Как и в предыдущие годы, в 2006 году важным для почты прежде всего стала модернизация работы почтовых отделений - ведь именно от их работоспособности, комфортности и даже внешнего вида зависит их востребованность населением. В течение последних двух лет было реконструировано почти две тысячи отделений почтовой связи, больше половины из которых расположено в отдаленных районах и на селе. По данным аналитиков, такой подход позитивно сказался на уровне доходности: в обновленных отделениях она выросла в среднем на четверть. Помимо этого с апреля прошлого года был внедрен новый, удлиненный график работы отделений. Теперь большинство из них работает 5 дней в неделю, включая субботу. По мнению почтовиков, только таким образом удалось в большинстве случаев справиться с ростом очередей, возникающим в связи с расширением списка услуг.
Заметны изменения и в технологии сортировки и доставки почты. Почта создает сеть новых технологически оснащенных автоматизированных сортировочных центров (первый такой центр будет введен в эксплуатацию в этом году в Московской области). Кроме того, проводится работа по сокращению сортировочных участков, удлиняющих сроки доставки корреспонденции, закупается современное оборудование (сегодня пока практически 100% корреспонденции обрабатывается вручную), обновляется и расширяется транспортный парк (все чаще заметны на улицах новенькие автомобили с надписью "Почта России"), организуются новые магистральные автомобильные и железнодорожные маршруты. Любопытные цифры называют специалисты, говоря об изменениях в области коммерческих услуг "Почты России": заметны изменения в области экспресс-доставки. Так, в прошлом году рост доходов от отправлений EMS составил 40%. А рост доходов от относительно новой услуги - "Отправления 1-го класса" - более 400%. Выдача кредитов - еще одна новая услуга в почтово-банковской деятельности - также весьма перспективна. С учетом широкой сети почтовых отделений, особенно в сельской местности, можно надеяться на увеличение доступности банковских услуг, что очень актуально для нашей страны.
Кстати, уже сегодня ежемесячно через почтовые отделения погашает кредиты большинства банков, кредитующих население, более 9 миллионов человек. В 2006 году, например, почтой было осуществлено таких операций на сумму 181,8 миллиарда рублей. Теперь почта идет дальше и устанавливает в своих отделениях терминалы самообслуживания и терминалы для обслуживания банковских карт международных платежных систем.
Конечно, говоря о почте, нельзя не затронуть еще одну тему: тему подписки. Пожалуй, стоит особо отметить установившийся после долгого периода противостояния диалог между "Почтой России", медиа- и издательским сообществами. Теперь, скоординировав позиции, они направляют уже совместные усилия на стимулирование услуги по подписке на периодические печатные издания. Благодаря этому удалось остановить падение подписных тиражей. Более того, по итогам подписной кампании на 1-е полугодие 2007-го впервые за многие годы был отмечен рост объемов подписки на 4,1%.
Тем временем по поручению первого вице-премьера Дмитрия Медведева рабочей группой, в состав которой входили представители антимонопольной службы, был проведен анализ действующей тарифной политики почты. Проводившие исследование эксперты подтвердили, что тарифы на реализацию услуг по подписке хотя и являются обоснованными, в то же время не покрывают затрат предприятия по оказанию услуг: отрицательная рентабельность составляет 22% для федеральной и региональной прессы и 50% для районной и городской. Эти данные впервые были зафиксированы официально, на государственном уровне. Убытки "Почты России" от предоставления скидок районной, городской и многотиражной прессе в 2006 году составили 778,4 миллиона рублей. Несмотря на это, "Почтой России" было принято решение оставить подписные тарифы на второе полугодие 2007 года без изменений, а также в соответствии с инициативой издательского сообщества изменить величину весового шага изданий с 10 г до 12,5 г.
Конечно, изменения в почте заметны, но еще предстоит сделать многое. Почтовики собираются, увеличивая доходы за счет совершенствования предоставляемых и новых внедряемых услуг, реинвестировать их в проекты по развитию и повышению качества оказываемых услуг. Перспективная цель, которую ставит перед собой "Почта России", - завершение модернизации всей системы почтовой связи страны, одними из ключевых элементов которой являются внедрение современных технологий обработки и доставки корреспонденции, расширение ассортимента услуг, максимальное соответствие постоянно повышающимся требованиям клиентов.
Источник: Известия (Москва), 20.03.2007