XI международный семинар АРПП. День первый.


8 апреля с.г. в Хургаде (Египет) начал свою работу XI международный семинар АРПП - «Новые технологии распространения прессы и управления тиражами». В работе семинара принимают участие свыше 100 руководящих работников издательских домов и распространительских структур из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Архангельска, Волгограда, Вологды, Калининграда, Кемерово, Красноярска, Новгорода, Нижнего Новгорода, Смоленска и Чебоксар, а также из Казахстана, Германии и с Украины.

Первый день работы семинара, который открыл председатель правления АРПП А.В. Оськин, был посвящён анализу отечественного рынка прессы, проблемам внедрения новых технологий распространения печатной продукции, управления тиражами.

В докладе «Российский рынок прессы – состояние и перспективы развития», с которым выступил А.В. Оськин, был представлен анализ нынешнего состояния отечественного рынка печатных СМИ, показаны основные тенденции, наблюдаемые в различных его сегментах, сделана попытка спрогнозировать дальнейшее развитие рынка. Докладчик подчеркнул, что по темпам роста российский рынок прессы является одним из мировых лидеров. Об этом свидетельствуют и ежегодный рост численности наименований газет и журналов, и рост оборотов розничной торговли периодикой, и положительная динамика доходов печатных СМИ от размещения рекламы. В целом российский рекламный рынок демонстрирует активный рост и по объёму занимает 11-е место в мире.

В качестве основных тенденций развития издательского рынка А.В. Оськин перечислил следующие факторы:

  • увеличение количества печатных СМИ при постепенном снижении тиражей;
  • рост числа специализированных, ориентированных на определённую аудиторию изданий, снижение количества изданий с размытой тематикой;
  • активный рост числа бесплатных изданий, как наиболее привлекательных для рекламодателей и потребителей;
  • рост доли директ-маркетинга в рекламных бюджетах издательских домов;
  • рост потребления он-лайновых версий газет со стороны потребителей;
  • сокращение доли газет в структуре медийного потребления;
  • рост аудитории глянцевых журналов и деловых изданий;
  • увеличение конкуренции со стороны новых медиа приведет к падению доходов рекламных изданий, но вряд ли в ближайшие годы повлияет на темпы роста не рекламных печатных СМИ;
  • дальнейшая консолидация медиаактивов и концентрация капитала в издательском бизнесе.

Анализируя рынок распространения печатных СМИ, А.В. Оськин отметил, что на протяжении последних 10 лет наблюдается четкая тенденция уменьшения доли киосковых сетей. В Москве и крупных городах это связано с активным развитием современных форматов розничной торговли. А в регионах обусловлено зачастую большой территориальной протяжённостью и крайне низкой плотностью населения. На фоне ухода с рынка мелких частных распространителей (ручников и лоточников), влияние концентрирующихся розничных сетей на него растёт быстрыми темпами.

Наряду с этим происходит постепенный процесс сужения опта за счёт выхода крупных и средних операторов рынка напрямую в издательства с одной стороны, и стремлением издательств выйти в регионы со своими представительствами, с другой. Оптовая торговля всё больше смещается в сторону экспедирования и оказания логистических услуг.

Особое внимание докладчик уделил вопросу распространения прессы в сетях магазинов самообслуживания. По его словам, в настоящее время этот сегмент продаж печатной продукции развивается наиболее динамично. В дальнейшем можно ожидать, что будет продолжаться перераспределение доли рынка в пользу межрегиональных и общенациональных сетей, ужесточение требований со стороны ритейлоров о создании единого центра поставок прессы в сеть, повышение требований к качеству и стандартизации поставок прессы. Кроме того, вполне вероятно увеличение бонусов и выплат за присутствие изданий в сетях, увеличение уровня возвратов, снижение доходности дистрибуторов и издателей.

Суммируя ситуацию на рынке распространения, А.В. Оськин высказал следующие прогнозы:

  • продолжиться концентрация капитала на рынке распространения с выходом на федеральный уровень;
  • произойдёт постепенный уход с рынка ручников и мелких частных предпринимателей;
  • сократится количество оптовых компаний и снизится значение оптовиков;
  • продолжится постепенное снижение доли киосковых сетей в продажах прессы за счёт развития других торговых форматов;
  • увеличится доля супер- и гипермаркетов в продажах прессы;
  • увеличатся расходы на промо-акции в розничных точках, направленных на стимулирование сбыта изданий;
  • произойдёт снижение доли периодики в обороте торговых точек;
  • усилится развитие перекрёстного мерчендайзинга (продажа тематической узко специализированной прессы с соответствующими товарами или услугами);
  • продолжится рост цен на печатную продукцию, связанный с вынужденными мерами по оздоровлению экономики;
  • усилится влияние местных администраций на рынок распространения с целью получения контроля над рынком.

Коммерческий директор ИД «Бурда» Р.Н. Дорошенко полемизировал с докладчиком по вопросу снижения тиражей и тем самым сокращением рекламных поступлений у уже устоявшихся брендов под давлением конкуренции со стороны новых изданий. Качественное издание, заметил Р. Н. Дорошенко, не теряет своих тиражей, о чём свидетельствует опыт нашего издательского дома.

Тему «Издательство. Методика взаимодействия редакции и дистрибуции» раскрыл директор ООО «ТопДистрибьюшн Сервисез» С.В. Алексеенко. Он детально осветил деятельность группы изданий «777». Подчеркнул, что высокое качество изданий достигается благодаря тому, что в состав авторов входят члены Союза писателей России, известные журналисты. Об интересе к изданиям говорит тот факт, что в редакцию ежемесячно приходит свыше 500 тысяч писем от читателей. Для повышения интереса читателей редакция практикует издание спецвыпусков, которые, как показывает анализ, дают весомый прирост тиражей носителю бренда.

С интересом было встречено выступление директора департамента технологий ООО «Пресс-Хаус Лэнд» Е.В. Нечепоренко – «Необходимые технологические составляющие розничной компании», который на основе опыта развития компании рассказал о необходимых составляющих информационных технологий розничной компании, возникающих задачах и путях решения.

Опытом автоматизации сортировки печатной продукции поделился директор департамента производства ООО ЛК «Медиа-Экспресс» С.Г. Шевцов. Он отметил, что его предприятие обслуживает ООО «МАП» и более 50 издательских домов, редакций и дистрибьюторов печатной продукции. Среднее количество ежемесячно обрабатываемых экземпляров составило в 2006 году более 12 млн. и ожидается более 13,5 млн. в 2007 году. Фирма последовательно решает задачи сокращения сроков обработки подписных и розничных тиражей, исключения стандартных ошибок экспедирования - пересортицы, излишков и недовложений, снижения себестоимости обработки, увеличения объемов обрабатываемой продукции без расширения складских площадей и людских ресурсов, использования новейших технологий экспедирования - технология штрихового кодирования.

О состоянии рынка электронных СМИ и перспективах его развития проинформировал заместитель генерального директора ООО «Информсервис» Д.В. Мустаев. Он подчеркнул, что, традиционные средства массовой информации остаются первостепенным инструментом современных коммуникаций. Новости, проходящие по каналам группы отборных, надежно управляемых средств массовой информации, главным образом, через телевидение и прессу – по-прежнему в значительной степени контролирует восприятие новостей большинством граждан. Заметил, что Электронная версия печатного издания, на сегодняшний день, является оптимальным решением, сочетающим в себе достоинства печатных и электронных СМИ. Издание, становится одновременно доступно из любого уголка Сети, что особенно существенно в отдалённых регионах и зарубежье, а также в любых ситуациях, когда приобретение традиционного издания представляется затруднительным.

Тему «Новый этап в отношениях с заказчиками. Комплексная логистика издательского бизнеса: снижение издержек и повышение эффективности» представил исполнительный директор ООО «Первый полиграфический комбинат» Д.Ф. Дементьев. Он отметил, что развитие полиграфической отрасли в стране для печати периодических изданий сегодня не поспевает за темпами роста медиаиндустрии. В 2003-2006 гг. было введено в строй 18 новых газетно-журнальных типографий (в Москве – 2 новые мощные типографии), организованы производства цветной печати газет на 27 федеральных и 9 республиканских издательско-полиграфических комплексах, сотни действующих типографий подверглись комплексной модернизации, техническое перевооружение производства приняло систематический характер. Но по-прежнему производство более 60% печатной продукции проходит не на российской полиграфической базе, а утекает за границу, подпитывая иностранный бизнес. Объемы зарубежных полиграфических услуг, оказываемых российским издателям, устойчиво растут, примерно на 15-20% в год. По предварительным оценкам в 2006 г. эта цифра значительно превысила 600 млн. дол. Д.Ф. Дементьев особо подчеркнул, что настал момент, когда государство должно обратить свое внимание на защиту отечественных полиграфических производителей, принять долгожданные для всех решения. Полиграфия России сегодня требует кардинальной государственной помощи, без которой положение предприятий и состояние отрасли будет только ухудшаться. Далее докладчик проинформировал участников семинара о возможностях Первого полиграфического комбината и призвал к сотрудничеству.

Об особенностях работы московского торгово-экспедиционного комплекса Группы компаний «ДМ-Дистрибьюшн» рассказал генеральный директор ООО «Торговый дом прессы» М.Ю. Люлин.

С презентацией продукции ИД «Мир Новостей Дистрибьюшн» выступила менеджер ООО «Мир Новостей Дистрибьюшн» И.А. Соснина.

Завершило работу первого дня работы семинара заседание секции по вопросам оптово-розничного распространения, которое провели генеральный директор ЗАО «Сейлс» А.Н. Богданов и генеральный директор ЗАО «Центропечать» А.В. Попов. Участники заседания обсудили состояние и перспективы оптового распространения прессы в России. В ходе дискуссии были затронуты проблемы стимулирования продаж, роли ассортиментной политики в обеспечении рентабельности данного вида деятельности. Особое внимание было уделено вопросам отношений издателей к оптовым продажам, учёту распространителями интересов издателей в управлении тиражами розничных продаж. Активно выступали на заседании секции генеральный директор ООО «АПРИ «Сибирь» С.Д. Гаврилов, генеральный директор ЗАО «Сегодня-Пресс-Воронеж» И.А. Тимофеев, коммерческий директор ИД «Бурда» Р.Н. Дорошенко, менеджер ООО «Гейм Лэнд» Т. И. Кошелева, начальник службы розницы и финансовый директор МУП «Роспечать» МО (Архангельск) И.В. Маркова и И.И. Поташёва.

Пресс-служба АРПП, 08.04.2007 г.