Группа компаний Rambler Media основана в 1996 г. Крупнейший акционер Rambler - холдинг Владимира Потанина "Проф-Медиа" (54,8%), около 26% акций торгуется на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи (AIM). Выручка за первое полугодие 2006 г. - $15,8 млн, EBITDA - $1,6 млн, чистая прибыль - $2,47 млн. Выручка интернет-подразделения Rambler за тот же период - $12,32 млн, Rambler-TV (в начале 2007 г. это подразделение продано "дочке" "Проф-Медиа") - $2,15 млн, контент-провайдера SMXCOM - $1,32 млн, еще $0,77 млн Rambler получил в виде дивидендов от "Бегуна". Капитализация Rambler Media на 9 мая - около $766 млн.
Инвестхолдинг "Финам" основан в 1994 г., в него входят одноименные инвесткомпания и инвестбанк, управляющая компания "Финам Менеджмент" (ПИФы), информационная группа "Финам", страховой брокер "Финам Страхование" и другие активы. В 2006 г. биржевые обороты компании превысили $66 млрд. Основатель и единственный акционер - Виктор Ремша. Компания "Бегун" основана в 2002 г., второй по доходам после "Яндекса" участник российского рынка размещения контекстной интернет-рекламы. Оборот за 2006 г. - $36 млн. Владельцы - "Финам" (74,9%) и Rambler (25,1%).
В середине июня Rambler закроет сделку по приобретению у инвесткомпании "Финам" 51% акций компании "Бегун", рассказал "Ведомостям" источник, близкий к одной из этих компаний. Стороны пришли к принципиальному согласию и находятся на стадии подписания документов, подтвердили два других источника, близких к участникам переговоров. В 2003 г. инвесткомпания "Финам" примерно за $750 000 купила 100% акций "Бегуна", через два года продала 25% плюс 1 акция (25,1%) холдингу Rambler. Тогда же стороны подписали опцион, позволяющий холдингу летом 2007 г. довести долю до 51%. "Акционеры Rambler Media удовлетворены сотрудничеством компании с "Бегуном" и с "Финамом", - передал "Ведомостям" финансовый директор Rambler Media Артур Акопьян. - Если компания примет решение о реализации опциона, об этом будет заявлено официально. До этого момента мы не можем обсуждать точную дату и размер покупаемого пакета акций".
Представители "Финама" и "Проф-Медиа" отказались от официальных комментариев. А гендиректор "Бегуна" Алексей Басов лишь надеется, что Rambler заинтересован в сделке, а более глубокая интеграция компаний позитивно скажется на эффективности его бизнеса. Существует и еще один опцион: он дает Rambler возможность стать 100%-ным владельцем "Бегуна" и стороны уже ведут переговоры об условиях выкупа остальных 49%, рассказывает близкий к одному из участников источник.
По данным Mindshare Interaction, рынок контекстной рекламы в Рунете вырос за 2006 г. на 87% до $187 млн. Содержание такой рекламы зависит от запросов пользователей: тема объявлений соответствует тематике размещенного на странице контента. Из этой суммы $102 млн пришлось на доходы от контекстной рекламы: $58 млн на "контексте" заработал "Яндекс", около $36 млн - "Бегун". Сам "Бегун" получает половину дохода от рекламы, другую половину - владельцы площадки. Крупнейшие партнеры "Бегуна" - Rambler и Mail.ru.
В конце 2006 г. акции Rambler начали стремительно дорожать, а пика стоимости они достигли в апреле 2007 г. - 16 апреля котировки составили $55 за бумагу. (9 мая рыночная стоимость акции Rambler составляла $51,13).
Старший аналитик МДМ-банка Елена Баженова связывает этот рост с приобретением в конце 2006 г. контрольного пакета компании холдингом "Проф-Медиа" Владимира Потанина. У Rambler появился стратегический инвестор, имеющий средства на крупные приобретения, в том числе и на покупку "Бегуна", и это обнадежило инвесторов, считает Баженова. Но акции Rambler росли не только в связи со сделкой "Проф-Медиа" - инвесторы включили в оценку этих бумаг финансовые результаты "Бегуна", полагает аналитик "Атона" Татьяна Капустина. С начала года эта компания прибавила к стоимости Rambler около 30% (или $16 на акцию), добавляет она. Оба аналитика оценивают "Бегун" в $150 млн - таким образом, 75% минус 1 акция этой компании могут стоить до $112,5 млн.
Гендиректор "Яндекса" Аркадий Волож не ожидает серьезного изменения расклада сил на рынке после того, как "Бегун" перейдет к Rambler. Он говорит, что давно считал "Бегуна" частью конкурирующей компании.
5% РЫНКА К 2010 Г.
По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), к 2010 г. объем российского рекламного рынка составит $10,3 млрд (в 2006 г. - $6,5 млрд). На долю Интернета в 2010 г., по прогнозам АКАР, будет приходиться 4,9% доходов от рекламы (в 2006 г. - менее 2%).
Источник: Ведомости, 10.05.2007