На этой неделе палата по патентным спорам отклонила возражение IM признать знак "Агробизнес" неохраняемым. В Роспатент IM обратился после того, как 26 февраля ИД "Специализированная пресса" подал иск в арбитражный суд Москвы с требованием пресечь нарушение его прав на товарный знак "Агробизнес". Слушание назначено на 18 апреля.
Издательский дом "Специализированная пресса" создан в 1996 году. Издает информационно-рекламный бюллетень "Агробизнес юга России", журнал "Агробизнес и пищевая промышленность", справочник "Агробизнес" и ряд других изданий. По собственным данным, оборот ИД в 2006 году составил 4,8 млн руб.
Журнал "Агробизнес. Современные стратегии, технологии, менеджмент" издается ООО "Юнайтед Пресс", принадлежащим Independent Media, с декабря 2002 года. Оборот издания в 2006 году, по оценкам экспертов, составил около 10 млн руб.
Заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака ИД "Специализированная пресса" подал в декабре 2002 года, одновременно с выходом первого номера журнала "Агробизнес", издаваемого Independent Media. Гендиректор СП Дмитрий Востриков не скрывает, что это совпадение не случайно: "Мы с 1996 года выпускаем издания со словом "агробизнес", а тут на министерской выставке мне приносят релизик "Юнайтед Пресс" с анонсом предстоящего номера. Оставалось только в Роспатент идти". По его словам, после выхода журнала IM оборот "Специализированной прессы" упал с 8,4 млн руб. в 2003-м до 4,8 млн руб. в 2006 году. Член совета директоров IM Михаил Дубик вчера от комментариев отказался.
IM будет сложно оспорить права на товарный знак "Агробизнес", полагают эксперты. "Если палата качественно аргументировала доводы в пользу защиты существования знаков, то арбитражный суд, скорее всего, оставит это решение в силе,- говорит адвокат Вадим Усков.- При этом любое сочетание со словом "агробизнес" СП сможет оспорить как сходное до степени смешения".
Однако IM может применить другую тактику: апеллировать к регистрационному свидетельству СМИ. "СП не сможет отобрать у IM свидетельство о регистрации СМИ,- говорит гендиректор ИД "b2b Медиа" Анна Знаменская.- По этому свидетельству IM сможет выпускать журнал под таким названием". Это подтверждает и господин Усков, отмечая, что возможность отстоять право на издание журнала "Агробизнес. Современные стратегии, технологии, менеджмент" у IM есть только в случае, если он зарегистрировал свой журнал раньше вступления в силу приоритета на товарный знак "Специализированной прессы" - декабрь 2006 года.
Юристы не берутся предсказать исход такого дела. Адвокат Александр Осокин отмечает, что в России нет четких положений закона и устоявшейся правоприменительной практики при столкновении зарегистрированного названия в свидетельстве о СМИ и зарегистрированной торговой марки по классу печатной продукции. В то же время, по словам Вадима Ускова, аналогичные споры на издательском рынке возникают очень часто: "Один из самых известных случаев - спор за журнал "Кузьмич" между ИД "Собеседник" и ООО "Папа Карло", самым первым на моей памяти был спор за журнал "Свадьба"". Оба адвоката при этом не берутся предсказать, на чью сторону встанет суд - каждый раз суды принимают разные решения.
Источник: Юлия Куликова, Коммерсантъ, 23.03.2007