News Corp. ищет политического инвестора в России

Корпорация News Corp. намерена продать пакет акций крупнейшего оператора российского рынка наружной рекламы News Outdoor Russia (NOR) стратегическому инвестору. За последние полтора-два года лоббистский потенциал NOR снизился, и в условиях пристального внимания властей к отрасли компании потребовалась поддержка высокого уровня, объясняют участники рынка. Сделка обещает стать крупнейшей в отрасли: аналитики оценивают бизнес NOR в $0,4-1,2 млрд.

Сразу несколько работающих с операторами наружной рекламы инвестбанкиров вчера рассказали Ъ, что News Corp. продает часть активов в России. В NOR подтвердили, что американские владельцы решили привлечь стратегического инвестора в российский бизнес. "В течение последнего года мы убеждали News Corp. привлечь в бизнес (компанию NOR. - Ъ) стратегического российского партнера, - сообщил Ъ управляющий директор News Outdoor Group (NOG) Максим Ткачев. - Пару недель назад такое решение было принято".

Размер пакета акций, который планируется продать, господин Ткачев не уточнил, не назвав и потенциальных покупателей. "Мы рассчитываем, что процесс начнется ближе к осени", - добавил он. В центральном офисе News Corp. запрос Ъ оставили без ответа. По словам господина Ткачева, на этой неделе News Corp. планирует опубликовать на своем сайте официальный пресс-релиз на эту тему. В банке Goldman Sachs, который консультирует NOG, вчера отказались подтвердить или опровергнуть информацию о переговорах.

Аналитики и участники рынка называют решение News Corp. политическим. "Поскольку с привлечением финансирования проблем у компании нет (летом 2006 года NOR привлекла с помощью Райффайзенбанка синдицированный кредит на $300 млн. - Ъ), скорее речь идет о поиске лоббистского ресурса - накануне высокого политического сезона в России, когда внимание властей к отрасли выросло", - считает аналитик инвестбанка "Траст" Алексей Демкин. Он, в частности, напоминает, что в мае руководство ГИБДД обязало свои подразделения в обязательном порядке следовать нормам ГОСТа по наружной рекламе, которому не соответствует 80-90% конструкций в стране. В конце прошлой недели стало известно, что Федеральная антимонопольная служба в ответ на запрос Центризбиркома признала не соответствующим закону "О рекламе" размещение политической рекламы на щитах (см. стр. 3). "Присутствие лояльного властям российского акционера послужило бы определенной гарантией бизнеса NOR", - отмечает господин Демкин.

В последние полтора-два года лоббистский потенциал NOR явно снижался, соглашается исполнительный директор компании "Реклама-Сервис" Наталья Самойлова. Она вспоминает конфликт NOR c Федеральной службой охраны, в результате которого компания лишилась более 100 рекламных конструкций на третьем транспортном кольце и МКАД. "Борьба News с ГОСТом по наружной рекламе, который лоббировала ГИБДД, привела к тому, что сегодня он действует в еще более жесткой редакции, - говорит она. - Компании также не удалось пролоббировать снятие с рассмотрения в Госдуме поправок в закон "О рекламе", вводящих обязательное конкурсное распределение мест и ограничивающих долю одной компании на рынке 35% от общего числа разрешений на установку конструкций".

News Corp. создана в 1980 году Рупертом Мердоком. Работает в области киноиндустрии, телевидения, издательского дела. Годовой доход корпорации в 2006 году составил $25,3 млрд. Владеет компанией News Outdoor Group, которой принадлежат активы в России (основной акционер NOR), на Украине, в Восточной Европе, а также в Турции, Израиле и Индии. В интервью Ъ Максим Ткачев заявил, что в этом финансовом году (с 1 июля 2006 года по 30 июня 2007 года) ожидаемая выручка у NOG превысит $400 млн, из которых чуть меньше $300 млн придется на Россию. NOR - крупнейший игрок российского рынка наружной рекламы: по оценке "ЭСПАР-Аналитик", доля NOR по России составляет 16% рынка наружной рекламы, по Москве - более 20%.

Аналитики расходятся в оценке стоимости NOR. "Если исходить из заявленной выручки компании, консервативной оценки EBITDA в 20-25% и мультипликатора 8-10, который получен в ходе анализа сопоставимых сделок на международном уровне, российский бизнес NOR стоит $400-500 млн с учетом долга", - считает Алексей Демкин. "По моим данным, маржинальная EBITDA у них составляет 34-36%. Выручка компании в год растет более чем на 30% - быстрее, чем у лидеров мирового рынка наружной рекламы", - не соглашается исполнительный директор управления инвестиционно-банковской деятельности "Тройки Диалог" Владислав Рябюк. По его мнению, для NOR применим мультипликатор 12. "Соответственно, 100% акций NOR стоят $1,2-1,3 млрд с учетом долгов", - считает он. Гендиректор компании Gallery Салим Тарани оценивает NOR "примерно в $800 млн".

Среди потенциальных инвесторов участники рынка называют холдинг "Газпром-медиа". "Если они интересуются Gallery, то могут заинтересоваться NOR", - считает гендиректор "Проф-медиа" Рафаэль Акопов. "Первые, кто приходит на ум, - это потанинская "Проф-медиа", Дерипаска, который не раз говорил, что этот бизнес ему тоже интересен, - предполагает председатель наблюдательного совета инвестфонда Baring Vostok Capital Partners (владеет долей в Gallery) Сергей Абрамов. - Третий вариант - "Альфа", у которой уже есть пакет СТС. Все эти люди хватанули медиа, успешны в этом, и наружная реклама может их заинтересовать". Рафаэль Акопов, правда, отрицает свой интерес к активам в "наружке": "Это очень хороший, высокомаржинальный бизнес со здоровой экономикой, но я в него входить не хочу. Это было наше сознательное решение - мне не нравится по всем российским городам и весям договариваться с каждым местным чиновником".

Источник: Коммерсантъ, 19.06.2007