Круглый Стол открыл президент FANDE Карлос Симо, который от имени испанских дистрибуторов приветствовал участников и подчеркнул вклад Испании в формирование новой структуры по проблемам дистрибуции прессы в Европе.
С докладом на Круглом Столе выступил Улрих Сток, член совета Distripress. Он ознакомил собравшихся с историей и деятельностью этой авторитетной организации, существующей более 50 лет, объединяющей в настоящее время издателей и распространителей прессы 46 стран.
С презентацией о рынке печатных СМИ Великобритании выступили Эдриа Смит, Марк Чарлтон и Дэвид Макинтош. Английские коллеги заметили, что члены их ассоциации представляют 99% рынка Великобритании. Было отмечено, что в настоящее время в стране удалось отстоять территориальную эксклюзивность для оптовиков, что позволило стабилизировать тиражи и общую численность различных торговых точек.
За последние 8 лет оборот рынка в Великобритании вырос на 50%. В 1947 году в стране был принят Закон о добросовестной торговле. В 1992 году были разработаны правила дистрибуции газет. В 1994 году был разработан газетный кодекс. В настоящее время подготовлен свод правил на рынке дистрибуции и идут переговоры между издателями и распространителями, планируется, что этот газетный кодекс будет принят до конца 2007 года.
О рынке прессы Германии докладывал Михаэль Фаптер. Он прокомментировал, что в Германии на рынке наблюдаются те же проблемы, что и в Англии. В настоящее время в Германии работают 74 оптовика в 94 регионах. Общее количество торговых точек достигло 119 тысяч. В 2006 году было реализовано 3.6 млрд. копий, вместе с тем наблюдается тенденция самостоятельного выхода издателей в регионы, в т.ч. ритейл, минуя оптовика. В целом в Германии в настоящее время существует около 20 соглашений между издателями и распространителями. Основы существующей системы распространения прессы были заложены крупными ИД в 1949 году. Именно тогда оптовики стали работать на принципах территориального эксклюзива.
О рынке Италии рассказали вице-президент ADN Франческо Детторе и президент NDM Габриэла Джоржи. Они отметили, что в настоящее время, кроме национальных дистрибьюторов, в Италии 140 региональных оптовиков, поставляющих продукцию в 6 тыс. розничных киосков. При этом, в продаже находится 4 тыс. наименований газет и журналов. Уровень продаж 65-35%. По подписке распространяется только 5% тиражей. Средний возврат составляет 32,6%. Экономика на рынке выглядит следующим образом: издатель получает 71,8%, национальный дистрибьютор 4,2%, региональный оптовик 5%, киосковые сети 19%. Супермаркеты имеют дополнительные бонусы.
В Италии активно развиваются разнообразные формы приложений к изданиям, в т.ч. к ежедневным. При этом, региональные оптовики получают от издателей средства за доставку их изданий в киоски. Правила по розничным продажам прессы между издателя и распространителями здесь были приняты в 1993 году. В стране действует современная система IT, обеспечивающая прозрачность всей системы распространения между издателями, оптовиками и киосками.
О рынке Испании на КС рассказал президент UNDC Виктор де ла Траба и исполнительный директор Хосе Мануель Анта. Оборот испанского рынка прессы за прошлый год достиг 516 млн. евро, увеличившись за этот период на 10 млн. В стране 8 национальных дистрибуторов, 100 региональных дистрибуторов, 27000 киосков. Здесь одновременно действует и региональный и тематический эксклюзив. В Испании имеется закон, регламентирующий продажи прессы. В 1972 году был принят Акт по распространению прессы.
На рынке наблюдается слияние издательских домов и укрепление издательских структур. Экономика отрасли выглядит следующим образом: 64,5% от продаж получают издатели, 6% - национальные дистрибьюторы, 7% - региональные оптовики, 22,5% - киоски и ритейл. 75% тиражей реализуется в киосках, 25% - в магазинах, 2,8% - через супермаркеты. Неуклонно растут объемы возврата, достигающие 28% у газет и 49% у журналов. В качестве тенденции на рынке Испании выступающие отметили рост числа бесплатных изданий, подарков и приложений к изданиям в рознице, увеличение в рознице объема сопутствующих товаров, а также усиление попыток издателей самостоятельно заниматься дистрибуцией.
С докладом «Современное состояние российского рынка распространения печатной продукции и его регулирование» и презентацией на круглом столе выступил Председатель Правления АРПП Оськин А.В.
Справка:
На круглый стол прибыли представители международной ассоциации Distripress, ANMW (Великобритания), PRESSE GROSSO (Германия), ADN/NDM (Италия). Российскую делегацию возглавляет Председатель Правления АРПП Оськин Александр Владимирович. Ассоциацию Distripress представляет Ульрих Сток (Ulrich Stock), член Совета Distripress и заместитель члена Правления.
На круглом столе обсуждается возможность принятия документа, непосредственно координирующего деятельность участников рынка СМИ в странах-членах ЕС. Также, участниками мероприятия разрабатывается обращение в органы Европейского Союза, содержащее ряд предложений по поддержке и совершенствованию рынка распространения СМИ в Европе; таких, как введение унифицированной ставки НДС 0% на производство и услуги по распространению печатной продукции и электронных носителей информации, признание статуса прессы и продукции СМИ как социально значимого товара, ликвидация национальных таможенных барьеров для печатной и мультимедийной продукции, ограничение вмешательства национальных и общеевропейских правительственных структур в распространение прессы, укрепление механизмов саморегулирования рынка печатных СМИ ЕС.
Источник: пресс-служба АРПП, 06.07.2007