М. Левашова, главред журнала «Заяц»: «Наш проект финансируют люди, не безразличные к нашей стране»

Марина Левашова - главный редактор журнала "Заяц". Родилась в Магадане. Окончила журналистский факультет МГУ им. Ломоносова. Работала в "Московских новостях", "Независимой газете", создала отдел "Мода" в газете "Сегодня". Автор нескольких журнальных концепций, самая известная из которых - журнал "Штаб-квартира". В настоящее время курирует журнальные проекты "Ереван", La Costa, а также интернет-проект www.zayatsmag.ru. Профессиональное увлечение - брендинг. On-line интервью

Уважаемая Марина, в последнее время установилась недобрая традиция - новые бренды долго не живут. Бюджет освоен - всем спасибо, все свободны. Какой срок Вы отводите своему проекту? Да, и почему "Заяц"?

- Да, Кирилл, к сожалению, в России почти всегда происходит именно так. Прежде чем приступить к проекту, мне посчастливилось почти 1,5 года работать с нашими инвесторами по различным направлениям. Они серьезные, умные и денег на ветер не кидают. Также как и я, они озабочены тем, что происходит сейчас в России. Почему мы такие черствые, почему в Москве не видно на улицах детей, почему у нас нет наставников, несмотря на то, что много талантливых взрослых...

Нам бы очень хотелось, чтобы этот проект жил, развивался. Для этого мы и привлекаем к нашей работе самих детей, они сами дают нам возможность восхищаться ими: они не циничны, им все интересно, они совершенно другие, чем мы были в их возрасте. А что касается названия, то заяц - это любимая игрушка многих детей, в то числе и моей дочери. Несмотря на то, что ей уже 14, каждый вечер она засыпает с зайцем. Ну и обращение "заяц" мы часто используем в обращение к любимым и друзьям. Короткое и красивое слово.

Марина, расскажите, чем ваш детский журнал принципиально отличается от всех остальных? На рынке периодически появляются разнообразные детские издания и потом быстро исчезают...

- Когда мы только начинали работать, чтобы понять, в каком направлении следует двигаться, мы определили для себя нашу миссию так (цитирую наш внутренний "документ"): "Пропаганда ценностей, общих для наибольшего числа читателей самых активных возрастных категорий. - Мы делаем все, чтобы подростки и их родители становились успешными, активными и творческими личностями. - Мы используем нестандартные методы, которые позволяют нашим читателям постоянно развиваться. - Мы создаем сообщество, в котором дети и взрослые смогут совершенствовать свои способности в различных областях знания и творчества. Мы создаем возможности для их равноправного и взаимоинтересного общения между собой, для обмена знаниями и для генерации новых идей в рамках этого сообщества".

Особое место мы отдаем визуальному образу журнала, мы привлекаем очень хороших художников. Хороший вкус (архитектуру, шрифты, фотографию) можно прививать в любом возрасте. Многим кажется, что детям все это безразлично, но это не так: многие из них также как и взрослые переживают за исчезновение старой Москвы, за мусорные свалки на опушках или на берегах рек и озер...

Издание журнала с гуманитарным уклоном (а именно таковым, насколько я понимаю, является ваше издание) в современных условиях не предполагает извлечения из этого благородного, в общем-то, дела особой прибыли. Отсюда нескромный вопрос: откуда деньги, и какова мотивация у того, кто их вам дает?

- Наш проект, Анна, финансируют люди, небезразличные ни к нашей стране, ни к нашим детям: им хочется, чтобы в России многое изменилось. Но мы сами хотим сделать наш журнал окупаемым, и прикладываем все силы для того, чтобы проект был успешным, был интересен и детям, и взрослым: чиновникам, учителям, бизнесменам, и даже тем, кто вчера читал только гламурные издания, и забыл, что все мы живем в одной стране.

Наверняка перед запуском журнала проводилось исследование на предмет выявления пристрастий современных "детей от 10 до 17 лет". Были ли какие-то моменты, которые вас удивили? Разделяете ли Вы мнение, что нынешнее поколение молодежи - потерянное поколение?

- Никаких специальных исследований мы не проводили. Нам было и так ясно, что наши дети куда-то подевались, исчезли с нашего горизонта. Пропали детские программы, опустели дворы, дети погрузились в компьютеры и в сериалы про взрослую жизнь. Наши дети постарели: они пьют, курят, ругаются матом. Они же не могут создавать детские программы, строить красивые дворовые площадки, выпускать журналы? С чего-то нужно было начинать.

Потерянное поколение? Да, есть и такое... Но вы заметили, наверное, что в нашей стране практически никто не пишет и не говорит про талантливых, добрых, умных детей! Сегодня всем в России интересна Ксюша Собчак, а в Америке, скажем, Перис Хилтон. Но ведь есть в той же Америке и великая телеведущая Опра Винфри, которая за один день может помочь собрать миллионы долларов на помощь больным детям, которая может заставить соотечественников сопереживать и быть полезными обществу.

Марина, а Вы замечали, что дети стали жестче, холоднее, расчетливей и циничнее? Учитывается ли это при подготовке вашего журнала? Можно ли что-то исправить?

- Да, конечно. Чтобы дети стали нашими собеседниками, мы учитываем и этот момент. Мы не сюсюкаем с детьми и не наставляем их. Рядом с обзором, посвященным новинкам хип-хопа, мы ставим великие фотографии Прокудина-Горского (вы увидите их в нашем апрельском "Зайце").

Как Вы относитесь к такому явлению, как "массовая культура"? Журнал "Заяц" является ее элементом или у него какая-то своя особая МИССИЯ?

- От массовой культуры никуда не денешься. Она есть и будет присутствовать и в нашем журнале, но совсем в небольших объемах. Про нашу "миссию", Илья, смотрите выше, в ответе на вопрос Марии. Впрочем, к нашим задачам я хочу добавить и вот еще что:

Мы хотим, чтобы "Заяц" играл связующую роль между государством, частным бизнесом, социально-культурными сообществами и активной читательской аудиторией; Чтобы он стал своеобразным полигоном для внедрения новых методов творческого развития детей;

Чтобы он расширял горизонты традиционного мышления в самых разных сферах человеческой деятельности: в творчестве, в досуге, в спорте, в образовании, в профессиональной карьере, в семейных отношениях и так далее;

Мы хотим сделать наш журнал своеобразной "площадкой" национального значения, на которой смогут встречаться и обмениваться идеями известные общественные деятели и представители молодого поколения;

И, наконец мы добиваемся того, чтобы наш журнал формировал (ни больше, ни меньше!) новые тенденции в развитии российского общества (воспитание, образование, укрепление связи между различными поколениями, внедрение новых стандартов качества жизни, развитие национального самосознания и т.д.).

Судя по вашей биографии, раньше вы детской периодикой не занимались. С чего вдруг решили переключиться на подрастающее поколение, и пришлось ли для этого осваивать какие-либо новые области знаний? И второй вопрос: почему вы решили дать журналу название "Заяц"?

- Нет, Снежана, детской периодикой я не занималась. Проект "Зайца" созрел у меня в голове, когда я издавала журнал "Штаб-квартира" - почти 5 лет назад. Все это время я мечтала о таком издании. В "Штаб-квартире" мы каждый месяц делали проекты - "Сладкий дизайн", "Да будет свет", "Лаборатория детского дизайна". Дети и взрослые в них всегда были рядом, правда, взрослых, конечно, было намного больше. Конечно, мне приходить учиться на ходу и слушать наших детей. Почему "Заяц"? "Медведь"-то занят. На этот вопрос я уже ответила выше.

Марина, как пришла в голову идея такого издания как "Штаб-квартира"? Вроде больше ничего похожего на рынке СМИ нет. Спасибо.

- Она началась еще в то время, когда я вела в газете "Сегодня" разделы "Мода", "Архитектура" и "Реклама". Накопилось и вылилось в идею "Штаб-квартиры".

У Вас довольно-таки оригинальный и интересный послужной список. Что еще стОит ожидать в ближайшее время из ваших новых проектов?

- Идей у нас очень много, Ольга Петровна, но не хочется распыляться. К нам сегодня приходят в редакцию потрясающие молодые люди с идеями, за которые хочется ухватиться тут же - вот мы и пытаемся им помогать и быть вместе с ними. Возможно, в будущем что-то еще и появится, но не так быстро.

Как Вы относитесь к внедрению на наших просторах практики приглашения на пост главных редакторов изданий так называемых celebrity? Из последних - Бондарчук, которая жена, Малахов, который ведущий.

- А почему бы и нет? Лично я Малахова знаю с очень хорошей стороны - он умеет слушать, умеет дружить, ему многое интересно.

Я также закончила журфак МГУ и занимаюсь исследованиями и работами в сфере брендинга. Хотела узнать, как Вы определяете лично понятие брэндинг?

Создание хорошего настроения с обоих фронтов...

Как специалиста по брендингу Вас не забавляет ситуация с такими газетами как "Комсомольская правда" и "Московский комсомолец": название из далекого прошлого, а содержание... Ну, вы понимаете о чем идет речь. Как Вы думаете, хватит ли когда-нибудь у владельцев этих изданий смелости провести ребрендинг, дабы устранить комичное и чудовищное одновременно несоответствие между брендом и содержанием? А ведь есть еще газета "Красный тундровик" и тому подобные "шедевры"...

- Я думаю, мы должны сохранить и что-то из прошлого - пусть остаются эти названия. Думаю, это и не хорошо, и не плохо.

Марина, учитывая ваше образование ответ, в общем-то, очевиден изначально, но, тем не менее, спрошу: какую позицию вы занимаете в споре о пользе или бесполезности обучения на журфаке? Вы не первый год в СМИ, наверняка частенько приходилось сталкиваться с полнейшим неадекватом и профнепригодностью. Кого среди них было больше - выпускников журфака или выпускников других факультетов?

- Согласна с вами, Владимир, увы, лучшие журналисты - не с журфака. На мой взгляд, профессия журналиста сегодня умирает - появляется гибрид "журналист-пиарщик". Если этот специалист профессионален, то такое совмещение имеет огромное КПД. Но уровень профессионализма практически не зависит от наличия диплома журфака, а зависит от воспитания, жизненного опыта, и, конечно, таланта.

Источник: СМИ.ru, 05.03.07