С начала нынешнего года в Германии стал издаваться в Штутгардте журнал Deutsche Schriftsteller, и в первом же нумере его читателя поражает статья Германна Бара "Основное зло журнализма". Бар видит основное зло журналистики в торгашеском характере печати. Прежде, говорит он, журналист умел отстаивать правду, свободу и право. А теперь?
Какой-нибудь спекулянт не знает, куда девать свою долю капитала: на бирже дела вялы, в рост давать деньги опасно - да и процент не ахти какой... Что делать? Давай издавать газету. Сочинят всевозможные рекламы, явится круг приятелей, подберут громкое, бьющее в нос название, обещают льстить самым низменным вкусам - и глупая публика готова клюнуть на приманку, число подписчиков растёт. Но не в них суть. Вовсе не так наивен спекулянт, чтобы довольствоваться этой мизерной прибылью - в его глазах она сущая безделица. Подписчики нужны ему, чтобы сделать свою газету достойной подкупа. Они необходимы для того, чтобы другие спекулянты, аферисты, затевающие новый банк, честолюбивые и бездарные политиканы - чтобы все эти гешефтмахеры считали нужным заискивать у издателя и принять его в свою долю. Вот это участие, этот пай, эта доля барыша - и составляет цель всех стремлений и вожделений у "основателей газет". Число подписчиков - лишь средство поднять газету до такого уровня, чтобы её стоило подкупить. Всё остальное - мелочи, пустяки, безделица, не стоящая внимания... Необходимо отнять у журналистики её торгашеский характер и вернуть её прежнее значение - быть истинной выразительницей общественного мнения, - призывает Германн Бар. Затем он обращается к писателям и литераторам: "Я один, а один в поле не воин. Почему молчат писатели и литераторы? Разве они не чувствуют позора, тяготеющего над всеми? Разве не покоробит их, если история возьмёт себе право сказать, что в наше время печать сделалась проституткой капитала, а поэты и мыслители нашего народа - его притоносодержателями! Ведь они молчат, а молчание - знак согласия..." Если эта отповедь Бара даже наполовину утрирована, то всё же добрая доля правды тут имеется. Но ещё интереснее подумать о том, насколько эта характеристика применима к нашей родной российской журналистике вообще и провинциальной в особенности. В столице издателями газет и журналов являются весьма часто не литераторы, а представители капитала, не имеющие ничего общего с печатью, с публицистикой. Если бы они ограничивались тем, что давали денежные средства, притом не с целью наживы, - то в этом, конечно, зла бы не было. Но ведь они нанимают редакторов и поручают им вести газету в желаемом направлении. Подбирают подходящих сотрудников и орудуют. В провинции дело поставлено ещё гаже. Там издателями, редакторами газет состоят лица, не имеющие для этого ни образовательного, ни литературного, ни нравственного ценза. Тут всё фиктивное, всё подставное. И не из-за принципов, и не ради служения истине издаются подобные газеты... "Неделя", 16 июня 1885 года. СПб., редактор-издатель П. А. Гайдебуров. Источник: Красноярский рабочий (Красноярск), 22.06.2007
Какой-нибудь спекулянт не знает, куда девать свою долю капитала: на бирже дела вялы, в рост давать деньги опасно - да и процент не ахти какой... Что делать? Давай издавать газету. Сочинят всевозможные рекламы, явится круг приятелей, подберут громкое, бьющее в нос название, обещают льстить самым низменным вкусам - и глупая публика готова клюнуть на приманку, число подписчиков растёт. Но не в них суть. Вовсе не так наивен спекулянт, чтобы довольствоваться этой мизерной прибылью - в его глазах она сущая безделица. Подписчики нужны ему, чтобы сделать свою газету достойной подкупа. Они необходимы для того, чтобы другие спекулянты, аферисты, затевающие новый банк, честолюбивые и бездарные политиканы - чтобы все эти гешефтмахеры считали нужным заискивать у издателя и принять его в свою долю. Вот это участие, этот пай, эта доля барыша - и составляет цель всех стремлений и вожделений у "основателей газет". Число подписчиков - лишь средство поднять газету до такого уровня, чтобы её стоило подкупить. Всё остальное - мелочи, пустяки, безделица, не стоящая внимания... Необходимо отнять у журналистики её торгашеский характер и вернуть её прежнее значение - быть истинной выразительницей общественного мнения, - призывает Германн Бар. Затем он обращается к писателям и литераторам: "Я один, а один в поле не воин. Почему молчат писатели и литераторы? Разве они не чувствуют позора, тяготеющего над всеми? Разве не покоробит их, если история возьмёт себе право сказать, что в наше время печать сделалась проституткой капитала, а поэты и мыслители нашего народа - его притоносодержателями! Ведь они молчат, а молчание - знак согласия..." Если эта отповедь Бара даже наполовину утрирована, то всё же добрая доля правды тут имеется. Но ещё интереснее подумать о том, насколько эта характеристика применима к нашей родной российской журналистике вообще и провинциальной в особенности. В столице издателями газет и журналов являются весьма часто не литераторы, а представители капитала, не имеющие ничего общего с печатью, с публицистикой. Если бы они ограничивались тем, что давали денежные средства, притом не с целью наживы, - то в этом, конечно, зла бы не было. Но ведь они нанимают редакторов и поручают им вести газету в желаемом направлении. Подбирают подходящих сотрудников и орудуют. В провинции дело поставлено ещё гаже. Там издателями, редакторами газет состоят лица, не имеющие для этого ни образовательного, ни литературного, ни нравственного ценза. Тут всё фиктивное, всё подставное. И не из-за принципов, и не ради служения истине издаются подобные газеты... "Неделя", 16 июня 1885 года. СПб., редактор-издатель П. А. Гайдебуров. Источник: Красноярский рабочий (Красноярск), 22.06.2007