Впрочем, российские эксперты называют «слухи о смерти» электронной почты сильно преувеличенными. «Заявление более чем странное: сделать такой вывод — означает примерно то же самое, что заявить: люди предпочитают не пить кофе, а ездить на мотоцикле, — заявил нашему изданию известный деятель Рунета Алекс Экслер. — Электронная почта — это одно средство общения, а блоги — совсем другое, и функции у них совершенно разные. Из того что блоги становятся более популярными, вовсе не следует, что они отменяют все другие средства коммуникации. Растущая популярность блогов вполне объяснима: у большинства людей существует потребность высказать свое мнение, по делу и не по делу. Не секрет, что 70—80% комментариев в блогах никому не нужны и не интересны — люди действительно стремятся выпятить свое «я», которое в реальной жизни не слишком заметно. И все же возможность «мир повидать, себя показать», которая в блогах гораздо шире, чем в электронной почте, не означает, что последняя обречена на вымирание».
По статистике «Яндекса», российская блогосфера насчитывает более миллиона блогов, половина из которых регулярно обновляется. Четырьмя ведущими блоггерскими порталами являются LiveJournal.com (228 тыс. активных блогов + 115 тыс. заброшенных блогов), LiveInternet.ru (более 160 тыс. + 115 тыс.), Blogs.mail.ru (72 тыс. + 75 тыс.) и Diary.ru (более 44 тыс. + 22 тыс.). В сущности, в масштабах страны цифры не такие уж большие — блоггеры не составляют и 1% от населения России. Но не следует забывать, что в этом отношении Россия идет по пути западных стран, где блогами пользуются десятки миллионов пользователей. «Все это верно, но к электронной почте не имеет никакого отношения, — говорит г-н Экслер. — Я сам веду регулярно обновляемый дневник, но поток писем, которым я обмениваюсь со знакомыми, никак не изменился с появлением моего блога. Меньше писем я писать не стал. Публичное общение никогда не заменит личного».
В качестве еще одного плюса блогов называется их влияние на окружающую реальность. В специальном докладе московского офиса консалтинговой компании Mmd рассматривается один из самых нашумевших случаев — дело москвички Александры Иванниковой, в порядке самообороны ударившей ножом напавшего на нее насильника. Первоначально суд признал Иванникову виновной в убийстве, совершенном в состоянии аффекта. Чтобы воздействовать на суд при помощи общественного мнения, адвокат женщины сделал ставку именно на блогосферу: после того как эта история была изложена в его блоге на сайте LiveJournal.com, Рунет наполнился гневными возгласами блоггеров, протестующих против такого «правосудия». Делом Иванниковой мгновенно заинтересовались СМИ. Именно общественное мнение во многом и повлияло на суд, который ее оправдал.
Впрочем, таких случаев буквально единицы. «Если я скажу, что благодаря блогам и Интернету вообще возникло единое информационное пространство, которое может радикальным образом переменить «устройство человечества», я никакой Америки не открою, — говорит в беседе с РБК daily писатель и критик, участник экспертного совета литературной премии «Большая книга», блоггер Мария Галина. — Общественный резонанс от блогов несомненно велик, но, в первую очередь — в самих блогах, иными словами — в Сети. Новости там распространяются стремительно, скандалы вспыхивают мгновенно. Но не могу сказать, влияет ли это на «нормальную» жизнь».
«Не стоит забывать, что российская блогосфера — очень небольшой мирок, не всегда имеющий пересечения с окружающей реальностью, — добавляет заместитель руководителя проекта Diary.ru Антон Смертин. — Дневник того или иного человека может быть крайне популярным, но не стоит забывать, что только 2/3 интернет-пользователей в России знают о самом существовании блогов и только половина из них читает чужие дневники. Получить известность в Рунете, заведя блог, не так сложно, но это вряд ли можно конвертировать в оффлайновую популярность».
В пользу прогноза о скорой смерти электронной почты можно привести следующую аналогию: ушедшая в прошлое сеть Fidonet имела те же самые «врожденные дефекты», что и электронная почта — она предназначалась для общения между знакомыми и обладала минимальной публичностью и открытостью. С появлением Интернета, едва ли не самой приятной чертой которого была возможность web-серфинга, Fidonet сошел на нет. «Аналогия хоть и есть, но не совсем удачная, — возражает г-н Экслер. — Fidonet — это действительно технология передачи личных писем, то есть почти то же самое, что и электронная почта. Но адресность этой сети не была ее единственным минусом по сравнению с Интернетом: в Fidonet попросту не было текстовых страниц и картинок, отсутствовали гиперссылки, да и вообще по количеству информации Fidonet был сопоставим с Интернетом, как лягушатник сопоставим с океаном. Тем не менее некоторые средства коммуникации блоги действительно вытеснили — в первую очередь чаты и форумы». С появлением блогов онлайн-болтовня офисных барышень действительно переселилась из чатов в сетевые дневники.
Впрочем, возможен и другой путь — интеграция всех средств общения в одно. Так, блоггерские порталы обязательно располагают функцией личной переписки (в отличие от электронной почты ее обычно называют не e-mail, а u-mail). «Личную переписку в блоге уместно будет сравнить с внутрикорпоративной почтой: из-за того что переписываться можно только с зарегистрированными участниками этих социальных сетей (их ведь не так уж много и они представляют собой только часть того круга общения, в котором вращается человек), такую почту сами блоггеры используют не так уж часто, предпочитая узнавать электронные адреса друг друга. Скорее уж почтовые порталы стремятся заводить блоггерские странички пользователей». Упомянутый ранее ресурс Blogs.mail.ru действительно служит подтверждением упомянутой тенденции.
К слову сказать, наблюдаются попытки интеграции не только между блоггерскими ресурсами и почтовыми порталами, но и между социальными сетями и различными финансовыми интернет-проектами. Так, в США на нескольких блоггерских сайтах (например, на сайте www.blogshares.com) существуют даже виртуальные биржи, где можно торговать акциями. Реклама, размещаемая в блогах, также приносит владельцам порталов немалые доходы — недаром рекламщики частенько заводят в Интернете блоги, в которых превозносится тот или иной вид губной помады или зубной пасты. Впрочем, в России такая скрытая реклама имеет сколько-нибудь заметную отдачу. «Подобные попытки делаются регулярно, но это тупиковый путь, — говорит Антон Смертин. — Гораздо эффективнее использовать для прямой или косвенной рекламы известных блоггеров — доверие к человеку и его мнению переносятся на рекламируемый им продукт».
Словом, электронную почту хоронить рановато. «Популярность социальных сетей — дань моде, но взрывообразный рост количества блогов продлится недолго, — предрекает Алекс Экслер. — А рассуждения о том, что блоги вытеснят все другие способы онлайн-общения, заставляют вспомнить о персонаже известного советского фильма, твердившего о том, что лет через 20 останется одно телевидение».
Источник: РБКdaily, 11.05.07