Недавно обнаружил в своем почтовом ящике газету, на которую никогда не подписывался. Естественно, предположил, что попала она ко мне по ошибке почтальона и надо ее опустить по обозначенному номеру. Но никакого номера квартиры на ней не было. Выходит, положили ее мне не случайно. Тем более что из некоторых соседних ящиков выглядывало это же издание.
Вообще-то мы уже привыкли к такой особенности рыночной экономики - "непрошеным гостям" наших почтовых ящиков. Время от времени обнаруживаем в них рекламные листовки, красочные таблоиды, заманивающие в какую-нибудь сеть магазинов, предвыборные агитационные материалы... Честно скажу: никогда не трачу время на просмотр этого, на мой взгляд, бумажного хлама и прямиком отправляю его в мусорный бак. Но при этом испытываю душевную боль от того, сколько же драгоценного леса вырублено на заведомую макулатуру! Но нынешний случай оказался особым. Это было уважаемое солидное издание - пятничный выпуск правительственной "Российской газеты". Так называемая "толстушка", в данном случае вполне соответствующая журналистскому сленгу - 48 страниц типичного для еженедельников формата. Продолжая недоумевать, разворачиваю и вижу на открытии второй полосы обращение к читателю "Теперь есть такая газета". Начинаю читать, и недоумения сменяются вопросами, а затем и законными протестными мыслями. Не исчезли они и когда почитал весь номер... "Вы держите в руках старую новую газету, - сообщают авторы редакционного манифеста. - Для постоянных подписчиков это уже 4334-й номер привычного пятничного выпуска "Российской газеты". Для других - более трех миллионов читателей - это первый номер неожиданно появившейся в доме газеты. Поэтому надо кое-что пояснить. Во-первых, вы получили не бесплатную газету - она издается на ваши деньги, деньги налогоплательщиков. В бюджете страны нашлись средства помочь вам получать из первых рук информацию о том, что делают президент, правительство, парламентарии..." Ах, как замечательно - такое обилие "информации к размышлению" всего в нескольких фразах! Ну, например, обращает на себя внимание тот факт, что в бюджете страны как бы случайно нашлись средства для колоссального по нынешним временам - на три миллиона экземпляров! - увеличения тиража пятничного выпуска "РГ". Даже не особо сведущий человек легко поймет, что необходимая сумма должна быть весьма солидной. Но почему-то авторы обращения ни словом не обмолвились, утвержден ли этот расход в соответствии с законами страны Госдумой РФ? Второй и более существенный вопрос можно сформулировать так: "Почему инициаторы "старой новой газеты" решили, что налогоплательщики хотят, чтобы их налоги шли на издание и доставку одной из многочисленных ныне "толстушек"? С уверенностью можно сказать, что большинство проголосовало бы за то, чтобы неожиданно обнаруженные средства были направлены на поддержку тяжело больного здравоохранения или общественного транспорта, в которых нуждаются не три миллиона семей, а все 140 миллионов граждан России. А представьте, как досадно тому читателю, который во время подписной кампании заплатил за "РГ" деньги, а теперь увидит, что соседям приносят "за так" толстушку "РГ"! Ведь это почти то же самое, как если бы один купил в магазине майку, а другому ее принесли бесплатно. На дворе ведь рынок, господа! И газеты - товар, как любой другой. Напомню: с самого начала российских реформ печатные СМИ были объявлены обычными субъектами рыночной экономики. Большинство их было приватизировано и попало в руки предпринимателей. Но экономический кризис, поставивший людей на грань выживания, ударил и по газетам. Если прежде одна семья выписывала два-три, а то и пять-шесть изданий, то в 90-е годы минувшего века сумки почтальонов мигом исхудали - урезать скудный семейный бюджет ради газеты отваживались очень немногие читатели. Редакционная общественность слезно молила правительство: предоставьте льготы, иначе рухнет единое информационное пространство страны. Кой-какие льготы дали, но обычно ответы сводились к одному: "Вы же за рынок - вот и показывайте пример конкурентной борьбы, привлекайте читателей интересными публикациями". И действительно, за прошедшие годы рынок печатных СМИ начал, простите за специфическое выражение, "устаканиваться". Часть изданий, в том числе "РГ", важных с точки зрения публикации официальных документов, власть взяла под свое крыло. Тем не менее подписку на них не отменяли. Другие стали выживать с помощью бизнеса. Иные резко "пожелтели", найдя читателей в среде многочисленных любителей "клубнички", перетряхивания белья шоуменской попсы. Но набирают вес и некоторые серьезные общественно-политические издания. Очевидно, что по мере роста доходов населения их читательская аудитория будет прирастать, а интереса к "пикантным" СМИ поубавится. Уже сейчас можно назвать исчезнувшие газеты, культивировавшие уголовную и постельную тематику. Думается, главное достигнуто - у читателей периодики появился реальный выбор. И вот вдруг более-менее естественный процесс развития рынка СМИ оказался под угрозой искусственного торможения. Именно так можно расценивать дармовые пятничные "толстушки" правительственной газеты, доставляемые трем миллионам семей. Ни для кого не секрет: важным средством привлечения читателей для любой газеты является публикация телепрограммы. Теперь представим, какая сложится ситуация, если три миллиона семей несколько месяцев будут получать бесплатную "Неделю" "РГ" с подробными программами федеральных и местных телеканалов, которым отведено здесь аж 14 страниц? Естественно, многие обрадуются: зачем платить за подписку хоть районной, хоть городской, хоть областной газеты, когда у них есть бесплатная программа... Правда, как сообщило почтовое ведомство, эта акция предпринята для поддержки ветеранов войны, инвалидов, малоимущих семей. Понимая благородство намерений, тем не менее не могу согласиться: почему решили, что именно "толстушка" "РГ" интересует их? Может, кто-то предпочитает местную прессу? К тому же не получается осчастливить всех названных - бесплатная "РГ" оказывается не всегда в их почтовых ящиках... Философы иногда утверждают: история движется по спирали... Поневоле вспомнишь, как было в советское время. Членов КПСС "тактично" убеждали подписываться на "главную" газету страны - "Правду". Комсомольцев - на "Комсомольскую правду". Пионеров - на "Пионерскую правду"... Теперь, похоже, для нас кто-то снова определил "самую главную газету". Но поскольку путь истории "спиралевидный", то ныне не требуют подписную плату, одаривая нас удовольствием бесплатного чтения и пользования телепрограммами. Что говорить - прогресс. В обращении к читателям трехмиллионный вброс на рынок бесплатной "Недели" оправдывается необходимостью "из первых рук" информировать население о деятельности высших органов власти, а также тем, что она будет публиковать материалы на правовые темы. Увы, эти аргументы - для непосвященных. О деятельности ветвей власти достаточно полно информируют в Интернете их официальные сайты, государственные телеканалы и радиостанции, федеральные и местные СМИ. Понятно, кому-то важнее иметь под рукой официальное издание "РГ" - так он и подписывается на него. Но зачем ее навязывают миллионам других? Признаюсь, несколько месяцев назад, раздумывая, на какую газету подписаться, я прочитал ряд номеров "РГ" и понял: это не моя газета. Возможно, я ошибаюсь, но это мое право, как и право иных сограждан любить "РГ". Но только не надо принуждать нас доставать из почтового ящика 48-страничное издание и сожалеть о напрасно погубленных где-то в сибирской тайге красавицах-соснах и елях... Источник: Курская правда (Курск), 20.04.2007
Вообще-то мы уже привыкли к такой особенности рыночной экономики - "непрошеным гостям" наших почтовых ящиков. Время от времени обнаруживаем в них рекламные листовки, красочные таблоиды, заманивающие в какую-нибудь сеть магазинов, предвыборные агитационные материалы... Честно скажу: никогда не трачу время на просмотр этого, на мой взгляд, бумажного хлама и прямиком отправляю его в мусорный бак. Но при этом испытываю душевную боль от того, сколько же драгоценного леса вырублено на заведомую макулатуру! Но нынешний случай оказался особым. Это было уважаемое солидное издание - пятничный выпуск правительственной "Российской газеты". Так называемая "толстушка", в данном случае вполне соответствующая журналистскому сленгу - 48 страниц типичного для еженедельников формата. Продолжая недоумевать, разворачиваю и вижу на открытии второй полосы обращение к читателю "Теперь есть такая газета". Начинаю читать, и недоумения сменяются вопросами, а затем и законными протестными мыслями. Не исчезли они и когда почитал весь номер... "Вы держите в руках старую новую газету, - сообщают авторы редакционного манифеста. - Для постоянных подписчиков это уже 4334-й номер привычного пятничного выпуска "Российской газеты". Для других - более трех миллионов читателей - это первый номер неожиданно появившейся в доме газеты. Поэтому надо кое-что пояснить. Во-первых, вы получили не бесплатную газету - она издается на ваши деньги, деньги налогоплательщиков. В бюджете страны нашлись средства помочь вам получать из первых рук информацию о том, что делают президент, правительство, парламентарии..." Ах, как замечательно - такое обилие "информации к размышлению" всего в нескольких фразах! Ну, например, обращает на себя внимание тот факт, что в бюджете страны как бы случайно нашлись средства для колоссального по нынешним временам - на три миллиона экземпляров! - увеличения тиража пятничного выпуска "РГ". Даже не особо сведущий человек легко поймет, что необходимая сумма должна быть весьма солидной. Но почему-то авторы обращения ни словом не обмолвились, утвержден ли этот расход в соответствии с законами страны Госдумой РФ? Второй и более существенный вопрос можно сформулировать так: "Почему инициаторы "старой новой газеты" решили, что налогоплательщики хотят, чтобы их налоги шли на издание и доставку одной из многочисленных ныне "толстушек"? С уверенностью можно сказать, что большинство проголосовало бы за то, чтобы неожиданно обнаруженные средства были направлены на поддержку тяжело больного здравоохранения или общественного транспорта, в которых нуждаются не три миллиона семей, а все 140 миллионов граждан России. А представьте, как досадно тому читателю, который во время подписной кампании заплатил за "РГ" деньги, а теперь увидит, что соседям приносят "за так" толстушку "РГ"! Ведь это почти то же самое, как если бы один купил в магазине майку, а другому ее принесли бесплатно. На дворе ведь рынок, господа! И газеты - товар, как любой другой. Напомню: с самого начала российских реформ печатные СМИ были объявлены обычными субъектами рыночной экономики. Большинство их было приватизировано и попало в руки предпринимателей. Но экономический кризис, поставивший людей на грань выживания, ударил и по газетам. Если прежде одна семья выписывала два-три, а то и пять-шесть изданий, то в 90-е годы минувшего века сумки почтальонов мигом исхудали - урезать скудный семейный бюджет ради газеты отваживались очень немногие читатели. Редакционная общественность слезно молила правительство: предоставьте льготы, иначе рухнет единое информационное пространство страны. Кой-какие льготы дали, но обычно ответы сводились к одному: "Вы же за рынок - вот и показывайте пример конкурентной борьбы, привлекайте читателей интересными публикациями". И действительно, за прошедшие годы рынок печатных СМИ начал, простите за специфическое выражение, "устаканиваться". Часть изданий, в том числе "РГ", важных с точки зрения публикации официальных документов, власть взяла под свое крыло. Тем не менее подписку на них не отменяли. Другие стали выживать с помощью бизнеса. Иные резко "пожелтели", найдя читателей в среде многочисленных любителей "клубнички", перетряхивания белья шоуменской попсы. Но набирают вес и некоторые серьезные общественно-политические издания. Очевидно, что по мере роста доходов населения их читательская аудитория будет прирастать, а интереса к "пикантным" СМИ поубавится. Уже сейчас можно назвать исчезнувшие газеты, культивировавшие уголовную и постельную тематику. Думается, главное достигнуто - у читателей периодики появился реальный выбор. И вот вдруг более-менее естественный процесс развития рынка СМИ оказался под угрозой искусственного торможения. Именно так можно расценивать дармовые пятничные "толстушки" правительственной газеты, доставляемые трем миллионам семей. Ни для кого не секрет: важным средством привлечения читателей для любой газеты является публикация телепрограммы. Теперь представим, какая сложится ситуация, если три миллиона семей несколько месяцев будут получать бесплатную "Неделю" "РГ" с подробными программами федеральных и местных телеканалов, которым отведено здесь аж 14 страниц? Естественно, многие обрадуются: зачем платить за подписку хоть районной, хоть городской, хоть областной газеты, когда у них есть бесплатная программа... Правда, как сообщило почтовое ведомство, эта акция предпринята для поддержки ветеранов войны, инвалидов, малоимущих семей. Понимая благородство намерений, тем не менее не могу согласиться: почему решили, что именно "толстушка" "РГ" интересует их? Может, кто-то предпочитает местную прессу? К тому же не получается осчастливить всех названных - бесплатная "РГ" оказывается не всегда в их почтовых ящиках... Философы иногда утверждают: история движется по спирали... Поневоле вспомнишь, как было в советское время. Членов КПСС "тактично" убеждали подписываться на "главную" газету страны - "Правду". Комсомольцев - на "Комсомольскую правду". Пионеров - на "Пионерскую правду"... Теперь, похоже, для нас кто-то снова определил "самую главную газету". Но поскольку путь истории "спиралевидный", то ныне не требуют подписную плату, одаривая нас удовольствием бесплатного чтения и пользования телепрограммами. Что говорить - прогресс. В обращении к читателям трехмиллионный вброс на рынок бесплатной "Недели" оправдывается необходимостью "из первых рук" информировать население о деятельности высших органов власти, а также тем, что она будет публиковать материалы на правовые темы. Увы, эти аргументы - для непосвященных. О деятельности ветвей власти достаточно полно информируют в Интернете их официальные сайты, государственные телеканалы и радиостанции, федеральные и местные СМИ. Понятно, кому-то важнее иметь под рукой официальное издание "РГ" - так он и подписывается на него. Но зачем ее навязывают миллионам других? Признаюсь, несколько месяцев назад, раздумывая, на какую газету подписаться, я прочитал ряд номеров "РГ" и понял: это не моя газета. Возможно, я ошибаюсь, но это мое право, как и право иных сограждан любить "РГ". Но только не надо принуждать нас доставать из почтового ящика 48-страничное издание и сожалеть о напрасно погубленных где-то в сибирской тайге красавицах-соснах и елях... Источник: Курская правда (Курск), 20.04.2007