретение новых транспортных средств. Но есть большая проблема качества услуги, в частности, со сроками доставки, особенно ежедневной прессы, которые делают неинтересным институт подписки.

Первый заместитель генерального директора ОАО "Агентство "Роспечать" Виктор Кокорев уверен, что рост подписки произошел за счет новых изданий. Он также отметил, что постоянно растет альтернативная подписка, предприятия альтернативной подписки: "На сегодняшний день наше агентство работает с 69 предприятиями, а в каждый подписной период это количество увеличивается".

В настоящее время основная масса подписчиков (около 45%) - это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Необходимо приложить все усилия, чтобы заинтересовать в подписке молодежь, которая привыкла получать информацию при помощи телевидения и интернета. "Нужно донести до молодых людей, что доставка изданий на дом - это премиальная услуга, более качественная, дорогая и удобная", - считает Кокорев.

Итоговые данные по лидерам подписной кампании среди изданий пока не известны. Результаты по тиражам объявили только подписные агентства, назвав лидеров только по собственным данным. Генеральный директор "Межрегионального агентства подписки" Андрей Шишлин рассказал, что лидерами среди центральных изданий стали газета "Здоровый образ жизни" (рост по сравнению с предыдущим подписным периодом - 25%), журнал "Главбух" (16%), газеты "Московский Комсомолец" (8%), "Российская газета" (34%), "Моя семья" (37%) и "Лечебные письма" (15%). Среди региональных изданий лидерами стали газеты "Заголовки" (2%), "1000 советов" (89%). По данным ОАО "Агентства "Роспечать" рекордсменами стали "Генеральный директор" (131%), "Строительство и новые технологии" (139%), журнал "Прораб" (160%), "Охрана труда и техника безопасности" (137%).

Сергей ГРИГОРЕНКО, руководитель дирекции общественных связей "Почты России":

- Впервые за 10 лет "Почтой России" зафиксирован рост подписных тиражей на 4,1% по сравнению с предыдущим периодом. Если в предыдущие периоды, буквально до начала прошлого года отмечалось неуклонное падение на 3% подписных тиражей, то в I полугодии прошлого года падение замедлилось, а во II полугодии был небольшой рост на 0,4%. Мы это расцениваем как следствие необходимых преобразований на рынке подписки.

Экономическая стабилизация в обществе, которая позволяет людям подписываться на большее количество изданий.

Те издания, которые ищут свои новые подходы в организации подписки, могут сказать о положительных результатах. Вот, например, "Московский Комсомолец" - в этом году у него определился рост именно благодаря организации альтернативной подписки.

Альтернативная - это дополнительная, "Московский Комсомолец" организовывал собственные пункты подписки в рамках своих собственных мероприятий, так и в специальных пунктах приема подписки.

Почта России централизованно вела в средствах массовой информации, в том числе и на телевидении, пропаганду института подписки. Мы считаем, что это также могло повлиять на данный результат.

Нет такой дифференциации, но рост наблюдается в таком секторе как "полезная" периодика, в частности, один из самых ощутимых ростов - это газета "Здоровый образ жизни" или "Лечебные письма", "Скатерть-самобранка", "1000 советов".

Второй показательный сектор - это профессиональная пресса, например, журнал "Главбух", "Генеральный директор". Вместе с тем, можно сказать, что поднялся ряд изданий региональных. 80% региона дали положительный рост подписки, а остальные 20 % остались на том же уровне, либо дали меньше процент. Может, это связано с какими-то субъективными факторами недостаточной организации подписки.

Одним из направлений преобразований, которые проводит "Почта России" на рынке подписки является сегментация задач и функций, которые решает каждый из участников рынка. Мы заинтересованы в том, чтобы при взаимодействии части рынка развивались - это непосредственно издания, подписные агентства и Почта России. Поэтому у Почты России существуют партнерские отношения почти с 10 подписными агентствами.

Арам ГАБРЕЛЯНОВ, председатель Совета директоров ИД "Ньюс Медиа":

- Сейчас у нас 409 тыс. подписчиков, раньше было около 300 тысяч. Прежде всего, этому способствуют наши отношения с читателем. Например, мы тесно сотрудничаем с "Почтой России" и во всех отделениях связи можно увидеть наши плакаты, призывающие подписаться на газету.

Мы создали специальную программу продвижения подписки. Во-первых, мы изучили что нужно подписчикам, при этом учитывали и розничные продажи, и подписку. Результаты исследования показали одно: людям нужен позитив - позитивные публикации, откровенные рассказы о жизни звезд и известных людей. Во-вторых, мы разработали план стимулирования подписчиков – проводили конкурсы, чтобы человек видел, какой продукт ему предлагают. В-третьих, мы провели на федеральном уровне широкомасштабную акцию "Попади в десятку" и разыграли 10 автомобилей, 1000 телевизоров и 1000 телефонов.

Юрий ЯКОВЛЕВ, генеральный директор Агентства продвижения и подписки "МК-подписка":

- Есть информация, что "Поста России" говорит, что повышение цен не влияет на подписку и в целом по стране подписка на все средства массовой информации выросла - я с этим не согласен, потому что, судя по тому росту, который есть у нас - он мог быть и больше, если бы нам не повышали цены.

Для продвижения подписки есть масса инструментов, которые мы используем традиционно и не первый год: продуманная четкая рекламная компания (писали плакаты, распространяли листовки). У нас есть партнеры, которые занимаются альтернативной подпиской в Москве и области. У нас есть агентство доставки и подписки, которое принимает подписку на наши и ряд других изданий и само осуществляет доставку до почтовых ящиков.

В будущем, я думаю, рост подписки будет, но темп, может быть, будет поменьше.

Источник: Новости СМИ, 28.02.07