— Андрей Иванович, как появилась идея создать еженедельник "Аргументы неделi"?
— К декабрю 2005 года вне места своей предыдущей работы, редакции "АиФ", оказалось много людей, которые делали газету вместе с Владиславом Старковым. В частности я работал вместе с ним более 15 лет. И когда поступило предложение сделать новую газету, основанную на традициях школы журналистики Владислава Андреевича Старкова, коллектив для этого был, можно сказать, готов.
— Не страшно было запускать проект в переполненную нишу общественно-политических изданий?
— О страхах говорить уже поздно. Я знал, что нужно выдержать первый год. Так и случилось. Сколько вокруг нового издания кипело страстей, сколько было подлости, доносов на самый верх с тем, чтобы опорочить новую газету, и меня. Делалось это в классической советской форме.
Но главной трудностью, конечно, было завоевать доверие читателей. Рынок общественно-политической прессы перенасыщен. Но вот мы получили данные службы Гэллапа, которые указывают — по истечении 10 месяцев с начала издания "Аргументов неделi" число наших читателей только в России составило 850 тысяч человек. Это 4-й результат среди общественно-политических изданий, достойный занесения в "Книгу рекордов Гиннеса". Это еще раз говорит о том, что школа журналистики Владислава Старкова по-прежнему востребована.
— Только в этом феноменальный успех газеты за год издания? Или есть еще какие-то слагаемые успеха? Множество печатных проектов затевалось в последние годы, но ни один не сопоставим по результатам с "Аргументами неделi". В чем секрет?
— Секрет прост: уважение к читателю. Если говорить обо мне, то основной критерий — чтобы самому было интересно читать то, что печатается газете. Причем, главный редактор должен существовать в нескольких ипостасях: бизнесмена, патриота, иностранца, тинейджера, родителя, домохозяйки, пенсионера… Общенациональная массовая газета не должна быть однобокой. Только тогда, когда интересно самому широкому кругу читателей, газета становится успешной.
Немалым фактором успеха было и то, что в газете было мало рекламы. Мы и сегодня не ставим такой цели: любой ценой "срубить" максимальных денег на рекламе. Есть и другие способы зарабатывать: за счет подписки, розничных продаж.
— Если выводить портрет среднестатистического читателя газеты "Аргументы неделi", то кто он?
— Это человек в активной жизненной фазе, мужчина или женщина. Возраст — от 30 до 45 лет. Это человек, который живет своим трудом и своим умом, не интересуется информационной жвачкой про то, кто из знаменитостей с кем спит, кто на ком женился или развелся. Наш читатель — человек не бедный, преданный своей работе и профессии, патриот, который любит свою страну. То есть, это те люди, которые составляют ядро нации, благодаря которым страна способна выйти из кризиса и, по большому счету, из него уже вышла.
— Каково ваше кредо, как главного редактора?
— Главное, чтобы газета не была скучной! Если мне скучен какой-либо материал, то он будет неинтересен и читателям. У Владислава Старкова любимой фразой была: "Все жанры хороши, кроме скучного".
— Органы власти оказывали какую-либо помощь газете?
— Органы власти оказывали нам моральную помощь. Уже через несколько месяцев, с начала выхода издания "Аргументов неделi", обзоры содержания нашего еженедельника стали доводиться до сведения высшего руководства страны.
— Пресса переживает сегодня нелегкие времена. Уменьшаются тиражи, снижается доверие, падает авторитет печатного слова. Как с этим справляется газета?
— Не соглашусь с вами. Доверие к прессе, на мой взгляд, не снижается. Меняется отношение к газетам: одни серьезные издания становятся развлекательными, другие углубляются в бизнес, но при этом и политизированные издания остаются… У каждого — свой круг читателей.
— Что сегодня выгодно публиковать? Какие темы дают рост тиража и популярности издания?
— В первую очередь то, что интересно любому человеку. Безопасность, проблемы образования, социальная политика, история страны, политика, культура. Ничего нового тут не придумаешь, эти рубрики присутствуют практически в любой газете. Главное — как это преподносится. Если это дежурное "отбивание" тем: что вчера увидел по телевизору, то сегодня написал в газете — это, конечно, ерунда. Но если ты увидел проблему с неожиданного ракурса, проанализировал ее по-новому — тогда это становится событием не только для газеты, но и для страны. Например, "Аргументы неделi" не побоялись поднять острую тему заказных матчей в футболе. В серии публикаций мы называли конкретные имена, случаи, суммы. Эту тему после нас широко подхватили. Наши публикации стали своего рода прививкой отечественному футболу. Это один из примеров того, как газета привлекает внимание читателя.
— В Москве, да и не только в Москве, сегодня распространяется много бесплатной прессы. Вы не ощущаете с ее стороны опасности для платных газет?
— Никакой опасности со стороны бесплатной прессы нет, это давно очевидно. В бесплатную газету можно завернуть колбасу, не читая ее при этом. А газету, за которую человек заплатил деньги, он обязательно прочтет. И если говорить о нашей газете, то те 10—12 рублей за номер — это совсем не высокая цена за огромный массив информации, который мы даем. Не в каждом толстом журнале по цене от 100 рублей и выше можно найти для себя столько полезного, сколько в одном номере "Аргументов неделi".
— Как часто, на ваш взгляд, имеет смысл "освежать" еженедельник, вводить новые рубрики, обновлять концепцию?
— Здесь нет какой-либо заданности. Каждая рубрика живет ровно столько, сколько она интересна читателю. В первых номерах у нас была рубрика "Мужчина и женщина", которую вела Наталья Толстая — своего рода рассказы о поведении родителей, взрослых и детей. Эта рубрика быстро отмерла, как излишне нравоучительная и вычурная. Не прижилась у нас, как ни странно, и рубрика для любителей рыбалки. Зато появились другие рубрики. "Правовед", в которую любой наш читатель может прислать свой вопрос и получить компетентный ответ от юриста. Появилась рубрика "Жизнь", где у нас выступают известные люди. Делятся своими эмоциями, жизненным опытом, но без малейшего налета непристойности.
А менять концепцию издания… Не думаю, что в этом есть необходимость. Концепцию, которую однажды придумал Владислав Старков, мы сейчас и продолжаем. В этом я и вижу свою роль, как главного редактора.
— Многие издания переходят "на цвет". Планируется ли выпускать "Аргументы неделi" цветной или газета останется черно-белой?
— Конечно, когда-то цветные полосы в газете появятся. Но сегодня я такой потребности не вижу. Цвет нужен в первую очередь рекламодателю, чтобы продвигать свою продукцию. Но можно ведь элегантно рекламироваться в черно-белом варианте! На мой взгляд, когда кругом — сплошь цветные издания, в этом есть нечто стильное. Но, кроме того, мы осознанно придерживаемся черно-белого цвета потому, чтобы дать читателю ясный сигнал: это возродившаяся через много лет газета Владислава Старкова. С новыми людьми, новыми мыслями и идеями, но подчиненная тем же целям, которые были раньше. Просвещение, удовлетворение человеческого интереса ко всем граням нашей жизни.
— Сложно ли было выходить в регионы с новым изданием?
— В регионах газета продвигалась, конечно, сложно. Региональная пресса на месте пользуется большей популярностью, чем центральная. Наш расчет был на то, чтобы публиковать материалы не про Москву, а про то, что касается каждого жителя нашей страны. В результате мы и стали сегодня одной из немногих газет, которая по факту газета московская, но делается для регионов. Неслучайно наш тираж распределяется по отношению Москва — регионы примерно 1 к 4. То есть, большинство наших читателей — не москвичи, а жители провинции. В регионах мы успешно конкурируем со "старыми" федеральными изданиями. Тираж наш растет, и сегодня мы имеем много преданных читателей именно в регионах.
— Если оглянуться на прошедший год, с какими трудностями сталкивалась газета, и как их удалось преодолеть?
— Основная трудность, повторюсь, для меня была в подлости людей, которые, ревнуя к новому изданию, пытались остановить его любой ценой. Они "сигнализировали" на самый верх о том, что газета создана под выборы для поддержки оппозиции, что будет выступать против власти. Запустили даже глупейший слух о том, что "Аргументы неделi" созданы на деньги беглого олигарха. Вот это и было самым тяжелым. Я не думал, что в наше время в ход могут пойти такие мерзкие приемы для того, чтобы опорочить газету и лично меня. Сегодня все это позади. К тому же — если газете чинят препятствия, интерес к ней только возрастает.
Источник: Media-Atlas.ru, 18.05.2007