"Стерлитамакский рабочий" отмечает свой 90-летний юбилей

Газету "Стерлитамакский рабочий" читатели часто называют просто "Рабочим". "Ну, что там в "Рабочем" пишут?" - самый частый вопрос по утрам в кабинетах и офисах местных организаций и учреждений.

Газеты в Стерлитамаке появились после Февральской революции. Они являлись рупором разных политических и общественных сил. Большевики и эсеры с мая 1917 года издавали газету "Рабочий и солдат", ставшую прародительницей современной газеты "Стерлитамакский рабочий".

За эти годы многое повидали газета и ее творческий коллектив: голод и холод двадцатых годов, репрессии редакторов и рядовых сотрудников в тридцатые, огромное напряжение в военные годы, авральные дежурства во время промышленной индустриализации, начавшейся в пятидесятые годы и вплоть до перестроечных лет. Когда же случился в нашей стране слом формаций, "Стерлитамакский рабочий" стал одной из немногих российских газет, открыто выступивших против диктата ГКЧП.

Сегодня многое стало историей. Поэтому интервью с главным редактором "Стерлитамакского рабочего" Виктором ДЯТЛОВЫМ, возглавляющим газету уже 17 лет, конечно, не могло вместить всего, что было с газетой в минувшие годы, зато оказалось нацеленным в будущее.

- "Стерлитамакскому рабочему" - 90. Ощущает ли коллектив газеты груз лет на своих плечах?

- Газета никогда не бывает старой, она всегда в том возрасте, что и работающие в ней сотрудники, журналисты. И чем моложе журналисты, тем моложе газета. У нас давно устоявшийся коллектив, который в последние годы стал омолаживаться: пришли журналисты Лена Калюжная, Катя Леонтьева, Лена Кобзева. Они не только учатся у таких мэтров, как Татьяна Морозова, Марина Воронова, Владимир Жеребцов, Светлана Евстигнеева, но и стремятся сохранить собственные взгляды, отношение к жизни, свой язык и стиль. И этот взгляд, стиль и язык подходят газете, делают ее интересной для еще более широкого круга читателей.

При этом, конечно, на страницах нашей газеты регулярно дается информация для пенсионеров, пожилых людей по социальному, пенсионному обеспечению, материалы о Великой Отечественной войне - ведь именно старшее поколение по-прежнему составляет значительную долю наших подписчиков.

- Проблемой любого издания являются сегодня тираж, подписка, стоимость. Эти заботы не обошли стороной и вашу газету?

- Проблемы, как и повсюду, у нас, конечно, есть. Что касается стоимости, я бы не сказал, что она запредельная. Если соотнести ее с теми тратами, что подписчик несет вообще по жизни, то деньги за подписку большинству вполне по силам. Сейчас мы существенно снизили стоимость подписки для людей, которые, как говорится, считают деньги. Мы доверили доставку газет структуре, которая специально для этого организовалась, и заключили с ней договор. В результате полугодовая подписка, если подписаться через "Стерлитамак-печать", на 60 рублей дешевле, чем на почте. Годовая экономия для подписчиков порядка 120 рублей, на мой взгляд, существенна.

- Ваше отношение к рекламе: это неизбежное зло или необходимая часть газетной работы?

- Реклама, я понимаю, воспринимается частью читателей очень негативно. Ведь все мы теряем душевное равновесие, когда навязчивая реклама мешает нам смотреть фильм по телевизору. Но реклама - проблема неизбежная. Кто-то к ней уже привык, кто-то нет. А потом тот, кто негодовал по поводу рекламы, вдруг обнаруживает: ему надо дать объявление. Реклама - та же информация, которую должна дать читателю газета.

- "Стерлитамакский рабочий" в последние годы в газетных кругах республики стал синонимом финансового благополучия. Газета по-прежнему недотационная?

- Да, уже 17 лет. В советские времена все финансировалось: зарплата, бумага, другие расходы, все было заранее регламентировано. И когда появилась возможность где-то сэкономить, а потом эти деньги направить на нужды редакции, мы стали бумагу покупать не централизованно, а там, где дешевле, в частности, стали сотрудничать с фирмой "Берег", теперь известной всей России. Мы одними из первых перешли на свою верстку. Теперь у нас собственные верстка, макетирование, за счет этого тоже сократились типографские расходы.

- Каков тираж газеты в идеале?

- Тираж, что мы сегодня имеем, в принципе нас вполне устраивает, потому что чем больше тираж, тем больше расходов. В этом году существенно поднялась цена на типографскую бумагу, дорожают и полиграфические услуги. Мы частично перешли на выпуск полноцветной газеты, что, конечно же, обходится дороже. При этом стоимость подписки не поднималась года два. Из-за этого, в общем-то, мы оказались у черты, за которой начинается дотация. Не перешагнули ее за счет рекламы.

- Как складываются отношения с городской властью?

- Поддержку ощущали всегда. Глава администрации нашего города - очень серьезный помощник и хороший тыл. При этом со стороны Спартака Галеевича Ахметова нет никакого диктата по принципу "Мы вам помогаем, а вы пишите то, что мы вам скажем". Как нет и одергивающих звонков, мол, что вы там написали? Хотя претензии отдельных инстанций, чиновников, руководителей, конечно, бывают.

- Какими вы видите перспективы газеты?

- Чтобы газета стала интересней, в ней должно быть меньше официоза. Но избежать этого сложно, поскольку мы государственная газета, и на нас возложена обязанность доносить до людей содержание официальных документов. Тогда в чем же потенциал читательского интереса к газете? Он в том, чтобы были умные и глубокие публикации, информация для широкой аудитории, становилась качественнее полиграфия, чтобы не только по субботам, а каждый день газета выходила полноцветной. Время предъявляет к нам новые требования, и мы стремимся не отставать от них.

Источник: Республика Башкортостан (Уфа), 22.06.2007