Основная задача уральских полиграфистов - найти потребителя и снизить издержки

25 апреля в Екатеринбурге пройдет первая на Урале полиграфическая биржа. Она соберет для делового общения широкий круг представителей уральских типографий с одной стороны и поставщиков бумаги, расходных материалов, оборудования для печатного бизнеса - с другой.

Беспрецедентное по формату мероприятие организует Уральский полиграфический союз, созданный в ноябре прошлого года. По мнению председателя союза, генерального директора печатного дома "Формат" Андрея Попова, биржа должна способствовать развитию полиграфических услуг в Уральском регионе: "Специализированные выставки и форумы - это тусовочные мероприятия, на которых не принято работать. А мы намерены не только укреплять связи между поставщиками и печатниками, но и сообща изучать рынок, решать проблемы". Основной вопрос для уральских типографий сегодня - низкая рентабельность: издержки растут, а предложение превышает спрос.

Печатный станок пущен

В конце 90х рентабельность полиграфического бизнеса достигала 100 - 150%. Небольшое число игроков и, как следствие, не успевающее за спросом предложение позволяли владельцам типографий завышать цены и получать сверхприбыли. "Привлекательность бизнеса вызвала стремительный приток желающих и рост рынка, открывались новые типографии, а существующие увеличивали производственные мощности, - вспоминает директор типографии "Артикул" Андрей Черепанов.

В начале нового столетия рынок наполнился, его бурный рост прекратился. Но "гонка перевооружений" типографий продолжается. Этому способствуют быстрое моральное старение оборудования (в отрасли появляется множество технологических новшеств, да и потребитель становится все более требователен) и бум кредитования. "Владельцы типографий стремятся повысить конкурентоспособность за счет новой техники, а доступность банковских денег позволяет это сделать, - рассказывает Андрей Черепанов. - В 1997 году получение кредита на печатную машину можно было считать производственным подвигом, а сегодня и миллион долларов для модернизации производства взять - не проблема".

В результате расширения круга игроков, нарастания предложения и увеличения производственных инвестиций рентабельность уральских печатных домов упала. Сегодня она не превышает 7 - 10%. За последние несколько лет полиграфический рынок рос гораздо быстрее, чем сферы, которые он обслуживает, в том числе легкая и пищевая промышленность (упаковка и этикетка), рекламный и издательский бизнес. Так, по свидетельству директора рекламного агентства "Медиа Пилот" Светланы Владимировой, пару лет назад типографии прекращали принимать заказы к новогодним праздникам уже в октябре, а этой зимой ажиотажа не было.

Еще один показательный факт: цены на полиграфическую продукцию в Екатеринбурге упали за год на 2 - 3% (несмотря на рост заработной платы, стоимости оборудования, расходных материалов и электроэнергии). "Снижая цены, печатники стараются привлечь больше клиентов, - объясняет Андрей Попов, - но это порочная практика: они начинают работать себе в убыток, тут недалеко и до разорения". Конкуренция на этом рынке очень высока, и с учетом нарастающих проблем екатеринбургские полиграфисты считают, что появления новых игроков ожидать не следует. Близки к насыщению и рынки соседних регионов.

Читающая страна

Сегодня на Урале работает, по некоторым оценкам, 1200 больших и малых предприятий, оказывающих полиграфические услуги (из них на территории Свердловской области - 400). Есть сегмент государственных и муниципальных предприятий: "Уральский рабочий" (Екатеринбург), Курганский дом печати, Челябинский дом печати. Но частники уверены, что он скоро исчезнет: как только стоимость земли в центре города, на которой стоит, скажем, "Уральский рабочий", превысит стоимость самой типографии, ее просто купят и выселят. Примеры уже есть. Так, в начале года пермское краевое правительство выставило на торги издательско-полиграфический комплекс "Пермское книжное издатель ство". Новым владельцем его стала управляющая компания "Альфаинвест", не имеющая никакого отношения к полиграфическому бизнесу. Теперь ее специалисты заняты расчетами, что им выгоднее: вести непрофильный бизнес или закрыть типографию. На рынке не исключают, что новых владельцев привлекает скорее участок, который она занимает.

Частные типографии классифицируем по направлениям деятельности: печать упаковки и этикетки, производство газет, журнальной и рекламной продукции. Процентное соотношение между ними полиграфисты назвать затрудняются, однако вряд ли уральский рынок сильно отличается по структуре от общероссийского (см. диаграмму). "Когда рынок только формировался, каждая типография принимала заказы на печать любой продукции, ограничением служили лишь производственные мощности, - рассказывает Андрей Черепанов, - но затем игроки стали нишеваться, выстраивать полноценные технологические цепочки для отдельных направлений". В каждом регионе можно выделить по два-три крупных игрока на один сегмент.

Выгодной для полиграфии традиционно считается рекламная и журнальная продукция. Однако ожидать от сегмента подъема в ближайшие годы не стоит, считает Светлана Владимирова: "Журнальный рынок Урала наполнен, одни издания открываются, другие исчезают, однако общий объем тиражей сильно не меняется. Значит, рынок достиг потолка. Количество заказчиков на рекламную продукцию также ограничено". Газетный рынок, по оценке полиграфистов, в прошлом году увеличился на 10 - 15%. "Причем растет он качественно: за счет увеличения не количества изданий или их тиражей, а их объема. Многие толстеющие газеты становятся к тому же полноцветными", - поясняет директор "Офсетной газетной фабрики Екатеринбурга" Виталий Лифановский. Директор типографии "Паритет" Валентина Якоби полагает, что газетный сегмент мог бы расширяться, но "развитие ограничивается отсутствием средств у местных изданий и плохой работой распространительных служб. Это отрицательно сказывается на газетном рынке: владельцам газет приходится думать больше не об их качестве, а о логистике и распространении".

Упаковочно-этикеточная полиграфия развита гораздо меньше по сравнению с газетной и рекламной: еще не так много предприятий-потребителей. Хотя в целом по России этот вид услуг уже пользуется высоким спросом (согласно исследованиям, проведенным компанией "Гетельберг - СНГ", сегмент упаковки и этикетки занимает более трети российского полиграфического рынка).

Распечатать регионы

Динамику уральского полиграфического рынка игроки оценивают поразному: от 3 до 15%. Рассказывает директор типографии "Печатное поле" (Екатеринбург) Владимир Дроздецкий: "Наши мощности сегодня загружены на 60 - 70%. И я уверен, что подобная картина наблюдается практически в каждой уральской типографии". Чтобы рентабельность возросла, полиграфистам необходимо срочно устранить две проблемы: низкий спрос и высокие издержки.

Один из способов их решения печатники видят в отмене НДС на ввозимую бумагу. Сегодня уральским типографиям приходится конкурировать не только между собой, но и с московскими и зарубежными коллегами. Согласно Флорентийскому соглашению, к которому Россия присоединилась в 1994 году, ввоз печатной продукции, не носящей рекламный или порнографический характер, производится без таможенных пошлин. В итоге "потребитель часто предпочитает печататься за рубежом, особенно если речь идет о рекламе, журналах, упаковке: это дешевле и качественнее", - рассказывает исполнительный директор компании "Принтэксперт" (продажа оборудования для типографий) Дмитрий Ермаков. "Сегодня в России производят качественную бумагу только для газетной офсетной печати, - добавляет Владимир Дроздецкий. - Все остальные виды поставляют изза рубежа, а типографии вынуждены платить НДС на ввозимый материал (18%) плюс налоговые пошлины (15%) на бумагу. Расходные материалы при этом составляют от 5 до 70% стоимости печатной продукции".

В результате даже с учетом транспортных затрат печать за рубежом зачастую обходится дешевле, чем услуги местных типографий, работающих на зарубежном сырье. "Решить этот вопрос отдельные игроки не могут, - объясняет Дмитрий Ермаков, - остается надеяться, что лоббированием отмены НДС на бумагу займутся недавно созданные профильные ассоциации, благо их теперь на Урале четыре. Отмена НДС поможет снизить издержки производства и повысить рентабельность полиграфического бизнеса, вернуть часть заказов изза границы в Россию".

Второй способ повышения рентабельности - формирование сетевых типографий и выход из Екатеринбурга, где рынок уже перегрет, в другие регионы. Так, если в Екатеринбурге крупные игроки на полиграфическом рынке не появляются последние года два, то в Тюмени в декабре прошлого года возник "Печатный дом Тюмень". Емкость челябинского рынка тоже позволяет и расширяться действующим типографиям, и приходить новым. Валентина Якоби: "В планах нашей типографии - строительство отдельного здания под новое оборудование, увеличение печатных мощностей".

Примеры уже есть: типография "Артикул" создала представительства в Челябинске и Тюмени, сеть типографий "Офсетная газетная фабрика" (в ее состав входят предприятия в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Подмосковье и Воронеже) осенью готовится открыть типографию в Челябинске. "Работать в холдинге значительно проще, - объясняет Виталий Лифановский, - можно устраивать тендеры на закупку бумаги и оборудования. Так как мы заказываем большие партии, мы вправе рассчитывать на скидки и стабильные поставки. Это позволяет успешно конкурировать с московскими и зарубежными игроками". Рассматривают возможность формирования сетей другие крупные игроки.

Полиграфисты уверены: при сохранении status quo в экономике вообще и таможенно-налоговом законодательстве в частности уральский полиграфический рынок будет расти в ближайшее время не больше чем на 10% в год. Серьезных перемен не предвидится.

Источник: Эксперт Урал, 24.04.2007