Как отметили в Управлении, динамика регистрации новых изданий примерно одинакова – в среднем около шести СМИ ежемесячно. Выходят на рынок и остаются на нем далеко не все. С той или иной периодичностью выпускается около половины зарегистрированных медиа. Большая часть "реальных" СМИ издается в Калининграде, где сосредоточена почти половина населения области.
Газеты
В Калининграде с постоянной периодичностью выходят несколько десятков газет платного и бесплатного распространения.
Информационная пресса представлена газетами "Комсомольская правда в Калининграде", "Калининградская правда", "Аргументы и факты – Калининград", "Страна Калининград", "Московский комсомолец в Калининграде", "Калининградская антенна", "Российская газета", "Калининградские новые колеса", "Каскад-подробности", "Маяк Балтики", "Дворникъ", "Гражданин", "Известия Калининграда", "Янтарный караван", "Тридцать девятый регион" и другими. Ведущие издания рекламного сегмента – "Из рук в руки", "Ярмарка" и наиболее крупный по тиражу и объему бесплатно распространяемый "Ва-Банкъ-информ" (выходит дважды в неделю, совокупный недельный тираж – 150 тыс. экз.).
Большинство газет – еженедельники. В ежедневном режиме помимо региональной вкладки в "Комсомольскую правду" работает одно местное СМИ – старейшая газета региона областная "Калининградская правда" (издается с 1946 г., выходит пять раз в неделю, по субботам – с приложением "ТВ-Афиша", тираж – от 16,5 тыс. до 22 тыс. экз., объем - восемь полос формата А2, 24 полосы формата А3(в пятницу)).
В городе сильны позиции сетевых СМИ. Московские издательские дома пришли сюда в 90-х годах, в частности, в 1993 г. - "Московский Комсомолец", в 1996 г. – "Комсомольская правда", в 1998 г. - "Аргументы и факты", в 1999-м газету "Янтарный караван" начал выпускать ИД "Провинция". Региональным издателем большинства общероссийских газет является медиагруппа "Западная пресса" - крупнейшая издательская структура региона в составе рекламного агентства, розничной сети (более 60 киосков, свыше 300 альтернативных точек продаж), службы доставки, агентства по размещению наружной рекламы, издательско-полиграфического комплекса. По данным медиагруппы, она занимает 39% рынка продаж печатной продукции, доля на рынке рекламы в печатных СМИ области – 55%. Сегодня у "Западной прессы" девять газет и десять журнальных проектов со средним совокупным месячным тиражом более 2,6 млн. экземпляров. Газетную часть составляют: "Комсомольская правда в Калининграде" (тираж ежедневного выпуска – 18-19 тыс. экз., "толстушки" - 68 тыс. экз.), "Страна Калининград неделя за неделей" (37 тыс. экз.), телегид "Калининградская антенна" (37 тыс. экз.), "Аргументы и факты – Калининград" (13 тыс. экз.), "ТВ-программа в Калининграде" (более 112 тыс. экз.), "Ва-Банкъ – информ" (150 тыс. экз.), "Московский комсомолец в Калининграде" (3,4 тыс. экз.), "Экспресс газета" (7,4 тыс. экз.), "За рулем – Калининград" (3 тыс. экз.).
Наличие крупного игрока – одна из особенностей местного печатного рынка. Другая – достаточно большое количество информационных газет бесплатного распространения, пишущих на общественно-политические темы: "Дворникъ", "Гражданин", "Известия Калининграда", "Калининградская вечерка", "Тридцать девятый регион". По словам Дамира Батыршина, главного редактора "Калининградской правды", "бесплатники" начали появляться в городе несколько лет назад. "Почти все начинались как газеты под выборы, потом смогли закрепиться на рынке, нашли свою нишу, своих заказчиков, сегодня кто-то существует за счет рекламы, кто-то за счет спонсорства", - говорит он. Сергей Цыпленков, директор Калининградского социологического центра выделяет две причины стабильного существования в городе сразу нескольких подобных СМИ. "Во-первых, при снижении популярности платных изданий доносить рекламную информацию через бесплатные общественно-политические газеты стало выгоднее. Во-вторых, что главное, эти газеты на самом деле живут на деньги спонсоров, преследующих политические цели.
Например, "Гражданин" финансируется из бюджета города, "Тридцать девятый регион" финансово подпитывается в том числе оппозиционными силами, "Калининградская вечерка" – губернаторскими кругами", - отметил Сергей Цыпленков.
По оценкам специалистов, степень насыщенности калининградского газетного пространства высока. Рынок заполнен, закрепиться на нем трудно. "Новых тенденций, по крайней мере, в последний год заметно не было. Новых газет не появилось, старые пытаются сохранить тираж. В целом спрос покрывается существующими изданиями, как специализированными, так и общего содержания", - считает Дамир Батыршин.
По мнению Сергея Цыпленкова, основные изменения местного газетного рынка будут происходить а) по линии специализированных изданий – появления СМИ, в частности, связанных с недвижимостью, финансами, экономическим анализом (в Калининграде в этих сегментах уже работают газеты "Еврорубль", "Финансы и недвижимость" и другие), б) по линии холдингов. "Хотя рынок перенасыщен, некоторые медиахолдинги не представляют себя без печатного крыла, - поясняет эксперт. - Например, телерадиокомпания "Каскад" с газетой "Каскад-подробности", или фактически образовавшийся медиахолдинг ГТРК, который пополнился еженедельником "Калининградские известия". То есть идет доформирование холдинговых структур – либо приобретается и обновляется уже существующая газета, либо открывается свежее издание. Этот процесс будет продолжаться. Поэтому, наверное, в ближайшее время произойдет некоторое перераспределение печатных СМИ. Возможно, уйдут некоторые старые и появятся новые бренды".
Журналы
Годом начала активного развития журнального рынка в Калининграде называют 2005-й. Именно в 2005-2006-х в городе появилось достаточно много разноплановых глянцевых изданий. Сегодня здесь издаются более 20 ежемесячных и ежеквартальных журналов, один или два раза в год выпускается ряд справочников.
Крупнейшей структурой по концентрации журналов является медиагруппа "Западная пресса". "Глянцевая" часть холдинга включает ежемесячные "Королевские ворота" (журнал о бизнесе и частной жизни предпринимателей и руководителей компаний региона, 3 тыс. экз.), "Калининградские дома" (об интерьере и строительстве, 3,8 тыс. экз.), "Shopping Калининград" (5 тыс. экз.), "Удачный выбор. Путеводитель по супермаркетам и торговым центрам", а также выходящий два раза в месяц журнал о досуге "Балтийский Бродвей" (7 тыс. экз.), ежегодный проект о тех, кто успешно делает бизнес в Калининграде "Топ-100" (1 тыс. экз.), специальные приложения журнала "Shopping Калининград" "Время есть" и "Индустрия красоты", ежемесячный и ежеквартальный глянцевые каталоги "Я строю и ремонтирую" и "Я покупаю мебель" (распространяются в пакете с "Калининградскими домами").
Несколько изданий объединены под маркой "КалининградМедиа": ежемесячный деловой журнал "Новый Кенигсберг", ежеквартальные "Рестораны Калининграда", Strong (мужской), Family (семейный), ежегодный каталог "Свадьбы". Два журнала ("Милана", "СтройИнтерьер") и несколько справочников (тематика – архитектура, строительство, автомобили, отдых, здоровье, образование) выпускает издательство "Рыцарь".
Динамика пополнения и самого появления издательств иллюстрирует вышеупомянутый период оживления рынка. К примеру, в октябре 2005-го в составе "Западной прессы" было лишь два журнала из ныне существующих. А "КалининградМедиа" начался в 2005-м с "Нового Кенигсберга".
Калининградские журналы практикуют сочетание разных форм распространения (розничная продажа, адресная рассылка, распространение на авиалиниях, подписка и т.д.). Тенденция к бесплатной дистрибуции здесь, как и в других российских городах, отмечается. Хотя целый ряд изданий, в частности "Новый Кенигсберг", "Бродвей", "СтройИнтерьер", "Shopping Калининград" и др., поступают в продажу. А в редакции "Королевских ворот", который семь лет существовал как бесплатный, сообщили о перспективе перевода журнала на подписку. "В сентябре прошлого года было принято стратегическое решение о переводе журнала на подписную основу. Привычное восприятие журнала как бесплатного подарка изменить не просто, но положительная тенеденция очевидна. Более 30% получателей офисной зоны уже заключили договоры", - сказала Юлия Нежид, шеф-редактор "Королевских ворот".
Заявленные тиражи журналов колеблются приблизительно от двух до 10 тыс. экземпляров. Реальные, как и по всей стране, не всегда соответствуют заявленным. По мнению Натальи Будоян, главного редактора издательства "Рыцарь", тиражный предел на калининградском журнальном рынке – пять тысяч экземпляров. "Я не думаю, что какой-то журнал может иметь реализуемый тираж больше пяти тысяч, это просто нереально", - уверена она. С другой стороны, тиражная динамика изданий индивидуальна, в том числе в зависимости от специфики СМИ. "Наш тираж летом пять тысяч. Шаг - 500 экземпляров по сезонам. То есть в сентябре - пять с половиной, возможно, будет шесть в силу того, что в Калининградской области у журналов подобного формата все очень привязано к сезону", - заметила Оксана Акмаева, главный редактор "Shopping Калининград".
Конкурентная среда в отдельных журнальных нишах пока еще формируется по причине становления самого рынка. "В 2005 году, когда мы начинали работать, конкурент, по сути, был один – "Мир моды в Калининграде", - говорит Оксана Акмаева. - Около года назад стали появляться глянцевые рекламно-информационные издания с похожим контентом. Но большую конкуренцию нам составляют московские издания с федеральной рекламой - в городе много дистрибьюторских компаний, которые работают именно на московских журналах типа "Космополетен", "Гламур" и прочих".
Проблемным, несмотря на присутствие нескольких журналов ("Новый Кенигсберг", "Балтийский статус", "Калининградский Бизнес-журнал", PRO (Профессионал), "Калининградский Офис", частично – "Королевские ворота") считается сектор деловой прессы. "Самым трудным направлением остается деловая журналистика, - считает Юлия Нежид. - С одной стороны, мешает закрытость самих компаний, предприятий, их нежелание предоставлять актуальную информацию. С другой, острый недостаток журналистов, способных писать на экономические темы".
В сегменте развлекательно-досуговых изданий Калининграда с 2006 г. работает единственный в городе журнал-афиша "Балтийский Бродвей" (выпускается два раза в месяц, 7 тыс. экз.). В том же году открылся "Хороший вкус" (ежемесячный, 3,6 тыс. экз.). В текущем июне выпущен первый номер журнала для женщин "Милана" - результат ребрендинга журнала "Мир моды в Калининграде", выходившего с 2002 года. Как рассказали в редакции, изменился формат издания (с А4 на А5), увеличен объем (до 146 стр.), расширена тематика.
На рынке глянцевых журналов о строительстве, интерьере, дизайне в городе работают два журнала "СтройИнтерьер" (с 2001 г.) и "Калининградские дома" (с 2004 г.). Первый позиционируется как журнал для тех, кто строит и ремонтирует, соответственно, поделен на две части: о проблемах строительства и о дизайне и интерьере. Второй в большей степени посвящен интерьеру и дизайну, а также – вопросам недвижимости (журнал в журнале "Я покупаю недвижимость"). "Сегмент недвижимости Калининграда очень велик. Все, что продается на этом рынке, нуждается в рекламе, люди ничего не приобретают вслепую. Поэтому журналы такой тематики будут появляться", - говорит о перспективах изданий подобной тематики Елена Федотова, директор по развитию журнала "Калининградские дома". По мнению Натальи Будоян, в городе перспективна специализированная пресса в целом. "Профессиональные издания заняли стабильное положение и продолжат развиваться. Я не исключаю, что через несколько лет "СтройИнтерьер" разделится на два журнала – о строительстве и интерьере. Уже сейчас многие интересуются строительной тематикой, и если в журнале вокруг стройки будет все – начиная от гвоздей и заканчивая новыми технологиями строительства, его будут читать профессионалы и не только", - говорит она.
Специфика печатных СМИ Калининграда – это еще и специфика самого региона, полностью отделенного от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Соседство со странами, где более развита полиграфическая база, сказывается на качестве изданий. Оно высокое, поскольку калининградские журналы, как правило, печатаются в Польше или Литве. Местные типографии издателями критикуются за слабые мощности и завышенные цены. "Раньше не было такого издания, которое бы не делало акцента на приграничном положении региона. Сейчас это уже уходит. Естественно, не считая СМИ, пишущих на экономическую тему", - говорит о тенденциях в содержательной части СМИ Елена Федотова. Одна из тенденций "приграничного" рекламного рынка, по мнению Оксаны Акмаевой, - приход брендовой рекламы вследствие появления в Калининграде представителей международных брендов.
Статус свободной экономической зоны со льготным налогообложением привлекает в регион иностранные и российские деньги, и журнальный рынок растет под рекламодателя. Судя по цифрам регистрации СМИ, глянцевая волна не отхлынет и в 2007-м. К примеру, только в апреле и мае в реестр Балтийского управления Росохранкультуры были внесены семь новых журналов. А особенностью этого года обещает стать выход местного издательского бизнеса за пределы региона. Журнал "Shopping Калининград" уже работает по франчайзингу: выпущены "пилотные" номера в Калуге, Мурманске и Тюмени. В сентябре "глянцевый" калининградский проект планируется запустить одновременно в нескольких российских городах.
Источник: Expedition Media, 02.08.2007