"Специализированная пресса" защищает товарный знак от Independent Media

Издательские дома "Специализированная пресса" (СП) и Independent Media (IM) продолжают борьбу за право использования товарного знака "Агробизнес" (см. Ъ от 8 февраля). Палата по патентным спорам при Роспатенте отказалась признать этот товарный знак неохраняемым, тем самым подтвердив права СП на него. Теперь IM может попытаться доказать, что зарегистрировал свой журнал раньше, чем СП зарегистрировала товарный знак, замечают эксперты.

На этой неделе палата по патентным спорам отклонила возражение IM признать знак "Агробизнес" неохраняемым. В Роспатент IM обратился после того, как 26 февраля ИД "Специализированная пресса" подал иск в арбитражный суд Москвы с требованием пресечь нарушение его прав на товарный знак "Агробизнес". Слушание назначено на 18 апреля.

Издательский дом "Специализированная пресса" создан в 1996 году. Издает информационно-рекламный бюллетень "Агробизнес юга России", журнал "Агробизнес и пищевая промышленность", справочник "Агробизнес" и ряд других изданий. По собственным данным, оборот ИД в 2006 году составил 4,8 млн руб.

Журнал "Агробизнес. Современные стратегии, технологии, менеджмент" издается ООО "Юнайтед Пресс", принадлежащим Independent Media, с декабря 2002 года. Оборот издания в 2006 году, по оценкам экспертов, составил около 10 млн руб.

Заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака ИД "Специализированная пресса" подал в декабре 2002 года, одновременно с выходом первого номера журнала "Агробизнес", издаваемого Independent Media. Гендиректор СП Дмитрий Востриков не скрывает, что это совпадение не случайно: "Мы с 1996 года выпускаем издания со словом "агробизнес", а тут на министерской выставке мне приносят релизик "Юнайтед Пресс" с анонсом предстоящего номера. Оставалось только в Роспатент идти". По его словам, после выхода журнала IM оборот "Специализированной прессы" упал с 8,4 млн руб. в 2003-м до 4,8 млн руб. в 2006 году. Член совета директоров IM Михаил Дубик вчера от комментариев отказался.

IM будет сложно оспорить права на товарный знак "Агробизнес", полагают эксперты. "Если палата качественно аргументировала доводы в пользу защиты существования знаков, то арбитражный суд, скорее всего, оставит это решение в силе,- говорит адвокат Вадим Усков.- При этом любое сочетание со словом "агробизнес" СП сможет оспорить как сходное до степени смешения".

Однако IM может применить другую тактику: апеллировать к регистрационному свидетельству СМИ. "СП не сможет отобрать у IM свидетельство о регистрации СМИ,- говорит гендиректор ИД "b2b Медиа" Анна Знаменская.- По этому свидетельству IM сможет выпускать журнал под таким названием". Это подтверждает и господин Усков, отмечая, что возможность отстоять право на издание журнала "Агробизнес. Современные стратегии, технологии, менеджмент" у IM есть только в случае, если он зарегистрировал свой журнал раньше вступления в силу приоритета на товарный знак "Специализированной прессы" - декабрь 2006 года.

Юристы не берутся предсказать исход такого дела. Адвокат Александр Осокин отмечает, что в России нет четких положений закона и устоявшейся правоприменительной практики при столкновении зарегистрированного названия в свидетельстве о СМИ и зарегистрированной торговой марки по классу печатной продукции. В то же время, по словам Вадима Ускова, аналогичные споры на издательском рынке возникают очень часто: "Один из самых известных случаев - спор за журнал "Кузьмич" между ИД "Собеседник" и ООО "Папа Карло", самым первым на моей памяти был спор за журнал "Свадьба"". Оба адвоката при этом не берутся предсказать, на чью сторону встанет суд - каждый раз суды принимают разные решения.

Источник: Юлия Куликова, Коммерсантъ, 23.03.2007