Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция Российской Федерации. Глава 1. Ст. 3. П. 2

Мы уже рассказывали об исторической встрече в нашей редакции "двух цивилизаций" - журналистов "Вечерки" и руководителей столичных правительственных департаментов. И наши читатели уже в курсе, что вместо "межцивилизационного" конфликта получился жесткий и конструктивный диалог, тот самый спор, в котором, хочется верить, и родится истина, столь необходимая прежде всего москвичам.

К встрече, созванной по поручению столичного мэра, обе высокие стороны готовились тщательно, стремясь заранее уточнить взаимные идеологические позиции. Опытные чиновники осторожно позванивали в редакцию, стараясь выяснить, на каком уровне планируется такой "саммит". В результате многим правительственным структурам пришлось отказаться от стандартного решения "оптичить" мероприятие, прислав вместо себя пресс-секретарей, поднаторевших в отражении атак чересчур шустрых газетчиков. И прибыть все-таки самолично или направить своих заместителей, которые как раз и курировали вопросы, особенно интересные москвичам.

Началась встреча несколько академично, в зале чувствовалось некоторое напряжение. Недаром многие видные гости заранее отказывались давать в кулуарах интервью нашим корреспондентам, полагая, что сначала нужно уточнить позицию высокого руководства.

Встречу открыл заместитель мэра в правительстве Москвы Валерий Виноградов, человек интеллигентный, профессиональный историк и юрист, прекрасно понимающий, какое смятение царит в умах присутствующих. А потому начал встречу без нажима, просто очертив рамки полезного разговора: "Я надеюсь, что сегодня у нас не будет ни семинара, ни тем более отчетов.

Нам надо выработать общие подходы к важнейшей проблеме, как на примере взаимодействия власти с "Вечерней Москвой" сформулировать в целом новую философию сотрудничества со средствами массовой информации. Ведь цель у нас общая - лучшее информирование москвичей".

Эстафету от имени принимающей стороны принял председатель Совета директоров Концерна "Вечерняя Москва", советник мэра Москвы Михаил Щербаченко, человек, еще недавно возглавлявший правительственный Комитет по телекоммуникациям и СМИ, а потому, видимо, лучше других подходящий на роль некоего медиатора в отношениях прессы и власти, переводчика с официального языка на газетный. Оратор напомнил собравшимся о том, что Госдума готовит целый пакет документов, целью которых будет упрощенный доступ к общественно значимой информации, а заодно и повышение ответственности тех же чиновников за точность и оперативность реагирования на соответствующие запросы. Кроме того, по мнению Михаила Щербаченко, если мэр выступил инициатором такой встречи, значит, Юрия Михайловича далеко не все устраивает в тонком взаимодействии прессы и городских властных структур.

Но главное, для рядового москвича, постоянного читателя, важно, чтобы газета не просто поднимала проблемы, волнующие горожан, но сумела бы вернуть положение, при котором известная формула "газета выступила - что сделано?" перестала бы быть анахронизмом из тех времен, когда издания действительно были и пропагандистами, и организаторами.

Завершило презентационную вводную нашей встречи эмоциональное выступление и.о. главного редактора Жанны Авязовой. И тут взорвалась первая "газетная бомба". Приглашенные узнали, что "ВМ" намерена в прямом смысле структурировать информационные потоки, которые, как мы надеемся, потекут в редакцию с властного столичного Олимпа, создав специальную полосу "Диалог с властью".

Полосу, на которой правительственным структурам будут задавать прямые вопросы, а редакция будет получать столь же прямые и информационно насыщенные ответы. А в ожидании позитивной реакции власти - "включать счетчик", то есть не просто напоминать забывчивым заочным собеседникам о долге перед москвичами, но и называть таких должников поименно.

В зале заметно напряглись, послышались не самые лицеприятные реплики с мест. Ну действительно, давно известно, что журналистов-критиканов пора приструнить, а они тут еще и занятых людей намерены строить и отчета требовать. Ситуацию опять умело разрядил Валерий Виноградов: "Мне кажется, - начал Валерий Юрьевич, - нам надо найти золотую середину между критичностью, которая всегда должна быть присуща нашей работе, и желанием нравиться. Понятно, что отсутствие критики ведет в тупик. Но, с другой стороны, и пресса зачастую грешит спекуляциями, полагая: чем непригляднее будет выглядеть власть, тем ярче будет сверкать образ разоблачителей".

Затем стороны, как говорят в парламенте и на профсоюзных собраниях, приступили к прениям. Правда, вначале все действительно напоминало хозяйственный актив. Первые вышедшие на трибуну выступающие по заранее заготовленным конспектам спешили отчитаться о проделанной работе по усилению взаимодействия, установлению информационных контактов и о своих постоянных, слегка парадных полосах в "Вечерке". Ораторы перечисляли мероприятия, освещенные на страницах газеты, вспоминали позитивные инициативы, донесенные до читателя, делились планами не менее глобальных мероприятий.

Но тут первоначальную благостность всеобщей информационной гармонии нарушил заместитель руководителя Департамента образования Владимир Раздин. Человек решительный, он поспешил сам проинтервьюировать журналистов: мол, если я буду вынужден через два дня максимум давать ответ на запрос газеты, то где я этот вопрос получу. Ответ, что вопрос будет фигурировать в самой газете, на новой полосе "Диалог с властью", вывел чиновника из равновесия: "Так что, вы обрекаете меня, руководителя, на то, чтобы каждый день читать "Вечернюю Москву" и выискивать вопрос, относящийся к моей компетенции?" Демонстративное нежелание кадрового гуманитария ежедневно читать газету своего города только подтвердило, насколько назрело желание журналистов просто быть услышанными. Пресс-секретарь первого заместителя мэра Юрия Росляка Леонид Браткин настроился на лирический лад: "Мне кажется, что образ вашего издания должен больше соответствовать смыслу бренда. Само название рождает образ вечерних московских парков, летних вечеров, когда приятно посидеть с газетой, читая о культурных событиях в городе". В зале наметилось явное оживление, присутствующие, видимо, вспомнили о приближающихся отпусках и вечерах на дачных верандах. Многие, видимо, были согласны, что наша газета и должна читаться у тихой речки.

Однако лиризм коллеги не пришелся по нраву представительнице Департамента ЖКХиБ Марине Орловой: "Мне кажется, что полоса "Диалог с властью" нужна как раз для того, чтобы развеивать разные слухи и домыслы. Я согласна с тем, что газета не может обходить критические темы, но подавать их она должна без перевирания. А у москвичей должно сложиться убеждение, что "ВМ" - единственная газета, которой можно полностью доверять".

И тут, как говорится, вне сценария, на трибуну (ну как без нее на таких встречах) стали подниматься наши журналисты. Выходили сами, никто их не принуждал и не вносил в списки выступающих - просто наболело.

Один рассказал душещипательную историю о том, как в ответ на слезные просьбы жителей одной из пятиэтажек отремонтировать крышу из префектуры пришел ответ, что на двенадцатом (?!) этаже их дома протечек не обнаружено. Другой вспомнил, как в одном из правительственных департаментов на просьбу об оперативном комментарии обещали ответить по запросу и через неделю, но ссылка на Юрия Михайловича решила дело за пятнадцать минут.

Много могли бы поведать наши лучшие перья, ведущие ежедневный бой хотя бы за крупицы достоверной и оперативной информации, но инициативу опять перехватили люди власти. На трибуне оказался чиновник, скромно представившийся: "Меня зовут Жбанов". Видимо, настоящие имя и отчество он отнес к информации, носящей исключительно конфиденциальный характер. И, как подтвердило его последующее выступление, такое подозрение не было напрасным. Оказалось, что представитель объединения административно-технических инспекций города занимает в отношении прессы радикальную позицию, Газета, по его мнению, должна писать о тех проблемах, которые интересны специалистам, и в то время, когда им, чиновникам, это нужно.

Молодые сотрудники газеты удивились, люди постарше понимающе заулыбались: что-то слышится родное в таких песнях. Недаром, видимо, один из участников встречи назвал наш актовый зал "винтажным", будящим воспоминания о стиле семидесятых годов. Видимо, такая обстановка стала навевать и некоторым нашим гостям "воспоминания о будущем", которое, будем надеяться, никогда не вернется.

Впрочем, вскоре выяснилось, что трудно не только оперативно добывать правдивую и точную информацию, но и распространять саму газету. И это в столице. Председатель правления Концерна "Вечерняя Москва" Владимир Зубков в начале своего выступления напомнил, что "ВМ" - издание уникальное, поскольку остается единственным во всей России по-настоящему вечерним изданием. Но в этой уникальности заключается и корень одной из важнейших проблем: газета может продаваться только один-единственный вечер, назавтра она уже никому не нужна. Такая ситуация поставила концерн перед необходимостью создавать собственную систему распространения. И благодаря такой системе уже треть подписного тиража доставляется в почтовые ящики москвичей собственными силами. Но тем не менее, даже несмотря на тот факт, что газета включена в список изданий, рекомендованных городскими властями к обязательному распространению, издание постоянно сталкивается с диктатом распространителей. Подвел итог непростого, как уже поняли наши читатели, диалога Валерий Виноградов, который довольно долго держал продуманную паузу, явно не желая влиять на позиции выступавших. "Наша встреча, - начал Валерий Юрьевич, - еще раз подтвердила истину, что в триаде власть-пресса-читатели не все готовы слушать и - главное - слышать друг друга. Давайте исходить из того, что и чиновникам самого высокого ранга, и журналистам случается ошибаться. Но мудрость и прессы, и власти и состоит в том, чтобы вовремя свои ошибки признавать и, когда надо, уметь подниматься над своими обидами. "Вечерка" в классическом понимании не является правительственной газетой, хотя и по своим целям и задачам, взглядам на столичную жизнь очень близка московскому правительству. Конечно, газета не может и не должна обходить стороной острые ситуации, но зачастую важнее всего показать, в чем причина уже урегулированного конфликта, какие уроки из такой ситуации можно извлечь. И в этом смысле я полностью поддерживаю намерение газеты начать именно диалог. Диалог власти и читателей".

Закончился наш саммит, но возбужденные всем услышанным гости продолжали вести диалоги с нашими корреспондентами уже в кулуарах...

Эти собранные по горячим следам личные мнения мы и предлагаем вам в качестве пролога к будущей премьере нашей полосы.

МНЕНИЯ

Вячеслав ЯКУШЕВ, первый заместитель председателя Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Москвы:

- Все мы, журналисты и чиновники, делаем одно дело. Только смотрим на факты с разных сторон. Иногда это приводит к тому, что появляются односторонние оценки происходящего, попытки защитить, как говорится, честь мундира. В сложившейся обстановке важную роль играет институт пресс-секретарей на разных уровнях управления сферами городской жизни. Их лучше набирать из профессиональных журналистов, а не из чиновников-специалистов. Ведь их главная задача не в том, чтобы управлять отраслью, а грамотно организовывать диалог между общественностью и руководством отрасли.

Александр КАНЕВСКИЙ, руководитель пресс-службы Стройкомплекса столицы:

- Газета нравится. В последнее время она стала интереснее, содержательнее. Причем не идет на поводу, не заискивает перед властями. Именно в этом суть "четвертой власти".

Владимир МИРОНЕНКО, руководитель пресс-центра Департамента науки и промышленной политики города Москвы:

- Тему промышленности "Вечерка" затрагивает нечасто. А сейчас в этом секторе происходит много интересного и важного. Мы готовы к контакту, готовы отвечать на любые вопросы журналистов, давать любую информацию.

Марина ОРЛОВА, руководитель пресс-службы Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы:

- Раньше наш департамент не критиковал только ленивый журналист. А сейчас отношения с прессой у нас выстраиваются, порой стали даже хвалить. Наконец мы вернулись к той классической журналистике, по которой мы все очень скучаем. Это не желтая пресса, а объективная информация, причем без "комплиментов" в адрес власти.

Виктор ОСОКИН, пресс-секретарь первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы, руководителя Комплекса городского хозяйства:

- Когда критика справедлива - я согласен, даже если нас в результате ругает мэр. Но критика должна подтолкнуть чиновников к исправлению ошибок. А вот недавно один из телеканалов показал сюжет по ямочному ремонту - мол, повсюду ямы на дороге. Стали выяснять - а этона территории не Москвы, а области.

Источник: Вечерняя Москва, 02.04.2007