На пресс-конференции члены Общественной палаты и научный коллектив творческого объединения "Юнпресс" представил журналистам социологическое исследование "Российские подростки в информационном пространстве".
С любопытными данными нас познакомили президент Лиги юных журналистов Александр Школьник, президент творческого объединения Сергей Цымбаленко и профессор Государственного университета - Высшей школы экономики Александр Шариков.
О том, что дети стали меньше читать в общем-то всем известно. Интересно другое: чтение больше не рассматривается детьми ни как источник информации, ни как способ проведения досуга. Только 18% подростков берут в руки книгу в свободное время. Зато наметилась тенденция к усилению роли печатных СМИ и радио. Кроме того, чаще стали ходить в кино. А что касается Интернета, то только половина подростков им пользуется. Причем основной объем информации черпается все-таки не из СМИ и Интернета, а друг от друга, родителей и учителей.
А вот о сексе детишки узнают, в основном, из телепередач (42%), и только потом уже от сверстников и из книг. Впрочем, телевидение также лидирует по просвещению подрастающего поколения в отношении СПИДа и наркотиков. Хотя самими тинейджерами "ящик" воспринимается как развлекаловка, а не источник информации. И смотрят его теперь меньше половины подростков.
Но между тем подростки не ощущают своей информационной ущербности и даже убеждены в том, что в социально значимых областях разбираются лучше взрослых, а 35% считают, что оказывают решающее влияние при принятии гражданских политических решений. И настаивают на необходимости диалога с властью, государственными, политическими и общественными лидерами, которые готовы вести при личном общении или с помощью переписки.
Вот такие растут детки. Авторы социологического исследования приходят к следующим выводам: никакие запреты на территории информационного пространства ничего не дадут. Нужны другие "наполнители": альтернативная конкурентоспособная информационная среда, способная вытеснить тот "мусор", который заполонил информационное поле.
Без активного "включения" в эту проблему государства ничего не получится. Комиссия Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободы слова выступает с рядом дельных конкретных предложений. В их числе и создание национального медиа-проекта для детей и подростков, и создание государственного телевизионного детского канала. Думается, все это возможно. Беда в том, что государство у нас неповоротливое. Пока до него достучится общественность, к примеру с тем же новым телеканалом, дети к тому времени и вовсе телевизор смотреть не будут. И воспринимать будут только видеоклипы. Кстати, такая тенденция уже наметилась.
Источник: Московская правда, 24.03.2007