Критично выступали и почетные гости, и руководители отрасли. В частности, министр Леонид Рейман укорял подшефное ему почтовое ведомство сразу во многих просчетах. Почта России подверглась нареканиям за то, что уровень предоставляемых ею услуг не соответствует требованиям времени; что, несмотря на предпринимаемые организационные и финансовые усилия, производительность труда остается на низком уровне.
Что говорить - критика здравая, многие моменты в работе почты действительно пока оставляют желать лучшего. Наряду с заметными изменениями остается множество проблем, существенно сдерживающих развитие и модернизацию почты. Прежде всего, они связаны с тем, что для проводимых реформ требуются значительные финансовые вливания. Собственных инвестиций в модернизацию (в 2006 году Почта России потратила на эти цели 6,6 миллиарда рублей, это в три раза больше, чем в предыдущем году) не хватает. Так, только на реконструкцию устаревших почтовых отделений, которых в стране большинство, почтой было потрачено 2,5 миллиарда рублей. Существенная доля затрат уходит на обновление автопарка, закупку почтово-кассовой техники,решение вопросов социальной защищенности сотрудников. Нехватка средств обусловлена и тем, что почта, стремясь предоставить клиентам социально значимые услуги, работает во многих секторах по заведомо убыточным тарифам.
Почта России неоднократно заявляла о своих убытках. Предоставляя населению, например, такую услугу, как доставка периодической прессы по подписке, почтовики скорее выполняют важную социальную функцию, нежели решают выгодные экономические задачи. Проведенная Федеральной антимонопольной службой в прошлом году по указанию первого вице-премьера Дмитрия Медведева аудиторская проверка доказала, что подписка действительно крайне убыточна для почты.
На самом деле еще больше удешевить подписку достаточно трудно (практически невозможно) в связи с тем, что расходы на главную составляющую в доставке изданий до клиента, так называемую "последнюю милю", постоянно возрастают. Однако повышение тарифов до себестоимости приведет к тому, что услуга станет еще менее доступной. Поэтому Почта России приняла решение не повышать подписные тарифы на второе полугодие 2007 года, понимая непростую ситуацию на издательском рынке.
Убыточными для почты являются и такие услуги, как доставка пенсий и социальных пособий, а также так называемая "универсальная услуга" - доставка писем и бандеролей.
Как отмечалось на коллегии, одним из первых шагов государственного решения о поддержке почты является одобренная в ноябре прошлого года правительством РФ Концепция модернизации инфраструктуры почтовой связи. В соответствии с этим документом в период до 2012 года кроме собственных инвестиций почты в размере 32,7 миллиарда рублей на эти цели будут направлены 17,5 миллиарда рублей из федерального бюджета страны.
Сегодня решается и такая проблема, как дотирование государством доставки периодических изданий по подписке. В частности, Дмитрий Медведев в своем недавнем выступлении заявил, что размер требующихся дотаций из бюджета на доставку периодики равен 3,5 миллиарда рублей в полугодие.
Стоит надеяться, что эти и последующие решения как государства, так и руководства Почты России помогут в скором времени увидеть более ощутимые изменения на столь уважаемой и по-прежнему необходимой в нашей жизни матушке почте.
Источник: Иван Соколов, Российская газета, 23.03.2007