Оперативность - сайтам, аналитика - бумажной прессе

В марте этого года интернет-журнал "Мой бизнес" представил на суд читателей список из нескольких наиболее успешных интернет-проектов России, созданных в Санкт-Петербурге. В ряд с Mult.ru ("родиной нашумевшей Масяни") и лидером российского рынка e-mail-маркетинга Subscribe.ru был включен портал деловых новостей DP.ru, история которого начиналась с обычной сетевой версии печатного издания - газеты "Деловой Петербург".

Роман Романюк, региональный редактор портала деловых новостей DP.ru

Портал деловых новостей DP.ru появился в 1997 году. Конкуренция в то время была незначительной. Конечно, у "Коммерсанта" и "Ведомостей" уже были свои сайты, но мы исходили из того, что у нашей головной компании "Бонниер Бизнес Пресс" и ее главной деловой газеты Dagens Indusrti уже существовал портал в Швеции. В момент создания нашего сайта его главной задачей была поддержка газеты "Деловой Петербург". Сайт практически целиком состоял из материалов, публиковавшихся в газете, и создателями контента являлись журналисты редакции "Делового Петербурга". Статьи специально для интернет-версии не обрабатывались и не переделывались, и если сначала на сайте публиковались только ключевые материалы газеты, то со временем мы стали вывешивать почти все статьи. До перехода на ежедневный выпуск газеты "Деловой Петербург" ее статьи появлялись на сайте только через день после выхода из печати. Из-за такого временного лага газета не страдала от того, что ее статьи появлялись в Интернете. В 2003 году у сайта появилась информационная лента, на которой события освещались более оперативно и использовались материалы различных информационных агентств.

Примерно в то же время часть материалов газеты "Деловой Петербург" сайта стала доступна только для тех, кто оформил подписку, то есть мы стали продавать информацию в электронном виде, так же, как мы продавали ее и в бумажном.

В первое время, когда сайт работал только на Северо-Западе, мы не предпринимали каких-то особенных шагов по привлечению посетителей. Нашей главной задачей тогда было создание конкурентоспособной ленты новостей, которая заинтересует интернет-аудиторию Северо-Запада. Пожалуй, единственным способом продвижения в Сети были на тот момент агрегаторы новостей ("Yandex.Новости" и другие подобные проекты). За счет новостей аудитория выросла с 2 тыс. до 5 тыс. посетителей в сутки.

После выхода на московский рынок мы стали активно использовать баннерообменные сети, стали устанавливать блоки с нашими заголовками на других ресурсах. Сейчас московские страницы читают почти 30 тыс. людей в сутки, петербургские - 15 тыс.

До 2003 года над сайтом работал практически только один человек, который занимался выкладыванием материалов газеты. В 2004 году был сформирован самостоятельный отдел, в котором работала команда журналистов, пишущих исключительно для сайта. Через год мы поняли, что ограничиваться только расширенной версией газеты было бы не совсем правильно, и портал DP.ru был выведен из структуры редакции, а у газеты появился собственный сайт dpgazeta.ru, где и хранились статьи печатного издания. Доступ к большинству этих материалов возможен только для подписчиков, хотя есть и статьи, лежащие в свободном доступе.

Мы поняли, что dp.ru должен выйти за рамки петербургского региона и стать информационным сайтом для широкой аудитории, тем более что и развитие сети газет формата "Делового Петербурга" предполагало выход на региональный рынок. Естественно, что в качестве первого шага по выходу в регионы проще запускать портал. Это позволяет потребителю привыкнуть к новому источнику информации и новому формату. Наглядным примером подобного сценария стал наш выход в Краснодаре, где в начале этого года был запущен деловой портал, а летом появится пилотный выпуск газеты "Деловая газета. Юг". Издание будет ориентировано на определенный регион, поэтому заниматься его подготовкой будет, разумеется, специальная команда. А портал dp.ru-Краснодар связан с сетью всех наших интернет-порталов, которых на сегодняшний день насчитывается пять - в Москве, Петербурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде и Киеве. До конца года мы предполагаем открыть порталы еще в трех-пяти регионах страны (скорее всего, это будет Сибирь, Урал, Поволжье).

Безусловно, мы активно занимаемся продвижением и рекламой наших порталов. Помимо продвижения в Сети, о котором было сказано выше, мы проводим о офлайн-кампании. Так, в марте-апреле этого года в Москве прошла рекламная кампания dp.ru. Мы разместили плакаты в бизнес-центрах столицы, большая кампания шла и на радиостанциях.В последнее время конкуренция на рынке постоянно обостряется - появляются новые ресурсы, да и старые меняют свой формат и стремятся к привлечению максимального числа посетителей. Мы, как нам кажется, выбрали наиболее успешный формат - не очень сухого и делового информационного ресурса. Мы ориентируемся на короткие, "живые", интересные материалы и больше внимания стараемся уделять визуальной информации - фотографиям, видеороликам, звуковым файлам и т. д. Также мы занимаемся развитием интернет-телевидения, поскольку такой же проект уже существует в Швеции и развивается весьма успешно. Поэтому в наших ближайших планах - работа над изменением формы подачи информации, так как мы предполагаем больше показывать, а не рассказывать. Фото- и видеорепортажи, аудиоинтервью будут в более значительном количестве присутствовать на наших информационных ресурсах. Именно это, на наш взгляд, сегодня интересует читателей в первую очередь. Мы должны стать, в хорошем смысле этого слова, комиксом для взрослых, соответствуя принципу "краткость и наглядность".

Новое поколение читателей имеет другой взгляд на получение и восприятие информации, чем более взрослая аудитория. Мы вовсе не собираемся отказываться от аналитики, просто она будет преподноситься не в виде сухого объемного текста, а в виде наглядного материала - графика или диаграммы. Такая информация воспринимается проще и быстрее, а именно это является сегодня главным козырем прессы в борьбе за читателя. Мы экономим время читателей, у которых сегодня нет лишнего часа для внимательного изучения СМИ, и я думаю, что такая стратегия позволит нам добиться еще большего успеха.

Существует мнение, что интернет-издания постепенно вытеснят бумажную прессу, но оно верно, на мой взгляд, только для тех изданий, которые не обладают определенным имиджем. Например, газета "Деловой Петербург" - это уже не только носитель информации, сейчас много разных носителей, но это издание, подтверждающее вхождение читателя в некое сообщество. Это как галстук к деловому костюму. Функциональная роль этого аксессуара минимальна, но на деловую встречу вы без него не пойдете. То же самое и с прессой - конечно, вы можете быстро получить информацию из Интернета, но более развернутый и содержательный анализ, а также различные комментарии специалистов дадут вам только бумажные СМИ. В сущности, за сайтами остается оперативность, а за газетами - аналитика.

Например, в своей работе мы постоянно используем кросс-ссылки между сайтом DP.ru и газетой "Деловой Петербург". Фактически появляется тройная ссылка: первая информация оперативно вывешивается на сайте, где мы уточняем, что более подробный материал можно будет прочитать на следующий день в газете; затем мы публикуем статью в газете и опять же даем ссылку на сайт, где к тому времени появляется какой-то видеоролик, схема, диаграмма и другой дополнительный материал. Так что мы всячески привлекаем внимание аудитории ко всем нашим носителям информации.

Аудитория "Делового Петербурга" более взрослая и консервативная. Те, кто начинал читать газету в 1993 году и кто остался верен ей до сих пор, элементарно стали старше. Другое поколение, которое только сейчас приходит в бизнес, в меньшей степени интересуется бумажной версией, предпочитая ей электронный аналог с более короткой, но более оперативной информацией. Ориентируясь именно на эту аудиторию, мы сделали проект DP.ru самостоятельным информационным ресурсом, не теряющим тем не менее связи с газетой. Мы и сегодня продолжаем размещать на петербургских страницах сайта материалы, аналогичные публикуемым в газете, но они редактируются под потребности интернет-аудитории и сопровождаются большим количеством визуальной информации. Тем самым мы привлекаем к порталу и более взрослых читателей, традиционно предпочитающих газету. На сегодняшний день тираж газеты "Деловой Петербург" составляет 25 тыс. экз. (из них 20 тыс. распространяется по подписке, преимущественно корпоративной). Сайт газеты привлекает, как я уже говорил, только в Петербурге 15 тыс. посетителей в сутки.

Справка "Курьера печати":

Шведская группа BONNIER - одна из крупнейших в Скандинавии медиа-групп. Основана в Дании в 1804 г. как книжный магазин. С 1993 г. в России издает региональную газету "Деловой Петербург". Сайт DP.ru создан в 1997 г. как интернет-представительство газеты. В 2003 г. DP.ru становится самостоятельным и полноценным онлайн-ресурсом на Северо-Западе. С 2007 г. ресурс ведет активный выход DP.ru в регионы России.

Источник: журнал "Курьер печати" №7/2007