Критика Болдинга практически дословно воспроизводит тезисы выступления его предшественника Гевина О'Рейли на Всемирном газетном конгрессе в Москве в июне 2006 года. Тогда в своей речи О'Рейли высказал мнение, что российской прессе угрожает контроль со стороны "финансовых групп, лояльных правительству".
Олигархический контроль, по определению О'Рейли, попросту сменился контролем государственных структур. Присутствовавший на открытии конгресса президент Путин, которому напрямую адресовался доклад тогдашнего президента Всемирной газетной ассоциации, в ответ заявил, что у него на этот счет имеются другие данные.
Местные новости важнее государственных
Аудитория нерекламных общефедеральных ежедневных газет в России в последние годы действительно демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению. По данным TNS Gallup Media, только за последний год у восьми наиболее читаемых изданий она в среднем сократилась на 14,1%. Исследования ВЦИОМа и Фонда развития информационной политики показывают, что в нашей стране население предпочитает местную прессу. Ежедневные федеральные газеты общественно-политической направленности читают 18% населения, в то время как у местных СМИ читателей почти в два раза больше - 30%. Развлекательные газеты в России читают 24-25% населения. А каждый пятый россиянин не читает газет вовсе.
Удивительно, но некоторые руководители российских газет с оценкой Болдинга в принципе согласны. В частности, главный редактор "Российской газеты" Александр Горбенко. "Если раньше мы говорили, что газеты не читают потому, что у населения низкие доходы, то сегодня этого сказать нельзя. Дело явно не в доходах, а в том, что люди на самом деле гораздо умнее, чем мы думаем. И люди устали читать прессу низкого уровня, непрофессионально сделанную", - сказал Александр Горбенко корреспонденту "Газеты".
Есть, впрочем, среди российских газетчиков и те, кто придерживается обратной точки зрения. Вероника Боровик-Хильчевская, президент холдинга "Совершенно секретно", категорически не согласна с Тимоти Болдингом. "В России газет стало больше, конкуренция возрастает. Я не согласна, что в России качество газет плохое, - заявила она "Газете". - Есть газета "Совершенно секретно", тираж газеты - 2 млн экземпляров, и интерес к газете не пропадает". Вероника Боровик-Хильчевская считает, что проблема газет прежде всего в том, что их не читает молодежь, которая увлечена сейчас интернетом.
Во всем виновата демография
Свой взгляд на проблемы российской бумажной прессы есть и у чиновников Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Их исследование показывает, что объем газет, а также оборот от их реализации и рекламные доходы в 2006 году выросли. Однако суммарные тиражи при этом сократились. Общий тираж российских газет в 2006 году составил чуть более 8 млрд экземпляров против 8,312 млрд экземпляров в 2005 году.
Докладчики, впрочем, связывают это отнюдь не с плохим качеством газет, а в первую очередь с демографическими факторами. Традиционных читателей бумажной прессы, людей пожилого возраста, становится все меньше. Вторая причина, которая называется в докладе агентства, - снижение интереса у молодежи вследствие стремительного развития онлайновых СМИ.
Другая очень важная проблема связана с распространением газет. Особенно это касается ежедневных газет, для которых исключительно важна оперативная доставка свежего номера к читателю в одно и то же время во всех регионах, где выходит газета.
Кто развивается, тот и читает
На самом деле проблема снижения газетных тиражей не является чисто российской. Например, в США, по данным Всемирной газетной ассоциации, тиражи в прошлом году упали на 1,5%, а за пять лет - на 2,5%. При этом в развивающихся странах наблюдается рост тиражей: например, в Индии (13% за прошлый год и 53% за пять лет) и в Китае (2,3% за прошлый год и 15,5% за пятилетку). Именно на них призвал равняться российские газеты Тимоти Болдинг. В результате этого роста сводные данные Всемирной газетной ассоциации в целом по миру все же показывают увеличение тиражей за один год на 2,3%, а за пять лет - на 10%. По сведениям этой же организации, количество ежедневных газет в 2006 году впервые в истории превысило 10 тысяч наименований (8930 наименований в 2001 году), а их ежедневно продаваемый тираж - 450 млн экземпляров. Платные газеты читают более 1,4 млрд человек, обеспечивая газетному бизнесу оборот в $180 млрд в год. Правда, совокупный тираж бесплатных ежедневных газет с начала ХХI века вырос более чем вдвое - с 12 млн до 28 млн экземпляров.
Даже в Северной Америке и Европе, где негативные прогнозы в отношении газетной отрасли звучат наиболее настойчиво, тиражи и количество периодических печатных изданий выросли. В Европе за пять лет - на 2,12%, а в Северной Америке - на 0,7%. На основании этих цифр Всемирная газетная ассоциация делает вывод, что газетную отрасль рано хоронить. "У газет хорошее будущее", - проявил оптимизм гендиректор ассоциации Тимоти Болдинг.
В России газеты также, несмотря на критику со стороны Болдинга, до сих пор остаются доминирующим товаром и главным информационным носителем на рынке периодики. По данным Росохранкультуры, сейчас в России зарегистрировано 35,5 тысячи газет и еженедельников, в том числе 28 126 региональных и местных и 7374 общероссийских. Эксперты считают более реальной цифру 25-26 тысяч зарегистрированных оригинальных названий газет и еженедельников, из которых реально издается примерно 17-18 тысяч. Общий тираж составил 8,05 млрд экземпляров, тираж общероссийских газет (400 наименований) - 2,8 млрд экземпляров (34,8%).
Сколько на свете разных газет
В мире продается 515 миллионов газет каждый день и их читают 1,6 миллиарда человек. Из ста самых популярных газет мира 71% печатается в Азии, из них в Индии - 17% газет.
В 18% стран мира число ежедневных изданий выросло, а за пять лет ежедневных изданий стало больше в 42% стран. Общий тираж платных и бесплатных газет в мире вырос за год на 4,5 %, за последние пять лет на 15%. При этом рост общего тиража связан с феноменальным ростом тиража именно бесплатных газет - за пять лет их тиражи увеличились в два раза. Но и платные газеты показывают рост продаж в трети стран мира. Мировые издатели считают, что перспективы газетного бизнеса далеко не исчерпаны. Об этом говорит то, что в прошлом году в производство печатного оборудования было вложено почти 6 миллиардов долларов. Самый главный конкурент газет - интернет. Но Тимоти Болдинг, гендиректор Всемирной газетной ассоциации, уверен, что газеты и интернет могут сосуществовать и быть полезными друг другу, поэтому газеты должны быть уверены в своем будущем.
Источник: Газета, 19.06.2007