Журнал "Новости СМИ": Погода в издательском доме

ИД "Юнайтед Пресс", ИД "Фэшн Пресс", Burda, Gruener+Jahr, Conde Nast и "Коммерсант" недовольны политикой ООО "РитейлМедиаГрупп" (РМГ). В связи с этим они направили в компанию письмо с предложением изменить условия сотрудничества, поскольку те экономически невыгодны.

В нем они требуют изменить договор с "РитейлМедиаГрупп" в части отмены платы за услугу информационных отчетов, сокращения отсрочки по выплате платежей за проданные тиражи, выплаты компенсаций за отклонения от рентабельности изданий в сети и изменения условия оплаты издателями возвратов. Если компания не изменит свою политику, Издательские дома обещают вывести свои издания из сети "Седьмой континент".

Некоторые из крупных издателей согласились прокомментировать "Новостям СМИ" сложившуюся ситуацию на рынке распространения.

СПРАВКА

Компания "Ритейлмедиагрупп" была создана в 2006 году сетью "Седьмой континент" совместно с ИД "Московский комсомолец" с целью оптимизации доставки прессы потребителям. Еще до начала работы компании ее учредители говорили, что хотят изменить схему работы с издателями, а именно получать основную часть прибыли от продаж прессы, а не от издателей, которые платят за право присутствовать на полках "Седьмого континента" и за другие маркетинговые услуги. Она стала эксклюзивным поставщиком прессы в магазины сети. Была разработана гибкая система продаж, которая подразумевает ротацию газет и журналов на полках, а также сможет обеспечить ежедневный мониторинг спроса на этот вид продукции в магазинах компании.

Александр АНТОНОВ,

исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Издательская инициатива":

Конфликт между издателями и "РМГ" - давно назревшая ситуация. Распространение некоторых изданий, и скоро, я думаю, почти всех, в супермаркетах станет нерентабельным. Хочу подчеркнуть, что такие дистрибуторы, как РМГ, в этом не виноваты, потому что "Седьмой континент" выставляет совершенно неприемлемые условия: требует дополнительные бонусы за распространение, плату за вход, информационное обслуживание и т.п. Это невыгодно, поэтому издатели объединились и сказали, что на этих условиях не могут поставлять продукцию. Супермаркеты по-прежнему хотят торговать прессой, в их объемах товарооборота это незначительные суммы, но они доходят до 1%, что является приличной суммой. Пресса в ассортименте современного цивилизованного супермаркета обязательно должна быть.

Я считаю, что выход из ситуации таков - нужно совместно договариваться с распространителями, говорить, например, что "емкость рынка такова, что мы больше не можем платить", "мы продаемся на цивилизованных условиях, на разумной отсрочке платежа". На это издатели готовы пойти.

Роман ДОРОШЕНКО,

коммерческий директор Издательского дома "Бурда":

В первую очередь хотелось бы уточнить: никакого конфликта нет. Ситуация, которая сложилась с "РитейлМедиаГрупп" - это обычная рабочая ситуация. Поскольку с проблемой распространения прессы в супермаркетах сталкиваются многие издатели, то сейчас мы ведем дискуссию с нашим партнером - "РМГ" - о дальнейших условиях сотрудничества. Вышеупомянутые издатели обратились в "РМГ" с консолидированным мнением об отказе от ряда условий поставок, включая отказ от оплаты информационных услуг. Эти издатели являются лидерами рынка и производят лучшие на рынке продукты. Поэтому особенно важно, чтобы именно их журналы были представлены в супермаркетах.

Экономическая целесообразность поставок прессы в супермаркет складывается из многих факторов. Пресса - это товар совершенно особого рода. Важно присутствие на полке большого ассортимента, поскольку именно большой ассортимент играет решающую роль для окупаемости места. Ни один другой товар в супермаркете не имеет такой скорости продаж с квадратного метра, как пресса. Журналы на полке должны постоянно находиться в установленном порядке и обновляться. А регулярное поддержание порядка на полках не мерчендайзером, а сотрудником супермаркета, который находится в течение всего дня в торговом зале, будет только способствовать росту продаж. При таком подходе уже не нужно будет оплачивать так называемые информационные услуги, поскольку вырастет доходность от продаж.

Мы надеемся в диалоге с распространителями внедрить новые правила, которые будут способствовать еще большему росту продаж прессы и будут выгодны как издателям, так и дистрибьюторам и сетям розничных продаж.

Михаил ЛИТВИНОВ,

президент НП НСРП "Союзпечать" и генеральный директор КММП "Метрополитеновец":

Всю жизнь распространение прессы было дотационным, даже при коммунизме. В момент безвластия возникла ситуация, когда продавцы накручивали 200-300% наценки, и покупатели спокойно к этому относились, после того дефицита, который был раньше, а продавцы на этом неплохо зарабатывали. Сейчас рынок прессы сузился - люди просто перестали читать, они предпочитают электронные издания.

Поэтому мы предлагаем новую схему, которая позволит обслуживать целевую аудиторию, и в то же время даст нам возможность сейчас выжить и не иметь долгов перед издателями. Та цена, которая существует, включая 60% наценки, не покрывает наших расходов. Поэтому приходится менять схему: брать деньги с издателей, а издатели, в свою очередь, могут брать их только из рекламного бюджета. Когда средств стало не хватать, издателей перестала устраивать система.

Я за то, чтобы в этой патовой ситуации реальная стоимость затрат окупалась за счет рекламы и денег. Несмотря на то, что за последний год на 8% подорожал бензин, возросла арендная плата, увеличились зарплаты, газеты не подорожали ни на копейку. За счет чего мы должны выживать? Только за счет маркетинга. Однако это тупиковая ситуация, без дотаций все равно не обойтись. Государство должно оплатить стоимость распространения социально значимых изданий - и это будет нормально. В противном случае надо заканчивать этот бизнес, как в Америке - будет подписка и все. Если издателям невыгодно стало работать в супермаркетах, их же никто не заставляет, они просто должны оттуда уйти и все. Также как ушли в свое время от нас.

Вячеслав КЕРОВ,

президент Клуба менеджеров по распространению периодической печатной продукции

В данном случае речь идет не только об отношениях издателей и распространителей, а также и о третьем игроке - ритейле. Возникшая ситуация не является частной. Наоборот, если ритейл настоит на своем, то подобные условия продажи прессы могут распространиться и на другие сети. Если издатели готовы работать на таких условиях с торговой сетью "Седьмой Континент", то почему, например, сеть магазинов "Перекресток" не может работать на этих же условиях?

В связи с этим наиболее продвинутые издатели направили письмо генеральному директору ООО "РитейлМедиагрупп", в котором продемонстрировали свою принципиальную позицию по ситуации, складывающейся по доступности газет и журналов для населения в сети магазинов "Седьмой Континент".

Мне кажется, что "Седьмой Континент" и "МК", а именно они являются учредителями ООО "РитейлМедиагрупп", не учитывают, что прессу нельзя рассматривать на одном уровне с алкогольными напитками и сопутствующими товарами. Во всех передовых странах мира пресса является особым товаром - источником информации для населения и, соответственно, ее отсутствие является угрозой для демократии и вообще развития страны.

Если говорить конкретно о том, чего хотели бы издатели, предоставляя свои издания в торговую сеть "Седьмой Континент", - это получение оплаты примерно через месяц после окончания продаж очередных номеров своих изданий без доплат (за рентабельность и информацию). В ООО "РитейлМедиагрупп" работают профессионалы, которые, имея все необходимые данные о продажах, могут самостоятельно качественно управлять продажами без контроля издателей, которые получают информацию, но могут повлиять на распределение, посыл и присутствие тиража только через сотрудников ООО "РитейлМедиагрупп".

Источник: smi.ru, 20.04.2007