В нашей розничной торговле образовался некий замкнутый круг. Находящиеся на положении “монстра” крупные торговые сети давно уже диктуют свои правила игры. Поставщик за то, чтобы “встать” на полку, должен платить дань. А потребитель, не имея выбора, обязан раскошеливаться всегда и за все. За недешевые продукты (порой импортные и не очень-то и полезные), за красивые стеллажи и рекламу и даже за самообслуживание. Как стало известно “МК”, в Федеральной антимонопольной службе всерьез озаботились правами и обязанностями торговых сетей и создали Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли. Зачем — “МК” ответил глава Управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС Тимофей НИЖЕГОРОДЦЕВ.

— За последние семь лет наша торговля сделала мощный рывок вперед. Появились новые формы: крупные торговые фирмы и сети. В этом есть неоспоримые плюсы. К примеру, улучшилось налоговое администрирование (которое потянуло за собой и администрирование таможенное), а значит, исчезли “серые” схемы и нелегальный завоз товара.

Но вместо дефицита товара появился дефицит торговых площадей. Стала актуальной поговорка: “Сделать легко, а продать трудно”. Пропорционально усилению крупных сетей начали ущемляться права производителей, поставщиков, а если разобраться, то и потребителей тоже. За то, чтобы продукт встал на полку, сетевики “просят” всевозможные бонусы или выставляют дополнительные условия. Которые крупный поставщик может выдержать, а мелкий и средний — никогда. Особенно это бьет по сельхозпроизводителям.

— Какие самые крутые “правила” были замечены? И что вы намерены предпринять?

— Некоторые из них — совершенно дикие. К примеру, магазин предлагает поставщику определенной суммой компенсировать потенциальное воровство покупателей. Или оплатить гарантированный доход. И мы решили сказать торговым сетям: ребята, нехорошо сидеть на столе в приличном обществе. ФАС были разработаны порядка 30 рекомендаций, дабы исключить подобные прецеденты. И первое, что мы сделаем, — обсудим их с самими же сетями.

— Кто входит в новый экспертный совет?

— Наряду с антимонопольщиками — представители торговых сетей, поставщиков, консалтинговых фирм. Согласились поучаствовать и работники Минэкономразвития. Все вместе должны прийти к общему мнению и выработать эти рекомендации. Причем мы оставляем за собой право не согласиться с доводами сетевиков, если остальные участники совета выразят какие-то сомнения. Рекомендации будут вывешены в общем доступе на сайте ФАС. И если кто-то попытается их обойти, то нарвется на расследование.

— На торговых “монстров” жалуются уже и потребители. Что эти монополии попросту диктуют цены...

— Сейчас в МЭРТ уже пишется проект нового Закона о торговле, где планируется прописать отдельную антимонопольную главу. Как раз о доле доминирования. Дело в том, что сегодня мы наблюдаем постоянный процесс консолидации сетевой торговли. Вроде бы и магазины называются по-разному, а давно уже принадлежат одному хозяину. Есть предложение: утвердить законодательно, если сеть занимает 25—30% рынка какого-то муниципального образования, запретить ей наращивать свои “мощности”.

Источник: Московский Комсомолец, 13.03.07