О том, что заставило его после семилетнего перерыва вновь заняться журналистикой, Владимир Яковлев рассказал Ъ.
- Почему вы решили вернуться в медийный бизнес? - Я люблю медиа, и мне надоело этим не заниматься. Мы довольно давно знакомы с Владимиром Петровичем (Евтушенковым, главой АФК "Система".-Ъ), он месяцев пять назад пригласил меня в этот проект, который меня заинтересовал. Площадка "Стрим-ТВ" - очень интересная площадка, особенно в ситуации, которая складывается сегодня на российском медийном рынке. Ему предстоит очень сильно измениться, сейчас на нем происходят несколько глобальные, почти кризисные изменения. - Что вы имеете в виду? - С одной стороны, речь идет об изменении взаимоотношений бумаги и интернета. С другой - сейчас в принципе полностью меняется журналистская культура, меняется идеология журнализма. Это всемирный процесс, который затрагивает и Россию. В России его дополнительно усиливает то, что умирает информационная журналистика, которая господствовала на нашем медиарынке последние 15 лет. Она умирает, так как была основана на двух постулатах: сухой информации и совете. Факт плюс совет - это хорошая схема в условиях быстроразвивавшегося общества, когда жизнь постоянно менялась. Изменения вызывают информационный голод, в таких условиях нужна тяжелая простая информационная пища. - Вы считаете, что эпоха перемен в стране завершается? - В общем и целом журналистика, созданная периодом очень быстрого изменения российского общества, умирает, потому что страна становится более стабильной. За последние десять лет аудитория усвоила такое количество информации, что сейчас людям за усвоение новой информации нужно приплачивать. С советами тоже уже явный перебор. Читатели много чего попробовали и подчас лучше журналистов знают предмет. Это касается не только потребительской сферы, но и политики, бизнеса. Количество той консультативной информации, которую может сообщить бизнесмену журналист, уменьшается, и она становится все более узкопрофессиональной. Информационная журналистика перестает быть интересна широкому кругу читателей, ему теперь нужны другие продукты, которые он пока не получает. В условиях информационного голода нужно было дать аудитории простые и понятные продукты - хлеб и кусок мяса. Когда голода больше нет, а есть приятный аппетит, нужно уметь вкусно готовить. Что, естественно, требует намного большего профессионализма журналистов - работать в условиях информационного голода гораздо проще. - Так какими же должны быть СМИ в новых условиях? - Пока это никому не известно. Читатель никогда не знает, что ему нужно, ему просто перестает нравиться то, что есть. А найти то, что нужно,- задача журналистов. Сейчас образ новых СМИ только формируется, и единственная возможность его нащупать - эксперимент. Хотя на рынке сейчас есть издания, которые ближе к новой модели, чем другие. Например, журналы "Эсквайр", New Times Рафа Шакирова. - Как эти изменения скажутся на традиционных информационных СМИ? - Что касается прессы, то она должна скоро найти новый язык. Тиражи тех изданий, которые его найдут, будут расти, а остальных - сокращаться. Поэтому мне интересно начинать проекты на российском рынке, интересно участвовать в создании новых СМИ. Собственно, "Коммерсантъ" был создан как раз в такой момент. Другая сторона происходящих на медиарынке изменений - это то, что эфирное телевидение начинают понемножку поджимать кабельные каналы. Именно поэтому развитие кабельного и в целом платного ТВ очень интересно сейчас. А платное ТВ, в свою очередь, уже подпирает IP-телевидение. - Продав в 1999 году Ъ, вы словно в воду канули: все эти годы о вас и о ваших проектах у широкой медийной общественности не было никакой информации. Чем вы занимались все это время? - Личными делами. В этот период у меня были проекты не в России, не очень значительные. Некоторые из них были связаны с интернетом.Источник: Коммерсантъ, 09.03.2007
- Почему вы решили вернуться в медийный бизнес? - Я люблю медиа, и мне надоело этим не заниматься. Мы довольно давно знакомы с Владимиром Петровичем (Евтушенковым, главой АФК "Система".-Ъ), он месяцев пять назад пригласил меня в этот проект, который меня заинтересовал. Площадка "Стрим-ТВ" - очень интересная площадка, особенно в ситуации, которая складывается сегодня на российском медийном рынке. Ему предстоит очень сильно измениться, сейчас на нем происходят несколько глобальные, почти кризисные изменения. - Что вы имеете в виду? - С одной стороны, речь идет об изменении взаимоотношений бумаги и интернета. С другой - сейчас в принципе полностью меняется журналистская культура, меняется идеология журнализма. Это всемирный процесс, который затрагивает и Россию. В России его дополнительно усиливает то, что умирает информационная журналистика, которая господствовала на нашем медиарынке последние 15 лет. Она умирает, так как была основана на двух постулатах: сухой информации и совете. Факт плюс совет - это хорошая схема в условиях быстроразвивавшегося общества, когда жизнь постоянно менялась. Изменения вызывают информационный голод, в таких условиях нужна тяжелая простая информационная пища. - Вы считаете, что эпоха перемен в стране завершается? - В общем и целом журналистика, созданная периодом очень быстрого изменения российского общества, умирает, потому что страна становится более стабильной. За последние десять лет аудитория усвоила такое количество информации, что сейчас людям за усвоение новой информации нужно приплачивать. С советами тоже уже явный перебор. Читатели много чего попробовали и подчас лучше журналистов знают предмет. Это касается не только потребительской сферы, но и политики, бизнеса. Количество той консультативной информации, которую может сообщить бизнесмену журналист, уменьшается, и она становится все более узкопрофессиональной. Информационная журналистика перестает быть интересна широкому кругу читателей, ему теперь нужны другие продукты, которые он пока не получает. В условиях информационного голода нужно было дать аудитории простые и понятные продукты - хлеб и кусок мяса. Когда голода больше нет, а есть приятный аппетит, нужно уметь вкусно готовить. Что, естественно, требует намного большего профессионализма журналистов - работать в условиях информационного голода гораздо проще. - Так какими же должны быть СМИ в новых условиях? - Пока это никому не известно. Читатель никогда не знает, что ему нужно, ему просто перестает нравиться то, что есть. А найти то, что нужно,- задача журналистов. Сейчас образ новых СМИ только формируется, и единственная возможность его нащупать - эксперимент. Хотя на рынке сейчас есть издания, которые ближе к новой модели, чем другие. Например, журналы "Эсквайр", New Times Рафа Шакирова. - Как эти изменения скажутся на традиционных информационных СМИ? - Что касается прессы, то она должна скоро найти новый язык. Тиражи тех изданий, которые его найдут, будут расти, а остальных - сокращаться. Поэтому мне интересно начинать проекты на российском рынке, интересно участвовать в создании новых СМИ. Собственно, "Коммерсантъ" был создан как раз в такой момент. Другая сторона происходящих на медиарынке изменений - это то, что эфирное телевидение начинают понемножку поджимать кабельные каналы. Именно поэтому развитие кабельного и в целом платного ТВ очень интересно сейчас. А платное ТВ, в свою очередь, уже подпирает IP-телевидение. - Продав в 1999 году Ъ, вы словно в воду канули: все эти годы о вас и о ваших проектах у широкой медийной общественности не было никакой информации. Чем вы занимались все это время? - Личными делами. В этот период у меня были проекты не в России, не очень значительные. Некоторые из них были связаны с интернетом.Источник: Коммерсантъ, 09.03.2007