Государственная неэкономика

2,7 миллиарда бюджетных рублей разрушают рынок печатных СМИ

С 1 апреля "Российская газета" выпускает еженедельное приложение, которое бесплатно доставляется 3,2 млн. читателей по стране. На эту цель из федерального бюджета выделено 2,7 млрд. руб. Получается, что из бюджета выдается 300 млн. руб. в месяц, 75 млн. руб. на один выпуск.

Говорят, что идея бюджетного финансирования "РГ" родилась во время встречи президента с председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным. Якобы последний посетовал главе государства на низкую правовую культуру граждан. И выразил пожелание: необходимо организовать юридическое просвещение населения страны. Путин согласился в принципе с постановкой проблемы.

А то, как это принципиальное "добро" реализовали, видно из соответствующей строки бюджета.

Экономика - наука о рациональном использовании ограниченного ресурса. Если ресурс не ограничен, то нет экономики. В Советском Союзе деньги не являлись ограниченным ресурсом. Ограниченным ресурсом были материалы и люди. Госплан и Госснаб утверждали так называемые лимиты по всем типам необходимых для предприятий ресурсов. Отсюда термин "лимитчик" - для рабочих, рекрутированных по лимиту для работы на крупных предприятиях. Как только лимит выбивался, финансирование и банковские проводки осуществлялись автоматически. Таким образом, для руководителя советского предприятия главным было - выбить нужные ресурсы: людей, цемент, металл, технику. О деньгах он не думал никогда.

Именно поэтому переход экономики от централизованно планируемой к рыночной протекает так мучительно и сложно. По существу, речь идет о переходе от неэкономики к экономике. То есть не от "плохой", но все же экономики, к "хорошей", а вообще от неэкономики в современном понимании к экономике, в которой главным дефицитом являются деньги.

Задача правительства - бороться с монополизмом и поддерживать рынки. Переговоры по ВТО многих просветили. Нормы ВТО запрещают поддерживать субсидиями отдельные отрасли и предприятия. Скандальное финансирование из бюджета одного из участников рынка печатных СМИ разрушает рынок. Государство как бы говорит, что частный бизнес на этом рынке его не интересует.

Современная концепция свободы СМИ предусматривает прежде всего свободу СМИ от государства. Предпосылкой объективного информирования общества является конкуренция частных СМИ. Интервенция государства в объеме 2,7 млрд. долл. - серьезное ограничение доходов частных изданий. Не будь этих "халявных" газет, читатель мог бы купить газету в киоске. Ведь покупает же он каждый день хлеб в булочной.

Представить себе, что государство финансирует бесплатное снабжение населения не только газетами, но и мясом, машинами, телевизорами, лекарствами, мебелью, телефонами, мобильной связью, газом, светом, - невозможно. Зачем тогда покупать что-то за деньги?

Возникают вопросы: почему "РГ" была выбрана без тендера? Почему так дорого стоит выпуск черно-белого приложения? Почему безмолвствует ФАС? Почему в заключении правительства, которое необходимо для принятия любого закона, не было указано на недопустимость такого рода привилегии для конкретного участника рынка? Ежедневно поддерживать рынки и конкуренцию на них тяжело. Но без этой работы переход к рынку растянется на десятилетия. Ведь рынка без частной собственности не бывает. И не надо возвращать наш несовершенный рынок назад, в нерынок советского типа.

Источник: Независимая газета, 23.04.2007