Газеты покрываются паутиной

Время, которое европейцы тратят на путешествия по Сети, уже превзошло то, которое они посвящают чтению газет. Если на просмотр печатных изданий у среднестатистического европейца уходит около 3 часов в неделю, то на Интернет - около 4.

Не так давно было объявлено о закрытии печатной версии журнала Life - теперь он будет выходить только в электронном виде в Интернете. Руководство медиахолдинга News Corporation (в который входят американская New York Post, британские The Times и Daily Telegraph) поставило задачу сократить выпуск бумажных газет и увеличить долю интернет-СМИ. Уходит в Интернет и аудитория глянцевых журналов для подростков: закрылись печатные версии британского журнала Smash Hits и американского Elle Girl, а тиражи Cosmo Girl снизились почти на четверть. Как отметила изданию "СЕЙЧАС" главный бухгалтер одного из печатных СМИ, пожелавшая остаться неназванной, "современная молодежь газет практически не читает и всю информацию черпает в онлайне. Кроме того, в последнее время наметилась определенная тенденция среди рекламодателей - сейчас гораздо охотнее размещают рекламу в Интернете. И, наконец, печатные СМИ по сравнению с электронными - довольно затратное производство". Скажем, при тираже 25 тыс. 16-полосной газеты формата А3 только за одну бумагу придется заплатить около 5,5 тыс. грн. (при цене бумаги в среднем 4200-4250 грн. за тонну). Полиграфия обойдется примерно в 6 тыс. грн. плюс зарплата штатному персоналу редакции (минимальный штат для еженедельника, включая технический персонал, - 25 человек). По словам эксперта, "зачастую продается далеко не весь тираж, и остатки приходится списывать. Некоторые редакции забирают непроданные газеты, но мы оставляем их в "Союзпечати", поскольку затраты на дорогу оказываются несовместимы с теми копейками, которые в итоге можно выручить за непроданные газеты, сданные в макулатуру".

Реклама в Интернете перспективна настолько, насколько перспективен сам Интернет как средство массовой информации. Однако площадки отличаются по цене и, соответственно, имеют различную эффективность.

Однако справедливости ради отметим, что украинским бумажным СМИ такое катастрофическое падение тиражей как, скажем, в США, пока не грозит. "Интернет и печатные издания - это совершенно разные вещи, и, на мой взгляд, они хотя и конкурируют, все же друг друга никогда не заменят. Тем более если говорить о людях старшего поколения, привыкших получать информацию из книг, газет и журналов", - отметил изданию "СЕЙЧАС" главный редактор еженедельников "TV-Спутник" и "Телепрограмма" Гурген Григорян. По его словам, "довольно трудно будет искоренить привычку просмотреть свежую газету за утренней чашечкой кофе".

Тем не менее многие рекламодатели постепенно сокращают расходы на рекламу в печатных изданиях в пользу интернет-ресурсов. Например, изменяет стратегию продвижения бренда производитель водки Absolut. Как отмечают представители компании, Absolut не отказывается от работы с печатными изданиями, телевидением и наружной рекламой, однако отныне эти рекламоносители будут использоваться в основном для привлечения внимания потребителей к онлайн-кампаниям Absolut. Да и продавцы автомобилей все чаще предпочитают печатным изданиям менее затратный Интернет. Как отмечают эксперты рынка, у Сети (как, впрочем, и у радио) есть свои неоспоримые преимущества, поскольку они являются самыми быстрыми СМИ в плане реализации цепочки "идея - донесение - обращение". Понятно, что реклама в Интернете перспективна настолько, насколько перспективен сам Интернет как средство массовой информации. Однако разные площадки сильно отличаются по цене и, соответственно, имеют различную эффективность. "Мы используем для рекламы все доступные ресурсы, и наши рекламные кампании равномерно распределены в печатных изданиях, Интернете, на телевидении и радио. На мой взгляд, говорить о том, что Интернет вытесняет печатные СМИ, можно было бы в том случае, если бы у нас начали массово закрываться газеты, но пока этого нет", - рассказал изданию "СЕЙЧАС" пресс-секретарь компании Nemiroff Тагир Имангулов. По его словам, "за последнее время объем рекламы в Интернете значительно увеличился, но это вовсе не означает, что компания Nemiroff отказалась от рекламы в печатных СМИ в пользу Интернета. Для нас электронные СМИ - это дополнительная площадка коммуникации с потребителем".

ГЛАВНОЕ

Интернет продолжает отбирать читателей у печатных изданий. В США дальновидные руководители медиахолдингов сокращают производство "бумаги" и наращивают объем информационных ресурсов в Сети, поскольку популярность Интернета растет в ущерб тиражам газет и журналов. По данным общественного фонда Carnegie Corporation (США), уже 44% американцев в возрасте от 18 до 34 лет минимум раз в день обращаются за необходимой информацией в Сеть. По мнению аналитиков, уменьшение тиражей - это часть тенденции к снижению газетного рынка в целом. За последние годы в развитых странах существенно снизились тиражи ежедневных и еженедельных газет и журналов, особенно тех, которые не имеют четкой специализации. Ведь с приходом Сети в каждый дом аудитория все чаще предпочитает проводить время у экрана компьютера. В то же время некоторые аналитики утверждают, что сравнивать увеличение интернет-аудитории и динамику тиражей печатных СМИ довольно сложно, поскольку тиражи указываются самими изданиями и на сто процентов нельзя быть уверенными, что приведенные данные полностью соответствуют действительности.

Источник: times.liga.net, 05.06.2007