На сегодняшний день лидерами по производству развлекательных изданий с головоломками являются сразу три Издательских Дома: "Bauer-Россия", "Бурда" и "Мир новостей". Совокупное количество изданий - около пятидесяти, тридцать из которых принадлежат "Bauer-Россия". Но это не единственные издатели: в Санкт-Петербурге ИД "Апельсин" выпускает газеты "Золотой ключик", "Мозаика", Sudoku и др., московский ИД "Пилот Медиа", помимо двух газет, печатает "Сканворды на кухне", сочетая в себе и рецепты и интересные задачки для ума.
Сегодня практически каждый регион России выпускает свои собственные газеты с кроссвордами и сканвордами. Но, по словам главного редактора развлекательных изданий ИД "Bauer-Россия" Алишера Халилова, в своей массе периферийные газеты отличаются от столичных разве что низким качеством бумаги и самих словесных игр, ну и, конечно, более низкой ценой, а некоторые и вовсе сворованы из других изданий.
В России первые кроссворды появились в свободной продаже с началом перестройки, в виде отдельных сборников. До этого, как, в принципе, и всё прочее, они были в дефиците. Кроссворды быстро вошли на российский рынок, и сразу же пошли на "ура". А в середине 90-х начали появляться и первые сканворды, к тому моменту завоевавшие многие зарубежные страны.
Первой еженедельной газетой-сканвордом в нашей стране стала восьмиполосная "777", выпускаемая ИД "Bauer Россия". Тираж ее в течение полутора лет от нескольких десятков тысяч возрос до 1 млн. 300 тыс. экземпляров. "Вслед за "777" один за другим у нас появились и прочие сканвордные еженедельники: газеты "Гвоздь сезона", "Кайф по выходным", "Подарок судьбы", "Остров сокровищ", журналы "Тещин язык", "Зятек", "Семен Семеныч", "Самое оно". Каждое последующее издание имело уже меньший тираж по сравнению с предыдущим, и до сих пор "777" остается лидером", - рассказывает Алишер Халилов. Кстати, четыре последних года газета "777" получала приз НТС как самое тиражное издание в развлекательной нише.
По мнению издателя группы развлекательных журналов ИД "Бурда" Йорга Леманна, сегмент кроссвордных и развлекательных изданий в России переживает сейчас настоящий бум. "Игроков в этом сегменте много, но качественные высокотиражные издания выпускаются всего лишь несколькими ИД", - пояснил он.
Что касается направлений изданий, то большую его часть, все-таки, занимают сканворды. Почему-то этот вид головоломок прочно осел в отечественном сознании. В ИД "Мир новостей" в значительной части названий изданий фигурирует слово "сканворд", в ИД "Bauer-Россия" 80% от всех развлекательных изданий - так же сканворды. Подобная ситуация и в ИД "Бурда". "За последние два года сильно выросло количество кроссвордных изданий на рынке. Особенно 2006 год характеризуется сильным всплеском на рынке кроссвордных и развлекательных изданий, - пояснил Йорг Леманн. - Одним из толчков к такому всплеску стало появление на рынке новой головоломки "Судоку", которую мы открыли для российского рынка осенью 2005 года. ИД "Бурда" запустил журнал "Лиза. Кроссворды. Судоку". Не отстали и другие издатели, взявшие на вооружение жанр судоку, триумфально прошествовавший по страницам изданий всего мира". Однако, по мнению Алишера Халилова, судоку никогда не вытеснит другие виды головоломок, поскольку это достаточно разные вещи.
Как и любые издания, кроссворды и сканворды печатаются с тем учетом, что после продаж останется некоторая лишняя часть тиража. Вообще, любой не продавшийся тираж необходимо либо возвращать издателю, либо уничтожать (например, весьма простым способом - просверлив пачку дрелью). Однако не все торговцы, к сожалению, соблюдают закон, втихомолку реализуя остатки по заниженной цене. Нередко в газетных магазинах, особенно, если дело касается регионов, можно увидеть полки с печатной продукцией для распродажи. Представители ИД "Bauer-Россия", по словам Алишера Халилова, стараются пресекать подобные случаи, однако за всеми уследить невозможно. Еще один момент - это бабушки, распродающие газеты с кроссвордами в метро и электричках. По мнению участников рынка, они, в принципе, не мешают, а наоборот, являются неким вспомогательным элементом при реализации продукции.
Что касается подписки, то, как сказал Алишер Халилов, подтверждая расхожее мнение, "сначала пусть почтари починят ящики в подъездах, а также хотя бы не отстают от розничной продажи в сроках и надежности доставки, не говоря уже о завышенных ценах". Поэтому и подписка на подобные издания, как и на все прочие, весьма мизерная. К примеру, в ИД "Bauer Россия" она не достигает и 1% от общего тиража. Учитывая, что ежемесячный совокупный тираж составляет около 15 млн. экземпляров, то примерно лишь 500 тысяч уходят по ящикам (с учетом разной периодичности - от трех раз в неделю в газете "Повезет!" до двух раз в месяц в "Русском кроссворде). Подписываются в основном сельчане, жители отдаленных регионов России и стран СНГ.
Если говорить о самих читателях, то большую часть ее составляют люди средних лет. Пенсионеры - также активные потребители кроссвордов и сканвордов. Молодежного нишевого издания пока на российском рынке нет, так как все они универсальные, за исключением, если что, детских. Однако ИД "Bauer Россия" уже в этом году планирует запуск такого продукта. "В отличие от аудитории кроссвордных изданий в Германии, где их в основном читают люди пожилого возраста, в России это и мужчины, и женщины различных возрастных групп. В России много людей пользуется общественным транспортом, много времени проводят в пути, поэтому есть потребность в подобных изданиях. Выходящий раз в две недели журнал "Лиза. Кроссворды" рассчитан на женскую аудиторию, еженедельный "Разгадай" ориентирован скорее на мужскую", - прокомментировал Йорг Леманн.
Дабы заинтересовать потенциального покупателя в приобретении того или иного развлекательного издания, были придуманы розыгрыши призов. Но не все сегментные издания пользуются подобным методом. Если, к примеру, раньше в журнале "Лиза" все сканворды были с призами, то сейчас выигрышей нет как в самой "Лизе", так и остальных изданиях ИД "Бурда", и также в сборниках сканвордов.
Зато ИД "Bauer Россия" ежемесячно затрачивает на выигрыши для читателей более одного миллиона рублей, причем, среди тридцати с лишним изданий нет ни одного, где бы призы не разыгрывались. "Наше издание живет, прежде всего, тиражами, и лишь частично зависит рекламы, - пояснил Алишер Халилов. - Поэтому ориентированы, прежде всего, на читателя, которого стремимся заинтересовать, в том числе, и материально". Вот получили свою известность смс-конкурсы, которые за 10-20 рублей позволяют моментально отправить ключевое слово. С одной стороны, это дает возможность быстро и удобно поучаствовать в конкурсе и не доставлять лишних хлопот издателю с разборкой писем, а с другой - наибольшую выгоду получает, конечно, оператор. Прибыль Издательского Дома составляет лишь малую часть - примерно 1% от общих доходов.
Однако порой случается так, что уже при разгадывании кроссворда сам читатель обнаруживает ошибки, что исключает участие в конкурсе. Алишер Халилов, заметив, что в изданиях "Bauer-Россия" любая ошибка сродни ЧП, прокомментировал это так: "На сегодняшний день составителей кроссвордов и сканвордов - тьма, их шлепают как на конвейере, чаще всего автоматически, с помощью компьютерных программ. Отсюда и ошибки, и постные определения, и бесконечно повторяющиеся слова. Издания "777" стремятся организовать работу иначе, делая упор на высокое качество продукта. Прорабатывается каждое слово, каждое клеточка".
В "Bauer Россия" сканворды и головоломки создает специальная, годами формировавшаяся команда внештатных авторов, лучших составителей страны, а уже затем они проходят редакторскую проработку. Кстати, гонорарная стоимость одного сканворда формата А4 колеблется от 600 до 800 рублей. В ИД "Бурда" также действует система "своих" составителей. "Мы не покупаем сканворды и кроссворды на различных сайтах, поскольку они не соответствуют внутренним стандартам качества, принятым в редакциях кроссвордных журналов нашего ИД", - прокомментировали в "Бурде". Однако Интернет в буквальном смысле завален различными сайтами с кроссвордами, тематическими сканвордами, викторинами. Примерная стоимость одного сканворда - 60 до 90 рублей. Есть сканворды и посложнее, но они стоят уже 200-300 рублей, верхушка прейскуранта - 200 долларов. В пример такого кроссворда приведен корпоративный кроссворд компании "Лукойл", где в качестве слов были загаданы даже имена сотрудников компании. Рынок сканвордных и кроссвордных изданий на сегодня обширен, на него постоянно выводятся все новые и новые продукты. Издательский Дом "Бурда" в прошлом году вывел на рынок только семь новых кроссвордных изданий. Весной текущего года линейка кроссвордных и развлекательных изданий, в которую сейчас входят 12 журналов, расширится. Готовится к запуску еще один новый проект. По словам Халилова, на рынке очень тесно, но каждый работает в своей нише: "Мир новостей" позиционируется в сегменте солидных сборников, "Бурда" - на еженедельных журналах, "777" - на газетах. И все же пробраться и утвердиться на рынке сканвордов нелегко, необходимо - и вполне официально - платить за место на прилавке. Начинающие распространительские сети сканворды берут бесплатно, но серьезные компании собирают "подать" за тесное местечко, причем, чем дольше компания присутствует на рынке, тем она больше.
Справка:
Первый русский кроссворд был опубликован в Ленинграде 18 августа 1925 года в газете "Новая вечерняя газета". Слово "кроссворд" тогда еще не употреблялось, поэтому публикация называлась "Переплетные слова/задачи крест-накрест". Крестословицы сочинял даже Владимир Набоков и печатал их в 1924 году в берлинской газете "Руль". Позже кроссворд был напечатан в журнале "Огонек", где было объяснено значение нового слова. Американскими учеными было выяснено, что наилучшим способом обеспечения полноценного сна является разгадывание кроссвордов минут за тридцать до того, как лечь спать.
Источник: "Новости СМИ", 04.04.2007