После одной из пресс-конференций президента РФ страна узнала о существовании аудиокниг. Ну… узнала — это сильно сказано, явление было известно и раньше, но такой вот внезапный promotion добавил ему популярности. Так что ж за зверь такой — аудиокнига? Видится в этом явлении что-то из тех времен, когда грамоте обучены были немногие и всю информацию передавали, так сказать, «из уст в уста». Ничего не напоминает? Однако, не будем увлекаться историческими сравнениями…

Что это такое?

Для начала — форма. Сегодня аудиокниги — это диски, CD или DVD. Что касается содержания, то аудиокнига как товар — понятие собирательное. Оно объединяет:

— собственно аудиокниги — запись художественного чтения литературных произведений; запись может быть осуществлена без сокращений или с сокращениями; в звуковом оформлении могут присутствовать музыка и шумовые эффекты;

— аудиопостановки — инсценированные литературные произведения, то есть опять-таки книги;

— «театр у микрофона» — пьесы, изначально написанные или адаптированные к восприятию без видеоряда;

— литературно-музыкальные композиции — в различных сочетаниях: музыка, стихи, песни, романсы, биографические материалы, тематическая информация; проекты такого плана ближе к формату радиовещания и могут вообще не иметь печатного аналога;

— тренинги и практики: «настройся на выздоровление», «как победить на переговорах» и тому подобное.

По данным звукозаписывающей студии "Ардис", около 70% предлагаемых к продаже аудиокниг записаны в формате mpЗ (до 25 часов звука на один диск, как правило — 8–12). Порядка 30% — в классическом аудиоформате CD digital audio (не более 80 минут звука).

Широко распространено мнение, что аудиокниги слушают в автомобильных пробках и дальних дорогах. Безусловно, слушают, но, как показывают опросы, в России 35% книгослушателей приобщаются к аудиолитературе при помощи компьютера.

Ассортимент аудиокниг — по сравнению с рынком традиционной литературы — невелик, но уже измеряется тысячами часов звучащей литературы. Общее количество аудиокниг, представленных на рынке, приближается к 2 тыс. наименований. Представлено практически все: классика, фантастика, юмор, история, мемуары, философия, психология, религия, детская аудиокнига; литература для ума, для души, для бизнеса.

Розничные цены — от 100 до 200 рублей за аудиокнигу на одном CD — абсолютно сопоставимы с ценами на музыкальные и мультимедийные CD. Сравнительно же с ценами на традиционные книги аудиоиздания часто могут быть даже дешевле своего печатного аналога. Специалистов книжной торговли ценообразование в каналах сбыта может приятно удивить: оптовый аудиокнижный прайс-лист имеет структуру прайса мультимедийного рынка, разница между оптом и розницей составляет 100%.

Причины возрастающей популярности аудиокниг очевидны: их «чтение» легко совмещается с пребыванием в пути, вождением автомобиля, занятиями спортом и множеством других дел. Для современного человека, который стремится экономить время, это ценное подспорье. Благо во многих машинах установлены CD-проигрыватели, а mp3-плейеры становятся все более доступными по цене.

Впрочем, пока на этом рынке в основном предложение формирует спрос, а не наоборот.

Выбор аудиокниг на рынке очень неплохой, а читателей «на слух», сокрушаются производители, могло быть и больше. В результате онлайн-опроса 5 тыс. пользователей Рунета компания iRiver и агентство CNews выяснили, что 78% из них слушают аудиокниги, 15% собираются и только 7% не хотят и не будут приобщаться к аудиолитературе. Возрастной пик поклонников аудиокниг, «читающих» их регулярно, — 25–35 лет (40% от общего числа ответивших). Для прослушивания больше половины аудитории используют компьютер и аудиоплеер, причем делают это чаще всего на прогулке, на отдыхе (52%), в метро (35%), в автомобиле (26%) и на работе (23%). По данным звукозаписывающей студии «Ардис», сейчас в России представлено более тысячи наименований книг на аудионосителях общей стоимостью 197,3 тыс. рублей.

Места обитания

И все-таки аудиокнига для нашего рынка продукт относительно новый, и привычных мест обитания у него пока не сформировалось. Впрочем, определенные тенденции наметились. По большей части аудиокниги водятся на просторах Интернета. Сейчас есть не меньше 20 сайтов, официально предлагающих за деньги или безвозмездно скачать аудиокниги. Плюс несчетное количество онлайн-магазинов с большим выбором дисков. И стремящееся к бесконечности число блогов, сообществ и личных сайтов, предлагающих собственную подборку.

Однако в крупных городах аудиокниги выпутались-таки из тенет Всемирной паутины и расползлись по нескольким видам магазинов. Сергей Никифоров, директор по оптовым продажам в России ООО «Продвижение» (Нижний Новгород), не смотря на то, что на местном рынке маркетинговые исследования этого сегмента не проводились, уверен, что его потенциал огромен и перспективен. Так в какие же магазины могли «пойти» аудиокниги? Ну, прежде всего – в книжные.

Например, в ассортимент книжного магазина «Москва» входит порядка 800 наименований аудиокниг. И этот список быстро расширяется: по сравнению с прошлым годом число наименований выросло почти вдвое.

Для сравнения: в Германии оборот аудиокнижных издательств составляет 60 млн евро. А производство звуковых книг входит в программу более 400 немецких издательств. В России на этом рынке работает не более пяти стабильных игроков. Основными поставщиками аудиокниг являются четыре компании — «Книга вслух», «Ардис», «Сидиком» и «Империя звука».

В ассортименте «Букбери», по словам директора по развитию «Букбери» Людмилы Завьяловой, на аудиокниги приходится максимум 10%.

У книжного магазина при работе с таким товаром появляется проблема выкладки и формирования ассортимента. Открытая выкладка 1500 наименований аудиокниг на двух-трех метрах витрины будет, конечно, тесной. Некоторые магазины практикуют дублирование выкладки аудиокниг и повторяют аудиокниги на полках рядом с одноименными печатными изданиями. Другие попадают в ловушку, заказав небольшой ассортимент из двух-трех десятков наименований, после чего сталкиваются с тем, что продажи не идут, и отказываются от данного вида товара. Почему так происходит? Опыт показывает, что для привлечения внимания покупателя необходимо не менее 200 средне- и высокорейтинговых позиций аудиокниг.

Поскольку аудиокниги являются гибридом собственно книг и музыкального диска, продают их не только обычные книжные, но и музыкальные, и мультимедийные магазины. Казалось бы, увеличение в два раза «торговой площадки» должно играть только на руку издателям. Но на практике и для тех, и для других продавцов аудиокнига пока не слишком знакомый предмет. Некоторые объясняют небольшой ассортимент аудиокниг в своей сети тем, что для продажи этого товара на должном уровне у книжного магазина должен быть иной формат: нужно установить у себя соответствующую аппаратуру, на которой аудиокниги можно было бы прослушивать, просматривать информацию, контролировать претензии покупателей.

Лучше всего, по мнению сотрудников книжного магазина «Москва», продаются обучающие курсы, энциклопедии и художественная литература, особенно популярны «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Евгений Онегин» Александра Пушкина, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Известно, что эти книги также очень популярны в «бумажной» версии, а значит, поклонники аудиокниг делают осознанный выбор из достаточно большого ассортимента, а не довольствуются доступным.

Впрочем, с другой стороны, это свидетельствует о том, что студии хорошо знают конъюнктуру «бумажного» рынка и ориентируются на него.

Главная проблема, соглашаются издатели и продавцы, — недостаток рекламы и популяризации. Но пока только студии, являющиеся частью более крупных звукозаписывающих компаний, могут себе позволить тратить большие деньги на раскрутку аудиокниг.

Кстати, даже из книжных магазинов не всякий подойдет для успешной продажи такого товара, как аудиокниги. Этот факт для «Курьера печати» прокомментировал Владимир Лямин, генеральный директор компании «Топ Книга»: «В традиционном книжном магазине три четверти занимают книги, остальное — канцтовары. В «Лас Книгас», где ассортимент составляют более 100 тыс. наименований, книги все так же в большинстве, но еще очень большую долю ассортимента занимает медиапродукция – видео, CD и аудио. Именно этот формат покупатель рассматривает как место покупки культурных товаров — не только книг, но и фильмов или музыки. Аудиокниги, как и любой мультимедийный продукт, в основном покупают достаточно обеспеченные граждане, а значит, бессмысленно ставить его на полку дискаунтера. Это должен быть большой современный магазин, с широким ассортиментом, хорошей выкладкой и высоким уровнем сервиса».

Кроме книжных и мультимедийных магазинов, аудиокниги начинают попадать на прикассовые стойки супер- и мини-маркетов, правда, тут речь идет, скорее, не о реальном, пусть и узком ассортименте, а о промо-мероприятиях.

Одна такая акция проходила в сети мини-маркетов «Хорошие новости» (компания «Пресс-Хаус») — примерно год назад — под девизом «Всем выйти из сумрака», посвященная произведениям и героям, созданным знаменитым российским писателем-фантастом Сергеем Лукьяненко. Во время акции в магазинах сети был представлен расширенный перечень тематических товаров. Так, на стеллажах и подиумах были представлены знаменитые «Дозоры» и другие, не менее известные произведения автора. Кроме того, в ассортимент вошли и аудиокниги бестселлеров, DVD с фильмами по мотивам книг Лукьяненко, компьютерные игры, а также сувенирная продукция, посвященная тематике акции.

…далее везде

Будет ли развиваться на нашем рынке торговля аудиокнигами? Видимо, будет. Уже сейчас они завоевывают русскоязычную аудиторию Всемирной паутины. Кроме того, у ведущих мобильных операторов появились сервисы, которые так и называются — «Аудиокнига». Все это говорит о том, что товар в итоге будет востребован. Некоторые, правда, полагают, что аудитория потребителей аудиокниг останется довольно узкой — в силу необходимых для ее «потребления» технических средств и пресловутого менталитета. С другой стороны, как любой носитель информации, аудиокниги представляют собой неплохой рекламный носитель, по крайней мере в перспективе. Ясно, что этот сегмент имеет возможности для развития. Не может же президент ошибаться.

Источник: журнал «Курьер печати» №6/2007