Допустим, вы подумываете о том, чтобы издавать некое средство массовой информации, но пока еще не определились с его видом. Вас мучают сомнения выбора: какое издание лучше - журнал, газета или какой-нибудь вестник. О том, какие виды средств массовой информации вы можете зарегистрировать, и о некоторых тонких моментах, связанных, например, с такими понятиями, как "тираж", "подписка", мы и расскажем в нашем материале.
Все основные понятия, касающиеся средств массовой информации, даны в законе с соответствующим названием. Итак, Закон "О средствах массовой информации" под массовой информацией понимает предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. То есть суть понятия "массовая информация" - это все те сведения, которые предназначены именно для массовой аудитории. Собственно, под средством массовой информации понимаются периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. То есть информация, предназначенная для неограниченного круга лиц, должна иметь некую форму доведения ее до аудитории, иными словами, форму выпуска, условно говоря, оболочку. Вот эта стабильная оболочка (форма распространения) и будет являться СМИ. Но чем СМИ отличается, скажем, от сборника рассказов? В первую очередь таким признаком, как периодичность. Конечно, вы можете дождаться переиздания упомянутого сборника, это произойдет тогда, когда идея переиздания придет в голову издателю. А вот некий альманах, публикующий молодых авторов, должен выходить в свет именно периодически, как, впрочем, и все иные СМИ. Кстати, формы СМИ достаточно разнообразны, но Закон "О средствах массовой информации" вполне учитывает эти реалии. С его точки зрения, под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень. Этот перечень вовсе не является исчерпывающим, поскольку Закон "О СМИ" относит к периодическим печатным изданиям "иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год". Как вы видите, от соблюдения периодичности ни начинающему, ни действующему медиамагнату никуда не деться. Помимо печатных СМИ существуют издания и в других формах. Кстати, регистрирующий орган (бывшее Министерство по делам печати, а в настоящее время - Федеральная служба по охране культурного наследия и массовым коммуникациям) на практике разделяет СМИ на печатные и электронные, и в зависимости от этих двух видов выдаются свидетельства о регистрации средства массовой информации с соответствующей аббревиатурой - в начале номера - ПИ или ЭЛ. Итак, закон относит к СМИ и радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, то есть совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), опять же, имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год. В общем, кроме шуток, издание именно средства массовой информации (а не книги или брошюры) подразумевает, что вы будете выпускать в свет свое детище хотя бы не реже, чем один раз в год. В противном случае ваша затея не будет иметь возможности получить соответствующий статус, то есть быть зарегистрированной в качестве СМИ. Есть еще одно важное понятие, приведенное в Законе "О СМИ", - "продукция средства массовой информации". Важность его переоценить трудно, пока будут существовать льготы по налогу на добавленную стоимость в области реализации продукции СМИ. Так вот, под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. То есть очевидно, что продукция - это объективная форма существования отдельного номера вашего издания. Понятие "тираж" тоже важно именно в практических целях. Допустим, проводится конкурс среди электронных и печатных средств массовой информации на освещение деятельности какого-нибудь "олигархического" предприятия или администрации богатейшего сырьевого региона. Одним из критериев участия (и последующего выигрыша с итогом в виде заключения выгодного договора на пиар-обслуживание) является как раз тираж издаваемого СМИ. Если с тиражом печатного средства массовой информации все более или менее понятно (это - количество напечатанных экземпляров одного номера), то как поступать тем, кто является учредителем электронного СМИ? Как подсчитать тираж? Можно ли просто подсчитать число подписчиков или посетителей сайта и найти таким образом значение тиража электронного издания? Однозначного ответа пока нет. Тем более что само понятие "тираж" не раскрывается в Законе "О средствах массовой информации". Одно информационное агентство по этому поводу даже обратилось за разъяснениями в Федеральную службу по массовым коммуникациям с вопросом, можно ли для целей конкурса в качестве тиража подсчитать число подписчиков. Однако ведомство не ответило утвердительно на поставленный вопрос (по сути, никак не ответило), сославшись на ГОСТ, действующий только в области печатных СМИ. В настоящее время ведомства, проводящие конкурс для выбора подходящих для целей конкурса СМИ (например, избирается печатное издание, где должна публиковаться информация по банкротству), в качестве документов, подтверждающих наличие определенного числа подписчиков, требуют представить договор между редакцией и организацией, оказывающей услуги по распространению.Источник: Московская правда, 25.06.2007
Все основные понятия, касающиеся средств массовой информации, даны в законе с соответствующим названием. Итак, Закон "О средствах массовой информации" под массовой информацией понимает предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. То есть суть понятия "массовая информация" - это все те сведения, которые предназначены именно для массовой аудитории. Собственно, под средством массовой информации понимаются периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. То есть информация, предназначенная для неограниченного круга лиц, должна иметь некую форму доведения ее до аудитории, иными словами, форму выпуска, условно говоря, оболочку. Вот эта стабильная оболочка (форма распространения) и будет являться СМИ. Но чем СМИ отличается, скажем, от сборника рассказов? В первую очередь таким признаком, как периодичность. Конечно, вы можете дождаться переиздания упомянутого сборника, это произойдет тогда, когда идея переиздания придет в голову издателю. А вот некий альманах, публикующий молодых авторов, должен выходить в свет именно периодически, как, впрочем, и все иные СМИ. Кстати, формы СМИ достаточно разнообразны, но Закон "О средствах массовой информации" вполне учитывает эти реалии. С его точки зрения, под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень. Этот перечень вовсе не является исчерпывающим, поскольку Закон "О СМИ" относит к периодическим печатным изданиям "иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год". Как вы видите, от соблюдения периодичности ни начинающему, ни действующему медиамагнату никуда не деться. Помимо печатных СМИ существуют издания и в других формах. Кстати, регистрирующий орган (бывшее Министерство по делам печати, а в настоящее время - Федеральная служба по охране культурного наследия и массовым коммуникациям) на практике разделяет СМИ на печатные и электронные, и в зависимости от этих двух видов выдаются свидетельства о регистрации средства массовой информации с соответствующей аббревиатурой - в начале номера - ПИ или ЭЛ. Итак, закон относит к СМИ и радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, то есть совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), опять же, имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год. В общем, кроме шуток, издание именно средства массовой информации (а не книги или брошюры) подразумевает, что вы будете выпускать в свет свое детище хотя бы не реже, чем один раз в год. В противном случае ваша затея не будет иметь возможности получить соответствующий статус, то есть быть зарегистрированной в качестве СМИ. Есть еще одно важное понятие, приведенное в Законе "О СМИ", - "продукция средства массовой информации". Важность его переоценить трудно, пока будут существовать льготы по налогу на добавленную стоимость в области реализации продукции СМИ. Так вот, под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. То есть очевидно, что продукция - это объективная форма существования отдельного номера вашего издания. Понятие "тираж" тоже важно именно в практических целях. Допустим, проводится конкурс среди электронных и печатных средств массовой информации на освещение деятельности какого-нибудь "олигархического" предприятия или администрации богатейшего сырьевого региона. Одним из критериев участия (и последующего выигрыша с итогом в виде заключения выгодного договора на пиар-обслуживание) является как раз тираж издаваемого СМИ. Если с тиражом печатного средства массовой информации все более или менее понятно (это - количество напечатанных экземпляров одного номера), то как поступать тем, кто является учредителем электронного СМИ? Как подсчитать тираж? Можно ли просто подсчитать число подписчиков или посетителей сайта и найти таким образом значение тиража электронного издания? Однозначного ответа пока нет. Тем более что само понятие "тираж" не раскрывается в Законе "О средствах массовой информации". Одно информационное агентство по этому поводу даже обратилось за разъяснениями в Федеральную службу по массовым коммуникациям с вопросом, можно ли для целей конкурса в качестве тиража подсчитать число подписчиков. Однако ведомство не ответило утвердительно на поставленный вопрос (по сути, никак не ответило), сославшись на ГОСТ, действующий только в области печатных СМИ. В настоящее время ведомства, проводящие конкурс для выбора подходящих для целей конкурса СМИ (например, избирается печатное издание, где должна публиковаться информация по банкротству), в качестве документов, подтверждающих наличие определенного числа подписчиков, требуют представить договор между редакцией и организацией, оказывающей услуги по распространению.Источник: Московская правда, 25.06.2007