Центризбирком научит россиян голосовать по-французски

Председатель ЦИКа Владимир Чуров собирается к концу мая подготовить и издать рекомендации для партий и журналистов по борьбе с черным пиаром. Сегодня свои поправки в эту методичку должны прислать в Центризбирком МВД, прокуратура и другие правоохранительные органы. На эту же тему Чуров обещает лично провести семинар с представителями прессы. Остальным россиянам глава ЦИКа намерен в конце осени прислать на дом персональные приглашения на избирательные участки.

Как признались "Газете" подчиненные Чурова, денег на рассылку этих приглашений в бюджете комиссии на этот год пока нет. Но уже сейчас очевидно, что по мере приближения к выборам активность нового руководителя ЦИКа возрастет. Еще в апреле ЦИК разослал партиям проект рекомендаций "по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний". По словам члена ЦИКа Елены Дубровиной, в рекомендациях содержатся выдержки из законов о СМИ, о выборах и "Об экстремизме", а следом - разъяснения, принадлежащие перу членов ЦИКа. "Чтобы правильно истолковывали те или иные изменения, - разъяснила "Газете" Дубровина, - а не так, как это было после внесений изменений в закон об экстремизме, когда СМИ начали муссировать слухи о том, что власть запретила критиковать себя".

По данным ЦИКа, по итогам региональных избирательных кампаний в 2007 году в девяти регионах было выявлено 111 нарушений. Самым популярным нарушением оказалось распространение подложных печатных и агитационных материалов.

Член ЦИКа с правом совещательного голоса от ЕР Сергей Костенко в беседе с "Газетой" привел в пример появление нелегальных тиражей с черным пиаром в канун недавних выборов в Белгороде и Красноярском крае. "Во время недавней кампании в Красноярске появился тираж некоей газеты. Избирком обратился к этой газете: "Это ваш тираж?" Те устно подтвердили. Избирательная комиссия стала проверять, насколько же нарушены правила агитации в газете, - вспоминает Костенко. - Оказалось, что достаточно серьезно. Комиссия тогда потребовала от редакции прекратить распространение газеты, но услышала в ответ, что данный тираж газеты к ним никакого отношения не имеет. В итоге весь тираж был распространен".

До этого в Белгороде, напоминает Костенко, избирком рекомендовал арестовать тираж другой газеты, что милиция и сделала. Издание подало в суд, и впоследствии действия избиркома были признаны незаконными. По нынешним правилам тиражи листовок милиция может арестовывать сразу, но на арест тиража зарегистрированного СМИ требуется санкция суда.

В связи с этим ведомство Чурова в апреле обратилось за советом к правоохранительным органам, попросило подготовить до 10 мая соответствующие рекомендации. Центризбирком хочет предложить судам незамедлительно рассматривать жалобы избиркомов на СМИ, которые публикуют незаконную агитацию или материалы с экстремистским содержанием. Также предлагается изымать агитационные вкладыши в газетах, не трогая основное издание.

Ответ медиасообщества

Попытки ЦИКа пресечь распространение черного пиара вызывают неоднозначную реакцию среди независимых экспертов и журналистов. "В праве это все давно урегулировано. Есть закон о СМИ, закон о выборах, закон об избирательных комиссиях", - напомнил "Газете" руководитель Независимого института выборов Александр Иванченко. - Эти инструкции ЦИКа не смогут внести какие-то радикальные изменения во взаимоотношениях государства со СМИ, с партиями".

Генеральный секретарь российского Союза журналистов Игорь Яковенко заявил "Газете", что главным противоядием от черного пиара являются не рекомендации Чурова, а корпоративный механизм. "Закон - очень плохой инструмент для того, чтобы противостоять черному пиару. Хорошей панацеей является корпоративный механизм, основанный на механизме репутации. Если бы издание или передача, использующие черный пиар, становились изгоями, у нас бы не было черного пиара. Например, я ни при каких обстоятельствах не появлюсь в передаче Владимира Соловьева, потому что это манипулятивная передача", - сказал Яковенко.

Напомним, что закон о СМИ действует в России с 1991 года. За это время он претерпел 19 исправлений. Чаще всего закон подвергался корректировке накануне больших выборов. Впервые это произошло летом 1995-го - за год до выборов президента. Начиная с 2000 года внесение поправок стало ежегодным "ритуалом". В основном все они касались статьи 4 - "Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации". В первоначальной редакции запрещалось использовать СМИ в целях уголовно наказуемых деяний, разглашения государственных или специально охраняемых законом тайн, для призыва к захвату власти и насильственному изменению конституционного строя. Кроме того, в перечень запрещенных тем входили: разжигание национальной, классовой, социальной и религиозной розни, пропаганда войны. Отдельно оговаривался запрет на использование скрытых вставок в эфире, воздействующих на подсознание. Современная редакция закона больше в несколько раз и включает в себя запрет на "распространение материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости".

Импорт избирательных технологий

Во время выборов президента России в марте 2000 года Владимир Чуров находился в командировке во Франции, где тоже готовились выборы. Он с удивлением обнаружил, что те французы, которые не имеют "карточку избирателя", не могут голосовать. Идея так понравилась Чурову, что теперь он решил ее внедрить в России. За три недели до выборов в Госдуму, то есть в первой половине ноября, к каждому избирателю России, по замыслу Чурова, на дом должно прийти извещение с приглашением в избирательный участок, где он сможет получить "карточку избирателя". Пока это дело добровольное. Но со временем, как пояснил "Газете" источник в ЦИКе, станет обязательным, и те россияне, у которых в день выборов не окажется такой карточки, не смогут голосовать.

Черный пиар на родине пиара

Жители некоторых американских штатов во время предвыборной кампании 2004 года обнаружили у себя в почтовых ящиках листовки с ложной информацией. К примеру, в штате Пенсильвания избирателям были разосланы сообщения, согласно которым сторонники Республиканской партии должны были голосовать в один день (официальный день выборов), а приверженцы демократов - на следующий, когда избирательные участки на самом деле уже не работали. Рассчитаны подобные листовки были на малообразованных людей. В ходе прошлых выборов у журналистов возникали подозрения, что команда Джорджа Буша использовала методы черного пиара против Джона Маккейна, его конкурента на внутрипартийных выборах.

Так, в интернет-СМИ распространена история о том, что некие лица якобы звонили зарегистрированным избирателям. Представляясь сотрудниками социологической компании, они задавали вопросы вроде: "Вы бы голосовали за Маккейна, если бы знали, что он имеет внебрачного ребенка от чернокожей женщины?" Американскому законодательству подобные вопросы не противоречили, так как они всего лишь предлагали избирателю возможную ситуацию.

Нынешняя предвыборная кампания в США также не обошлась без сомнительного пиара. Скандал разразился в рядах Демократической партии. Один из сотрудников предвыборного штаба кандидата Барака Обамы выложил в интернете видео, на котором главный конкурент Обамы Хиллари Клинтон была представлена в весьма невыгодном свете. Сотрудника тут же уволили, Обама заявил, что не имеет к этому видео никакого отношения, однако необходимый эффект все же был достигнут - видеоролик на популярном интернет-ресурсе успели посмотреть тысячи потенциальных избирателей.

Источник: Газета, 10.05.2007