Проблемы рынка мультимедиа

Участники рынка не знают, как проверять диски, не повредив упаковку

Общественные организации, представляющие интересы правообладателей, дистрибьюторов и продавцов аудио- и видеопродукции, направили заместителю председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Алексею Лихачеву письмо с просьбой снять противоречия в постановлении правительства "О внесении изменений в правила продажи отдельных видов товаров". Постановление, с одной стороны, предоставляет возможность покупателям проверить приобретаемый диск, а с другой - запрещает магазинам продавать диск без упаковки производителя.

Пункт 92 раздела "Особенности продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм..." постановления правительства РФ от 27 марта 2007 года "О внесении изменений в правила продажи отдельных видов товаров" предоставляет покупателю возможность ознакомиться с диском, вскрыв упаковку, а "торговые залы должны быть технически оснащены, чтобы предоставить покупателю возможность проверить качество приобретаемых экземпляров". Пункт 93 указывает, что продажа мультимедийной продукции "осуществляется только в упаковке изготовителя".

Гильдия по развитию аудиовидеоторговли (ГРАВТ), Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) и Национальная федерация производителей фонограмм (НФПФ) направили заместителю председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Алексею Лихачеву письмо, в котором просят пересмотреть пункты 92 и 93 постановления правительства РФ от 27 марта 2007 года.

Глава российского представительства IFPI Игорь Пожитков отмечает, что наличие диска без упаковки ставит под угрозу легальность самого магазина. А председатель совета ГРАВТ Алексей Наумов отмечает, что эти противоречия в первую очередь затронут продуктовые сети: "80% лицензионной мультимедийной продукции продается в продуктовых супермаркетах, то есть в магазинах самообслуживания. Чтобы покупатель проверил диск, нужны оборудование и продавец-консультант, а это дополнительные издержки как для магазина, так и для оптовых поставщиков, которые отразятся на конечной стоимости диска". По его оценке, исполнение этой нормы увеличивает стоимость диска минимум на 20 - 30%, "а невысокая цена на диск сейчас основное конкурентное преимущество продавцов легальной продукции перед пиратами".

Авторы письма указывают и на то, что требование пункта 92 трудновыполнимо, особенно если речь идет о компьютерных программах. Исполнительный директор НФПФ Алексей Угринович отмечает, что техническое оснащение большинства точек, особенно в регионах, не позволяет иметь компьютер, с помощью которого можно ознакомиться с программой, "но, не выполнив просьбу покупателя, точка нарушает закон и может быть за это наказана".

Участники рынка соглашаются с предложениями авторов письма. "Покупатель имеет право прослушать CD, потому что не знает, нравится ли ему записанная музыка. Но назначение и потребительские качества программного обеспечения детально указаны на упаковке. Что еще нужно посмотреть в Windows Vista, чтобы понять, нужно ли его купить?" - недоумевает председатель совета директоров концерна "Союз" Александр Менн. Он напоминает, что большое количество программ можно инсталлировать лишь один раз.

Заместитель гендиректора сети гипермаркетов "Мосмарт" Семен Слуцкий говорит, что на днях во всех крупных магазинах сети будет установлено оборудование, позволяющее смотреть содержимое аудио- и видеодисков. "В магазинах площадью 300 кв. м возможности установить такое оборудование пока нет. Если поправки не пересмотрят, то оставлять мультимедийную продукцию в небольших точках, не нарушая закон, будет проблематично", - сожалеет г-н Слуцкий. По его словам, установка оборудования не влияет на цену диска, а наоборот, может увеличить их продажи. А директор по связям с общественностью сети "Техносила" Надежда Сенюк отмечает, что покупатели сети редко проверяют качество и содержимое дисков, хотя в магазинах сети есть необходимое оборудование: "Даже распаковать диски просят редко. Тем более что покупатель может вернуть продукцию".

Источник: РБК daily, 23.04.2007