Александр Монахов начинал свою профессиональную деятельность с рядового корреспондента в газете «Комсомольской правде». К прессе Александр был приобщен еще с детства: по поручению родителей частенько бегал в ларек за свежими газетами, среди которых, кстати, была и «Комсомолка», а потом все их прочитывал. К тому моменту, когда настала пора выбирать профессию, Александр уже четко для себя решил поступать в МГУ на журфак. До «Антенны» по роду своей профессиональной деятельности он был занят в различных оригинальных проектах, работал в телекомпании НТВ, в «ТВ-Парке», но, по его собственному признанию, его жизнь изменил один случайный звонок.
Уже более пяти лет Александр Монахов занимает должность главного редактора газеты «Антенна-Телесемь», и за эти годы она изменилась только в лучшую сторону, став на сегодня одним из ведущих изданий на рынке телегидов. Увеличился тираж и аудитория «Антенны», несколько обновились концепция и контент. Однако то, что смотрит по телевизору Монахов, не имеет никакого отношения к тому, что он делает: все его любимые программы в «Антенну» не попадают. На рабочем столе Александра Монахова особое место занимает злобный резной дракон с ощерившейся пастью и крыльями, которые можно подвигать в разные стороны. Владелец дракончика говорит, что это, с одной стороны, сувенир из дальних стран, а с другой – его внутренняя сущность. Под такой кличкой он известен сотрудникам. Однако во время интервью, дракон, видимо, отдыхал или у него было просто хорошее весеннее настроение. - Откуда взялась неуемная тяга к печатным СМИ? - Как научил нас дедушка Зигмунд, все в жизни либо от секса, либо из детства. Склонен думать, что секс тут все же не при чем. Поэтому обращусь мыслями в детство… Когда мне было лет десять, злые родители довольно часто гнали меня к газетному ларьку, где я покупал штук семь-десять газет, начиная с «Комсомольской правды» и заканчивая почему-то «Сельской жизнью». Не знаю, зачем мне это было нужно, но, тем не менее, я все газеты прочитывал. Дочитался до того, что поступил на журфак МГУ. А потом пришел в «Комсомолку», поработал какое-то время в отделе информации, но после всяких ужасов (типа командировки на место падения самолета) ушел в более безопасное место – культуру. Так восемь лет и прошло... - Как вы попали в «Антенну»? - Я бы с радостью сказал, что случилось это после череды разнообразных приключений в дебрях Амазонки, но увы… Обычная история с последовательной сменой окошек, в которых выдавалась зарплата: после «КП» был «Мемонет» (интернет-компания, которая была под НТВ и в которой я делал довольно скандальный кинопроект), после «Мемонета» - ненадолго «ТВ Парк». И только я задумался, что надо бы найти место поинтереснее, как раздался звонок… В «Антенне» я уже пять с половиной лет. За это время мы пару раз довольно радикально переделывали концепцию, увеличили тираж и аудиторию в несколько раз, «построили» огромную общенациональную газету номер один в стране, да что уж там – в мире… В общем, недурно так поработали… - Дополнительный выпуск «Антенны» в формате А4 – шаг для увеличения аудитории? - Конечно. Это более удобный и перспективный формат. И, собственно, шаг себя оправдывает: полтора года назад, когда мы запускали второй формат в Москве, тираж московского издания был 550 тысяч, сейчас – 750 тысяч в среднем. Но привычка аудитории – страшная вещь, газета 10 лет выпускалась в формате А3, и мы имеем крайне лояльную к формату А3 аудиторию. Поэтому, чтобы не распугать тех и получить новых читателей, мы во многих регионах, как и в Москве, выпускаем газету и в формате А3, и А4. - Как взаимодействуют региональные редакции с головной? - Со страхом, естественно. Как же иначе? Тут ведь сидят монстры, которые за шаг из строя руки-ноги отрывают. Закончится интервью – отведу вас в наш музей, где мы храним уже ненужные регионалам конечности. Ну, пошутили, и ладно. Если говорить серьезно - у нас есть общенациональная редакция, которая производит и верстает подавляющее большинство материалов и полос. В этих полосах по нашей концепции предусмотрены «окна», в которых региональные редакторы могут разместить свои материалы. Возможно снять целиком общенациональный материал и разместить региональную публикацию, но, чтобы это сделать, надо пройти сложный, мягко говоря, путь ее согласования. Региональный контент составляет от пяти до семи процентов, не включая, конечно, ТВ-программу, которая в каждом городе - своя. Это немного. С одной стороны, мы настаиваем, чтобы местная информация публиковалась. С другой - в небольших городах ярких событий не происходит. Допустим, в Урюпинске (у нас нет там пока своей газеты) мероприятий настолько клинически мало, что, даже если упереться рогом и нарыть информацию (что можно сделать, конечно), читать ее будет скучно. - Каково общее количество человек в штате «Антенны-Телесемь»? - В общенациональной редакции в Москве - 65 человек. Журналистов из них 24 человека. Этого достаточно, чтобы еженедельно выпускать газету на 128 полосах и чтобы никто из сотрудников не успевал заскучать. А в целом, в предприятиях «Антенна – Телесемь» работает более 2 000 сотрудников (естественно, я не говорю сейчас только о редакционной части). - Правда ли, что «Антенна» рассчитана на женскую аудиторию? - Исключительно на женскую, причем на строго определенную по возрасту. Если газета будет интересна мужчинам, значит, я что-то сделал не так. И другой аудитории нам не требуется. Бизнес-интервью без этого обойтись не может, поэтому назову вам несколько цифр: количество женщин от 30 до 54 лет в России, по данным TNS Gallup Media, - 19,5 миллионов. Аудитория этой возрастной группы в нашей газете – 4,5 миллиона. Нам осталось охватить 15 миллионов женщин, поэтому мужчин и подростков мы пока трогать не собираемся. - Какие телегиды являются вашими прямыми конкурентами? - Если говорить про страну, то конкуренция сегодня не жесткая. Мы сидим плотно во всех средних и больших городах, заполняя 25-40% аудитории, и, чтобы нас подвинуть, необходимы сумасшедшие новые редакционные идеи, мощные бизнес-усилия, отличные команды и куча денег. Есть, конечно, попытки создания новых телегидов, например «Панорама ТВ» или «ТелеНеделя», или «ТелеШоу», но для меня это пока не убедительные продукты по контенту. Что касается московского рынка телегидов, то здесь мы бодаемся с проектом «7 дней» и считаемся с несколькими другими сильными игроками. Да, «7 дней» сейчас опережают нас по аудитории и тиражу. Но когда я пришел в «Антенну», ее тираж по Москве был примерно 350 тысяч. Сейчас – 750 тысяч в среднем, а на пике – больше 800 экз. У «Семи дней» он застрял на миллионе. Вернемся к этому вопросу через пару лет, хорошо? - Чем вы можете похвастаться в плане контента издания? - Мне не очень нравится глагол «хвастаться», потому что он предполагает безусловную уверенность в своих решениях. Да, мы в марте запустили несколько новых рубрик, в том числе и одну идею, эксклюзивную для российского рынка телегидов. Все телегиды печатают информацию о том, что покажут на следующей неделе. Мы тоже над этим работаем. Но вот мы дожили до воскресенья, а что будет дальше - в понедельник, во вторник, в следующие выходные? Программа на каналах еще даже не сверстана, а мы уже забрасываем крючки для читателей - даем анонсы… Однако оценить новшества мы сможем несколько позже, отследив реакцию аудитории. Может, ей не понравятся наши идеи. Закроем тогда все новые рубрики, не вздрогнув. - Что вы смотрите по телевизору? - То, что я смотрю, не имеет никакого отношения к тому, что я делаю. Почти все, что я смотрю для собственного удовольствия, в «Антенну» не попадает, потому что я - не целевая аудитория газеты. Я бы с радостью, наверное, писал про игры «Арсенала», новые тесты Джереми Кларксона в программе Top Gear или особенности операторов спутникового телевидения, однако концепция нашего издания иная. - Почему в «Антенне» не встретишь анонсов к фильмам, скажем, канала «Культура»? - Еще как встретишь! Редко встретишь большие материалы – это правда. Снова назову вам цифру из рейтингов TNS Gallup Media по Москве с 19 по 25 марта: наивысшее достижение канала на этой неделе – концерт с рейтингом 3,4%. Это та цифра, которая не позволяет нам рассматривать проект как предмет для подробного описания. А рейтинг «Цирка со звездами» в 9,2% заставляет нас об этом проекте писать каждый номер. Это редакционная концепция, которую мало кто способен выдерживать. - Часто ли от вас уходят люди? - Да, у нас непросто работать, особенно со мной. В основном уходят дизайнеры, потому что время подписания номера позднее, плюс жесткие требования, не все такое выдерживают. Когда уходили журналисты по своей воле - не помню, но последние полгода точно нет. - Случается ли вам сегодня писать заметки в газету, будучи главным редактором? - Два-три раза в неделю пишу блистательные заметки в жанре «служебные записки» подчиненным или владельцам бизнеса. Раз в год – когда нас награждают, и я там присутствую, пишу некий короткий репортаж. Последняя настоящая заметка была, кажется, о том, как мы играли в «Слабое звено», а я взял да и выиграл… Приятно вспомнить. Писать хочется, но такому жесткому формату, как в «Антенне», я в качестве журналиста, боюсь, не смог бы соответствовать. P.S. Что меня больше всего поражает в нашей работе, так это неумеренные «понты» объектов описания… Я когда-то давным-давно активно занимался интервьюированием западных звезд. Понял простую вещь: чем круче звезда, тем профессиональнее она ведет себя с журналистами. В начале 90-х на Московский кинофестиваль приезжал Роберт де Ниро. Небожитель практически, да? У меня 15 минут на вопросы. В комнате вместо де Ниро по креслу расползается «овощ» - мужику конкретно не до меня, моих вопросов и этой страны. Однако как только он увидел, что пора работать – тут же превратился в подтянутого, жесткого, но дружелюбного, готового к любому повороту человека. Это было невероятное преображение. Он ответил на все вопросы, в том числе и не самые ласковые. Уходя, я оглянулся - в кресле снова был «овощ». И после подобных встреч видеть, как ведут себя наши «звезды»… Это и смешно, и грустно, поэтому я журналистам «Антенны» порой очень не завидую. Источник: Новости СМИ, 17.04.07
Уже более пяти лет Александр Монахов занимает должность главного редактора газеты «Антенна-Телесемь», и за эти годы она изменилась только в лучшую сторону, став на сегодня одним из ведущих изданий на рынке телегидов. Увеличился тираж и аудитория «Антенны», несколько обновились концепция и контент. Однако то, что смотрит по телевизору Монахов, не имеет никакого отношения к тому, что он делает: все его любимые программы в «Антенну» не попадают. На рабочем столе Александра Монахова особое место занимает злобный резной дракон с ощерившейся пастью и крыльями, которые можно подвигать в разные стороны. Владелец дракончика говорит, что это, с одной стороны, сувенир из дальних стран, а с другой – его внутренняя сущность. Под такой кличкой он известен сотрудникам. Однако во время интервью, дракон, видимо, отдыхал или у него было просто хорошее весеннее настроение. - Откуда взялась неуемная тяга к печатным СМИ? - Как научил нас дедушка Зигмунд, все в жизни либо от секса, либо из детства. Склонен думать, что секс тут все же не при чем. Поэтому обращусь мыслями в детство… Когда мне было лет десять, злые родители довольно часто гнали меня к газетному ларьку, где я покупал штук семь-десять газет, начиная с «Комсомольской правды» и заканчивая почему-то «Сельской жизнью». Не знаю, зачем мне это было нужно, но, тем не менее, я все газеты прочитывал. Дочитался до того, что поступил на журфак МГУ. А потом пришел в «Комсомолку», поработал какое-то время в отделе информации, но после всяких ужасов (типа командировки на место падения самолета) ушел в более безопасное место – культуру. Так восемь лет и прошло... - Как вы попали в «Антенну»? - Я бы с радостью сказал, что случилось это после череды разнообразных приключений в дебрях Амазонки, но увы… Обычная история с последовательной сменой окошек, в которых выдавалась зарплата: после «КП» был «Мемонет» (интернет-компания, которая была под НТВ и в которой я делал довольно скандальный кинопроект), после «Мемонета» - ненадолго «ТВ Парк». И только я задумался, что надо бы найти место поинтереснее, как раздался звонок… В «Антенне» я уже пять с половиной лет. За это время мы пару раз довольно радикально переделывали концепцию, увеличили тираж и аудиторию в несколько раз, «построили» огромную общенациональную газету номер один в стране, да что уж там – в мире… В общем, недурно так поработали… - Дополнительный выпуск «Антенны» в формате А4 – шаг для увеличения аудитории? - Конечно. Это более удобный и перспективный формат. И, собственно, шаг себя оправдывает: полтора года назад, когда мы запускали второй формат в Москве, тираж московского издания был 550 тысяч, сейчас – 750 тысяч в среднем. Но привычка аудитории – страшная вещь, газета 10 лет выпускалась в формате А3, и мы имеем крайне лояльную к формату А3 аудиторию. Поэтому, чтобы не распугать тех и получить новых читателей, мы во многих регионах, как и в Москве, выпускаем газету и в формате А3, и А4. - Как взаимодействуют региональные редакции с головной? - Со страхом, естественно. Как же иначе? Тут ведь сидят монстры, которые за шаг из строя руки-ноги отрывают. Закончится интервью – отведу вас в наш музей, где мы храним уже ненужные регионалам конечности. Ну, пошутили, и ладно. Если говорить серьезно - у нас есть общенациональная редакция, которая производит и верстает подавляющее большинство материалов и полос. В этих полосах по нашей концепции предусмотрены «окна», в которых региональные редакторы могут разместить свои материалы. Возможно снять целиком общенациональный материал и разместить региональную публикацию, но, чтобы это сделать, надо пройти сложный, мягко говоря, путь ее согласования. Региональный контент составляет от пяти до семи процентов, не включая, конечно, ТВ-программу, которая в каждом городе - своя. Это немного. С одной стороны, мы настаиваем, чтобы местная информация публиковалась. С другой - в небольших городах ярких событий не происходит. Допустим, в Урюпинске (у нас нет там пока своей газеты) мероприятий настолько клинически мало, что, даже если упереться рогом и нарыть информацию (что можно сделать, конечно), читать ее будет скучно. - Каково общее количество человек в штате «Антенны-Телесемь»? - В общенациональной редакции в Москве - 65 человек. Журналистов из них 24 человека. Этого достаточно, чтобы еженедельно выпускать газету на 128 полосах и чтобы никто из сотрудников не успевал заскучать. А в целом, в предприятиях «Антенна – Телесемь» работает более 2 000 сотрудников (естественно, я не говорю сейчас только о редакционной части). - Правда ли, что «Антенна» рассчитана на женскую аудиторию? - Исключительно на женскую, причем на строго определенную по возрасту. Если газета будет интересна мужчинам, значит, я что-то сделал не так. И другой аудитории нам не требуется. Бизнес-интервью без этого обойтись не может, поэтому назову вам несколько цифр: количество женщин от 30 до 54 лет в России, по данным TNS Gallup Media, - 19,5 миллионов. Аудитория этой возрастной группы в нашей газете – 4,5 миллиона. Нам осталось охватить 15 миллионов женщин, поэтому мужчин и подростков мы пока трогать не собираемся. - Какие телегиды являются вашими прямыми конкурентами? - Если говорить про страну, то конкуренция сегодня не жесткая. Мы сидим плотно во всех средних и больших городах, заполняя 25-40% аудитории, и, чтобы нас подвинуть, необходимы сумасшедшие новые редакционные идеи, мощные бизнес-усилия, отличные команды и куча денег. Есть, конечно, попытки создания новых телегидов, например «Панорама ТВ» или «ТелеНеделя», или «ТелеШоу», но для меня это пока не убедительные продукты по контенту. Что касается московского рынка телегидов, то здесь мы бодаемся с проектом «7 дней» и считаемся с несколькими другими сильными игроками. Да, «7 дней» сейчас опережают нас по аудитории и тиражу. Но когда я пришел в «Антенну», ее тираж по Москве был примерно 350 тысяч. Сейчас – 750 тысяч в среднем, а на пике – больше 800 экз. У «Семи дней» он застрял на миллионе. Вернемся к этому вопросу через пару лет, хорошо? - Чем вы можете похвастаться в плане контента издания? - Мне не очень нравится глагол «хвастаться», потому что он предполагает безусловную уверенность в своих решениях. Да, мы в марте запустили несколько новых рубрик, в том числе и одну идею, эксклюзивную для российского рынка телегидов. Все телегиды печатают информацию о том, что покажут на следующей неделе. Мы тоже над этим работаем. Но вот мы дожили до воскресенья, а что будет дальше - в понедельник, во вторник, в следующие выходные? Программа на каналах еще даже не сверстана, а мы уже забрасываем крючки для читателей - даем анонсы… Однако оценить новшества мы сможем несколько позже, отследив реакцию аудитории. Может, ей не понравятся наши идеи. Закроем тогда все новые рубрики, не вздрогнув. - Что вы смотрите по телевизору? - То, что я смотрю, не имеет никакого отношения к тому, что я делаю. Почти все, что я смотрю для собственного удовольствия, в «Антенну» не попадает, потому что я - не целевая аудитория газеты. Я бы с радостью, наверное, писал про игры «Арсенала», новые тесты Джереми Кларксона в программе Top Gear или особенности операторов спутникового телевидения, однако концепция нашего издания иная. - Почему в «Антенне» не встретишь анонсов к фильмам, скажем, канала «Культура»? - Еще как встретишь! Редко встретишь большие материалы – это правда. Снова назову вам цифру из рейтингов TNS Gallup Media по Москве с 19 по 25 марта: наивысшее достижение канала на этой неделе – концерт с рейтингом 3,4%. Это та цифра, которая не позволяет нам рассматривать проект как предмет для подробного описания. А рейтинг «Цирка со звездами» в 9,2% заставляет нас об этом проекте писать каждый номер. Это редакционная концепция, которую мало кто способен выдерживать. - Часто ли от вас уходят люди? - Да, у нас непросто работать, особенно со мной. В основном уходят дизайнеры, потому что время подписания номера позднее, плюс жесткие требования, не все такое выдерживают. Когда уходили журналисты по своей воле - не помню, но последние полгода точно нет. - Случается ли вам сегодня писать заметки в газету, будучи главным редактором? - Два-три раза в неделю пишу блистательные заметки в жанре «служебные записки» подчиненным или владельцам бизнеса. Раз в год – когда нас награждают, и я там присутствую, пишу некий короткий репортаж. Последняя настоящая заметка была, кажется, о том, как мы играли в «Слабое звено», а я взял да и выиграл… Приятно вспомнить. Писать хочется, но такому жесткому формату, как в «Антенне», я в качестве журналиста, боюсь, не смог бы соответствовать. P.S. Что меня больше всего поражает в нашей работе, так это неумеренные «понты» объектов описания… Я когда-то давным-давно активно занимался интервьюированием западных звезд. Понял простую вещь: чем круче звезда, тем профессиональнее она ведет себя с журналистами. В начале 90-х на Московский кинофестиваль приезжал Роберт де Ниро. Небожитель практически, да? У меня 15 минут на вопросы. В комнате вместо де Ниро по креслу расползается «овощ» - мужику конкретно не до меня, моих вопросов и этой страны. Однако как только он увидел, что пора работать – тут же превратился в подтянутого, жесткого, но дружелюбного, готового к любому повороту человека. Это было невероятное преображение. Он ответил на все вопросы, в том числе и не самые ласковые. Уходя, я оглянулся - в кресле снова был «овощ». И после подобных встреч видеть, как ведут себя наши «звезды»… Это и смешно, и грустно, поэтому я журналистам «Антенны» порой очень не завидую. Источник: Новости СМИ, 17.04.07