— Мария, когда и с какой целью был создан портал СМИ.Ru? Кто является его учредителем?
— Портал СМИ.Ru был создан достаточно давно и полностью называется «СМИ.Ru — электронный журнал». Зарегистрирован сайт был 11 ноября 1999 года, но впоследствии в связи со сменой учредителя был перерегистрирован 10 февраля 2004 года. Проект начинал свое развитие под Фондом эффективной политики, а потом перешел под ВГТРК. В связи со сменой учредителя мы немного поменяли формат и стали более беспристрастные, у нас появились менее оценочные статьи и, не побоюсь этого слова, мы стали более объективными. Я пришла в СМИ.Ru в феврале 2000 года, конечно, не сразу главным редактором (в то время главным редактором СМИ.Ru был замечательный Андрей Левкин), а редактором отдела мониторинга, и не застала самое зарождение портала. Но я помню время, когда были заложены кирпичики, и представляю работу сайта и изнутри, и снаружи.
— У вас очень удачный домен — smi.ru. Не было проблем с его получением?
— Наш домен действительно удачный и на данный момент у нас существует некоторое количество наших так сказать «родственников» — к домену smi.ru просто добавляют другие буквы.
Регистрировали СМИ.Ru без меня, однако, думаю, никаких проблем с его получением не было, потому что в 1999 году все было доступно и масса доменных имен была открыта, и их получение было бесплатным. Слава богу, что нам удалось удержать этот домен и, надеюсь, что и дальше он будет оставаться в таком виде.
— Портал СМИ.Ru создан по традиционной схеме: каталог СМИ и текстовые материалы. Однако создается впечатление, что на портале предпочтение отдается именно материалам. Расскажите поподробнее о структуре сайта.
— Наш портал действительно создан по традиционной схеме и включает в себя каталог СМИ и текстовые материалы. У портала несколько «китов», два из них — сервис «Каталог СМИ» и сервис «Заголовки дня». Мы интересны и как справочный ресурс, и как ресурс, на котором можно прочитать материалы центральной прессы.
«Заголовки дня» — это материалы, которые нам поставляют издания, зарегистрированные в нашем каталоге. В каталоге на сегодня около 700 изданий, однако точную цифру назвать достаточно сложно, так как некоторые издания ликвидируются, некоторые добавляются — эта цифра колеблется. Около 150 изданий из них присылают нам свои материалы. Мы мониторим газеты и журналы, агентства, сетевые СМИ, радио, телевидение.
Все наши собственные материалы делятся на две рубрики: «Вокруг новостей» и «Внутри медиа». Рубрика «Вокруг новостей» — это наши тексты по материалам прессы. С утра на основе мониторинга газет составляется своеобразный пазл, который дает полную картину того или иного события. Можно добавить сюда некоторые региональные издания, которые всегда привносят в тему изюминку, предоставляя интересные факты, о которых центральная пресса или не знает или предпочитает не писать.
Рубрика «Внутри медиа» — это колонка, посвященная только СМИ. Мы не размещаем пресс-релизы и новости, отдавая предпочтение значительным событиям — отставки и назначения, покупки-продажи, какие-то знаменательные мероприятия из области СМИ. Недавно в этой рубрике у нас появились новые проекты с отраслевыми изданиями «Курьер печати» и «Новости СМИ», которые предоставляют нам свои материалы для размещения. Есть наш собственный проект «Культура в СМИ» — это обзор культуры за неделю, а также рубрика «Мир открытий чудных» — новости науки, технологии, здоровья в СМИ за неделю. Также недавно у нас появился ежедневный обзор газет следующего дня, обзор публикуется накануне вечером.
Еще в рамках «Внутри медиа» у нас есть замечательный проект, который выходит раз в две недели — это «Отдел кадров». Он касается только отставок и назначений в области СМИ. Из этого раздела много материалов у нас забирают специализированные издания, особенно электронные и региональные. Это действительно удобно, потому что мы предоставляем готовый продукт. Мы никоим образом не можем и не хотим этому препятствовать, главное, чтобы ссылка была поставлена корректно!
— Вы размещаете новости и из так называемой желтой прессы и, судя по всему, они пользуются популярностью…
— Наша рубрика «Желтая пресса» — это феерия сайта. Мы размещаем здесь еженедельный обзор «желтых» газет. Надо сказать, что почти всех главных редакторов этих газет мы принимали у себя в рубрике «Пресс-центр» и ни один из них не обиделся на то, что их издания называют «желтыми». Интересно другое. Основная масса читателей говорит: «Желтая пресса?! Я никогда ее не читаю! Фу! Там такие фотографии! Там такие материалы!», но вы заходите с утра в метро, смотрите по сторонам и видите, что 90% населения читает именно эту прессу. Недаром у этих изданий абсолютно рекордные тиражи. «Желтая» пресса работает на потребителя и точно знает, чем может заинтересовать своих читателей, поэтому, думаю, аудитория подобных изданий всегда будет расти.
— У вас в каталоге сейчас около 700 изданий. Вы планируете в будущем включать в каталог зарубежные СМИ?
— Да, действительно, каталог состоит пока из русскоязычных СМИ, но я надеюсь, что в скором будущем мы переделаем сайт и там обязательно появятся зарубежные СМИ, потому что, конечно, хочется полноты охвата.
Появится также отдельная колонка для региональных СМИ, потому что пока у нас они идут в общем потоке и, для людей, которые ищут то или иное региональное издание в каталоге, это не очень удобно. Пока каталог подразделяется на бумажные СМИ, сетевые агентства, сетевые СМИ и электронные СМИ.
— Включение издания в каталог СМИ платное?
— Включение в каталог абсолютно бесплатное. В каталог может попасть абсолютно любой желающий, единственная просьба ко всем изданиям — присылать адекватную, проверенную информацию, которую нет необходимости править. Поймите нас — у нас огромное количество изданий, идет поток новостей и статей с утра до вечера, и при этом еще править информацию, которая присылается для каталога, очень затратно по времени и мы, к сожалению, не можем себе этого позволить.
— Все материалы на сайте очень разношерстны, начиная от высокой политики и заканчивая спортом. По какому принципу отбираются материалы на сайт?
— С утра мы пишем в первую очередь о том, о чем написали газеты. Соответственно, если газеты в первую очередь делают акцент на высокой политике, например, на визите президента или членов правительства, на приеме высоких гостей, то мы обязательно об этом напишем, составим из разных газет собственную компиляцию. Под вечер поступает больше информации от сетевых СМИ и агентств, которую мы тоже выбираем по принципу «о чем больше написано».
Никаких собственных приоритетов, например «эту тему я люблю, а эту не люблю», у нас нет. Все определяется исключительно публикациями в СМИ. Поэтому можно сказать, что мы создаем абсолютно объективную картину.
— Но ведь невозможно осветить все российские издания. Как попасть к вам на сайт?
— У нас нет никаких табу. Абсолютно все издания, которые к нам стучатся, мы размещаем в каталог. Всех, кто захочет у нас потолкаться, мы всегда рады видеть! Соответственно и для иностранных изданий в будущем мы будем абсолютно открыты.
— Немного непонятно, какая у вас целевая аудитория?..
— В первую очередь, наша целевая аудитория — люди, которые работают в области политики и СМИ: журналистское сообщество, сотрудники государственных и корпоративных пресс-служб, специалисты PR-компаний, медиааналитики и политические консультанты. Узнаваемость бренда среди целевой аудитории приближается к максимальной. Нас действительно часто цитируют, и газеты, и телевидение, и радио.
По данным системы интернет-статистики поисковых систем, в числе пятидесяти IP-адресов, с которых наиболее часто заходят пользователи на СМИ.Ru, постоянно присутствует большое число адресов государственных учреждений, масс-медиа и крупных корпораций — элиты российского бизнеса. Например, среди ежедневных посетителей портала — сотрудники РАО «ЕЭС России», Департамент правительственной информации аппарата правительства РФ, нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», мэрия Москвы, Совет Европы (Страсбург), Штаб квартира ООН (Женева), «Первый канал» и др.
— Расскажите о рубрике «Пресс-центр». Насколько она популярна?
— У нас есть замечательная рубрика «Пресс-центр», в которой поначалу отдавалось предпочтение политикам и политологам. Затем, как-то даже незаметно для самих себя, мы сместились в сторону СМИ и в рубрике «Пресс-центр» появилось больше представителей этой индустрии. Конечно, мы «разбавляем» их популярными артистами, экономистами, политиками и т. д. У нас бывают персоны достаточно известные и не очень, но тем не менее такого, чтобы вопросов не приходило вовсе, не бывает никогда. Всегда найдется аудитория, которая будет заинтересована в том или ином нашем госте. Самой большой популярностью пользуются астрологи под новый год. У нас есть традиция каждый год в конце декабря размещать анонс интервью с астрологом. Вот тогда рейтинг нашего сайта взмывает до небес. Люди, видимо, прежде всего хотят знать свое будущее, а потом уже задавать вопросы профессионалам в других сферах.
— А сколько заходов на портал СМИ.Ru в месяц?
— Среднемесячная аудитория сайта — 280–300 тыс. уникальных посетителей. Что касается стран то, по данным нашей рекламной службы, 55% — это Россия (из них Москва — 28%, Петербург — 5%), США — 8%, Украина — 4,4%, Германия — 4,3%, Израиль — 3,2%. Хотелось бы сказать теплые слова нашим русскоязычным читателям, которые читают нас за границей, от них чаще всего мы и получаем самые лучшие отзывы.
— У вас на сайте нет интерактивных возможностей для читателей. Почему?
— Это действительно наш «минус». Думаю, если бы у нас был, например, форум, это привлекло бы к нам еще больше посетителей. Но любой форум требует человеческих ресурсов, а поскольку редакция у нас пока достаточно небольшая, то пожертвовать талантливым редактором, чтобы «чистить» форум, мы просто не можем. А жаль! Я некоторые письма, которые нам приходят на почту, с удовольствием бы повесила на сайт со словами «Посмотрите, какие мы замечательные, как нас хвалят, как нам говорят «спасибо» и какой светлый отклик мы находим в душах наших читателей!».
— Планируете ли вы новые проекты, изменения и т. д.?
— На данный момент наш сайт имеет несколько устаревший дизайн, и к большому всеобщему сожалению тексты очень быстро уходят вниз и их просто не видно. Конечно, их можно найти по поиску, но есть тексты вневременные, которые долгое время читаются с интересом. Поэтому, безусловно, сайт будет переделываться и мы постараемся сделать так, чтобы все наши материалы были представлены для читателей как можно удобнее. Мы хотим, чтобы наши партнеры были максимально представлены в каталоге, чтобы каталог был понятен, чтобы были видны «Заголовки дня». Например, в «Заголовках дня» есть разбивка на «Главные новости» (которые предоставляют агентства и новостные ресурсы) и «Лучшие статьи» (которые предоставляют с утра — газеты, вечером — еженедельники и сетевые СМИ). У нас сейчас все это немножко «закопано», и нам и нашим партнерам обидно, что этих материалов не видно на первой странице сайта.
Хочется, чтобы сайт стал более доступным, открытым, прозрачным и легким, чтобы возросли наши технические возможности — быстрее загружались материалы, легче открывались ссылки. Мы хотим, чтобы сайт был максимально удобен в первую очередь для наших читателей
Юлия Володина
Справка «Курьера печати»:
СМИ.Ru — ежедневное сетевое издание, осуществляющее мониторинг и оперативный анализ СМИ. Справочно-информационная часть издания содержит сервисы: «Заголовки дня» (каталог заголовков СМИ: 12 тематических разделов, подборки заголовков по актуальным событиям) и «Каталог СМИ» (справочный ресурс по рынку масс-медиа: информация об изданиях, координаты, заголовки свежих публикаций).
Рубрики: «Заголовки дня», «Вокруг новостей», «Внутри медиа», «Желтая пресса», «Сегодня в России», «Пресс-центр». Выходит с 1999 года. Главный редактор — Мария Кузовлева.
Справка «Курьера печати»:
Мария Кузовлева родилась 25 сентября 1974 года в Москве. В 1996 году окончила Московский государственный лингвистический университет (бывший МГПИИЯ им. Мориса Тореза). В феврале 2000 года. пришла в СМИ.Ru редактором отдела мониторинга. В 2001 году — PR-менеджер ресурса; в июне 2002 года — и.о. главного редактора; в августе 2002 года — главный редактор.
Источник: журнал «Курьер печати» №5/2007