Министерство смысла

Вчера президент Владимир Путин подписал указ об объединении двух федеральных служб - Россвязьнадзора и Росохранкультуры. Это означает, что в структуре правительства будет создан новый орган, призванный осуществлять надзор за всеми средствами распространения информации в России - прежде всего, телевидения, радиоволн, печати и интернета - и за их содержимым.

Вчера Владимир Путин своим указом создал Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Для этого президент объединил полномочия двух ведомств - Росохранкультуры и Россвязьнадзора.

Впервые об идее слияния служб стало известно в ноябре 2006 года - тогда об этом заявил глава ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) Геннадий Скляр. По его словам, вопрос "о создании единого регулирующего органа в сфере массовых коммуникаций" рассматривается в рамках комиссии первого вице-премьера Дмитрия Медведева, которая решает вопросы перехода страны на цифровое телевещание. Тогда вопрос был чисто "телевизионным": в рамках комиссии урегулировалась сложная межведомственная борьба РТРС и структур Мининформсвязи за право возглавить программу цифровизации российского телевещания. Бюджет программы, по подсчетам Мининформсвязи, составит $4 млрд на шесть лет.

На прошлой неделе Дмитрий Медведев заявил, что концепция цифровизации российского телевещания готова на 95% - прошло очередное заседание комиссии. Однако вчера стало ясно, что телевидением дело не ограничится: полномочия новой службы, решение о которой, по словам представителя Белого дома, принято как раз на комиссии господина Медведева, намного шире.

Официально пресс-служба Белого дома объяснила необходимость создания службы анекдотично - необходимостью "повысить эффективность работы государства по охране памятников" (указ предполагает передачу службе и этой функции).

Кроме того, перед ней, по словам представителя пресс-службы правительства, ставится "задача ликвидации межведомственных противоречий и административных барьеров на пути развития информационных технологий в России, а также и упрощения системы их регулирования". Реальное объяснение было дано неофициально: один из собеседников Ъ в аппарате правительства заявил, что новая служба, выполняющая надзорные функции и за всеми видами СМИ, и за теле- и радиочастотами, и за всеми другими видами связи, - аппаратный ресурс, которым просто нельзя было пренебрегать.

Служба обещает быть чрезвычайно влиятельной и в медиа- и телекоммуникационном бизнесе, и в политических вопросах. Так, в ее полномочиях будет приостановка как по техническим (наследство Россвязьнадзора), так и по "содержательным" (Росохранкультуры) претензиям всех видов коммуникации - печатных и электронных СМИ, вещательных и коммуникационных компаний, лицензируемой деятельности в интернете (Россвязьнадзор лицензирует интернет-провайдеров и осуществляет надзор за их деятельностью). Наконец, новой службе может быть передано ведение реестра баз персональных данных граждан - ранее предполагалось, что эта функция будет возложена на Россвязьнадзор. То есть речь идет о создании всеобъемлющего информационного мегарегулятора.

"Я не исключаю, что появление единого регулятора приведет к усилению функции контроля содержательной части, что повлечет за собой элемент цензуры", - отмечает генеральный директор РБК Юрий Ровенский. Представитель МТС в разговоре с корреспондентом Ъ заявил, что "речь идет о создании мегарегулятора и переходе от регулирования по отраслевому признаку к регулированию конечного продукта - массовой информации. Мы, как компания, работающая с потребителем, надеемся, что для нас это благоприятное изменение". Менеджер по связям с общественностью "Вымпелкома" Екатерина Осадчая заявила, что "пока не выработан регламент и порядок работы нового органа, довольно сложно давать оценку, как это отразится на игроках".

В Минкультуры и Мининформсвязи, в подчинении которых находились сливающиеся Росохранкультуры и Россвязьнадзор, ситуацию обсуждать отказываются. Информированный собеседник Ъ в Минкультуры охарактеризовал создание структуры как "большой шаг в создании единого регулирующего государственного органа в сфере телерадиовещания" и подчеркнул, что она будет заниматься "технологическими вопросами и контентным направлением". Глава Роспечати Михаил Сеславинский приветствовал создание службы, заявив Ъ, что, "наконец этот болезненный нарыв прорван": "Все вещатели сталкивались с одной и той же проблемой еще с середины 90-х годов: наличие двух лицензий, выдаваемых двумя разными федеральными органами исполнительной власти, создавало неразбериху и противоречило позитивному развитию рынка телерадиовещания". Господин Сеславинский пояснил, что Роспечать планирует передать ей функцию ведения реестра СМИ.

Андрей Паутов, руководитель аппарата генерального директора РТРС, также считает решение о создании новой службы логичным: "Оно соответствует мировой тенденции создания единого регулирующего органа. Очень важно, что руководством службы будет заниматься правительство: раньше министерства, в ведении которых находились Росохранкультуры и Россвязьнадзор, часто конфликтовали". Наконец, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев заявил Ъ, что не видит никакой угрозы для интересов индустрии в создании новой службы, но подчеркнул, что очень многое будет зависеть от того, кто ее возглавит.

Практически все собеседники Ъ во властных структурах уверены, что новое ведомство неизбежно приведет к переформированию состава и полномочий Федеральной конкурсной комиссии (ФКК), которая с конца 1990-х принимает решения о выдаче и пролонгации лицензий на теле- и радиовещание. Они полагают, что нынешний руководитель ФКК, замминистра культуры Леонид Надиров, вряд ли сохранит в ней свои полномочия: новое ведомство в отличие от Росохранкультуры, возглавляемой Борисом Боярсковым, не будет подчиняться Минкульту.

Бориса Боярскова, который давно добивался независимости от министра культуры Александра Соколова, как раз прочат в главы новой службы. Однако, по информации Ъ, новость о создании новой службы была для господина Боярскова неожиданной: он узнал о ней вчера во время заседания рабочей группы при Росохранкультуры, которая обсуждала перспективы создания единого регулятора после 2008 года. Сам господин Боярсков вчера категорически отказался обсуждать свое возможное назначение. В задачах новой структуры он видит "исключительно технические вопросы": "Излишнюю идеологию в функциях нового органа, думаю, стоит исключить изначально: медиабизнес очень чувствительная сфера, здесь очень важно следовать букве закона". Впрочем, объединение ведомств он поддерживает. "Мы разделяем мнение инициаторов реорганизации, поскольку думаем, что создание единого регулятора в этой сфере будет эффективным шагом", - заявил Ъ господин Боярсков.

Знакомый с ситуацией источник Ъ в телеиндустрии подчеркнул, что в ближайшие дни борьба за место руководителя будет очень острой. "Те, кто общался с господином Боярсковым вечером, говорили, что его лицо не было похоже на лицо человека, которому предложено возглавить столь мощное ведомство", - поделился своими впечатлениями собеседник Ъ. По его мнению, сейчас больше шансов занять кресло главы регулятора у креатуры Леонида Реймана - его заместителя Бориса Антонюка.

Отметим, что пока не решен и вопрос о том, кто будет куратором новой службы: интерес к ней могут проявлять сразу три вице-премьера. Ведь сейчас за Дмитрием Медведевым закреплена координация развития массовых коммуникаций, за Сергеем Нарышкиным - культура, а за Сергеем Ивановым - связь. Собеседник Ъ не исключил, что в роли куратора службы может выступить и премьер Михаил Фрадков.

Источник: Коммерсантъ, 13.03.2007