Прежде рекламный, вещавший в режиме "магазина на диване", телеканал "2x2" с 1 апреля-Дня дурака-стал кpyглoсутoчнo показывать мультфильмы для взрослых. Новый хозяин - холдинг "Проф-Медиа", считая целевой аудиторией зрителей в возрасте от И до 34 лет, уже после месяца вещания заявил, что в этой группе в Москве и Петербурге "2x2" собирает большую долю зрителей, чем некоторые общефедеральные каналы. Репертуарную политику "2x2" и репертуарно-политические потребности зрителей канала с генеральным директором "Проф-Медиа" Рафаэлем Акоповым обсудил Леонид Парфёнов,

Итак, 7 мая вы справили день победы над "Россией" и НТВ, собрав в Москве долю больше, чем они разумеется, среди своей аудитории, в возрасте 11-34.

Это не единственный день, когда мы в этой группе аудитории собирали больше, чем один из каналов "большой тройки", а со временем, надеюсь, будем делать это даже чаще.

А они вам скажут: мы не играем в эту войну в 11 34, мы воюем за все взрослое население, за 18+ или вообще за всех немладенцев, за 4+ (т. е. за аудиторию старше 18 лет или старше 4 лет. - NewsweeK). Как говорит мой друг Петренко (глава канала ТНТ. - Newsweek), общефедеральные каналы - это супермаркеты, а мы - специализированные магазины. Сравнивать наши задачи некорректно. Но для нас ТВ - только бизнес, ничего лишнего. Для нас важно, какими затратами достигнут результат. То, что нишевые каналы отбирают аудиторию у универсальных, - это мировая тенденция. Но "2x2" впервые в России с очевидностью показал, как это делает недорогой узко-сегментированный канал. Ведь даже ТНТ-не такой узкий: да, они специализированы на реалити-шоу, но не обходятся, например, без кино. А у нас жестко: только мультфильмы для взрослых. Но ТНТ в этой группе 11-34 вас опережает в два раза.

А у ТНТ гораздо больше женщин, это за их счет. Они гораздо более легкодо-ступная аудитория. Столько молодых мужчин - 20-30 лет, самой трудной и самой качественной аудитории, как у нас, - нет ни у кого.

А почему им так хочется смотреть мультфильмы? Дело в них самих или в этих мультиках? Дело в том, что им надоело смотреть то, что им предлагают центральные телеканалы. Как надоело это смотреть . и нам самим. И вам.

Но что они так активна будут смотреть мультфильмы, вы не ожидали?

Не ожидали. Не оценили, до какой же степени надоело. Ведь могут быть разные альтернативы-что смотреть, если не хочу смотреть госканалы. Мы оказались первыми в этом новом ряду альтернатив. Потому что мультфильмами для взрослых нам было проще заявить настроение и занять нишу.

Кто этот зритель - молодой человек 25+5, который готов смотреть мультики для взрослых? Какой-то лоботряс? Ваш успех - свидетельство массовой инфантильности?

Наш зритель -это эскапист. "2x2" - это протестное телесмотрение. Это антикультура. Она "анти" по отношению к культуре традиционной, такой, знаете, с придыханием. "Южный парк" или "Корпорация монстров" - это почти эфирное хулиганство. То-то советская идеология, определяя эскапизм как стремление уйти в мир иллюзий, объясняла, что он взращивается западной массовой культурой.

Наш эскапист - он выросший Питер Пэн. Есть такой синдром-нежелание мужчины, взрослея, брать на себя ответственность. Но я бы не оценивал это как инфантильность - бывает, это возможность убежать в свою частную жизнь от стресса, связанного с работой. В какие бытовые привычки частной жизни этого эскаписта вклинился канал "2х2"?

Во-первых, это онлайн -почти перманентное состояние большей части нашей аудитории. Это сразу понятно: стоит в каком-то районе Москвы что-то случиться с сигналом, как на наш сайт обрушивается шквал сообщений: а вы знаете, что у вас сейчас звук пропал? Так что это не телесмотрение домохозяйки за глажкой белья, это смотрение с открытым ноутбуком. Во-вторых, iPod -непременный атрибут нашей публики, и ради "2x2" приходится иногда вынимать наушники из ушей. Вообще, гаджеты - верные друзья жизни нашего типичного зрителя. Мы стремимся встать в их ряд.

Тем самым превращая телевизор в еще один гаджет. Опять вспомнилась советская цитата - когда Андропов, став генсеком, вдруг заявил: мы не знаем общества, в котором живем. Вот выросло новое поколение аудитории, а никто толком не понимает меру и глубину произошедших в нем изменений.

Но то, что новое поколение-это точно. Мы в день траура по Ельцину поставили только советскую мультклассику. Аудитория сразу постарела в два раза, и если в среднем у нас 70%, а часто и все 90%, зрителей - мужчины, то тут оказалось 60% женщин.

А что из советских мультфильмов у вашей новой публики идет?

Мало что. Вот "Капитан Врунгель" неплохо идет, потому что пацанский и с хулиганством. Вообще, дело не в национальной принадлежности, а в мере отвязности. Советские мульты для нашей аудитории слишком сладкие.

Еще про нового зрителя. Судя по вашему ночному эфиру, он еще и двуязычный. Да, мы сериал "Поллитровая мышь" днем даем в переводе Гоблина, а ночью-в оригинале. Мы, похоже, единственный российский канал, имеющий в лицензии право вещания и по-английски. Так что можем считаться рупором двуязычной России.

А вообще, переводы большая проблема?

Большая, но решаемая - у нас же одна из лучших национальных школ и перевода, и озвучки. Но много юмора, связанного с неизвестными у нас американскими реалиями, и много двусмысленностей, которые по-русски звучат слишком жестко, на грани закона. Спасают формулировки типа "оральное удовольствие".

А вообще, эротическая анимация - на грани российского закона или за гранью его?

Вопрос про "хентай" -японские эротические мультфильмы - был первым на презентации нашего канала. В Японии же целая индустрия эротической анимации.

Ну да, это же страна высшего стресса молодых клерков, про то весь мир знает. Тут нужен мультиканал не для взрослых, а только для взрослых.

Вот мы и хотели в ночь четверга устроить такой японский рыбный день. Под девизом "Анимируй с нами - раз в неделю можно". Но на себя мы в вопросах разграничения эротики и порнографии не полагаемся. Отдали три DVD в Институт сексопатологии, на два получили твердый запрет, а про один нам, сказали, что показывать можно. Надеемся запустить этот цикл осенью.

Уже который год идут разговоры про то, как нишевые каналы растащат по своим нишам всю аудиторию и "большая тройка федеральных каналов перестанет существовать. И как будто бы малых каналов становится все больше, но их количество не переходит в качественно новую ситуацию телерынка.

Даже в Америке у кабельных каналов, которых сотни,-50% аудитории, а 50%-у федеральных гигантов. Что происходит у нас? У больших каналов снижается качество аудитории, она стареет. Молодые и успешные - они или к нам уходят, или вообще ничего не смотрят. У больших каналов ухудшается бизнес - они тратят все больше денег для все более худшей публики, адресный рекламодатель все чаще размещается на нишевых каналах. Вообще, сейчас не время такого мессианского телевидения больших идей. И большие каналы это тоже чувствуют и занимаются вроде несвойственным им бездумным развлечением. Но мы первыми честно написали девиз: "Выключи мозг, включи 2x2!" А ведь ему уже давно следует все наше телевидение.

Источник: Русский Newsweek, 15.05.2007