Подписка вновь дала рост

По всей России завершились подписные кампании на печатные издания на 2007 год. Впервые за последние 10 лет во многих регионах подписные тиражи не снизились, а стали расти. Чтобы узнать, как обстоят дела с подпиской в Норильске, с какими проблемами приходится сталкиваться и подписчикам, и почтовикам, мы обратились к Наталье МАЦЮК, инженеру по маркетингу Норильского почтамта УФПС Красноярского края - филиала ФГУП "Почта России".

-Действительно, в среднем по стране подписка на 2007 год увеличилась на 4,1%. 67% регионов дали рост подписки. Но Норильск в число активистов не вошёл. Мало того, у нас с каждым годом "подписные дела" идут всё хуже.

- Опять виноваты пресловутые "норильские особенности"?

- А куда от них денешься? Во-первых, сказывается отдалённость региона. Возьмём подписку на центральные издания. Вся неместная пресса к нам поступает из Красноярска. Раньше красноярские рейсы летали в Норильск ежедневно. Если пресса и приходила не вовремя, то только из-за нелётной погоды. А сейчас газеты до нас доходят практически с недельной задержкой в любое время года. Норильский почтамт никак не может повлиять на перевозчика: что в первую очередь грузить в контейнер, решаем не мы. Мы подчиняемся Красноярску, Красноярск - Москве. Норильским почтовикам, так же как и читателям, остаётся только сетовать на сложившуюся ситуацию с доставкой. Например, газета "Советский спорт" в розницу всегда приходит раньше, чем по подписке. Поэтому норильчане - любители спорта предпочитают покупать её с лотков, пусть и дороже. Московский "АиФ" к нам приходит с красноярской вкладкой, поэтому в почтовом ящике появляется на 2-3 дня позже, чем в киоске у коммерсанта, куда издание идёт напрямую из Москвы.

Во-вторых, те издания, которые во многих российских областях пользуются огромной популярностью и имеют большое число подписчиков - специализированные газеты и журналы для садоводов, огородников, сельских жителей и т. п. с практическими полезными советами, - в Норильске не востребованы.

В-третьих, если лето на материке - период активности населения, в том числе и подписчиков, то в Норильске наоборот - затишье. Подписная кампания на второе полугодие совпадает с массовыми отпусками норильчан, что, конечно же, не улучшает ситуации. И подписка на второе полугодие всегда ниже, чем на первое.

В-четвёртых, люди старшего поколения, которые привыкли черпать информацию в основном из газет, или уезжают из Норильска, или попросту не имеют денежных средств на подписку. А молодые утоляют свой информационный голод или через кабельное телевидение, или посредством Интернета.

В-пятых, многие газеты и журналы меняются не в лучшую сторону. Самые большие подписные тиражи в Норильске были в период с 1998-го по 2002 год. Например, у "Спид-Инфо" подписчиков было не меньше 5 тысяч - сейчас только 318. А взять ранее популярные журналы по шитью, вязанию или кулинарии: много повторений, перепечаток друг у друга - издания похожи между собой, да ещё и встречается информация пяти-, десятилетней давности. "Бурда", видимо, из-за этого сдала свои позиции. И к тому же, какое издание ни открой - сплошная реклама и коммерческая информация. Кому охота за это платить? Ранее солидные и авторитетные центральные издания сейчас в погоне за читателями явно "пожелтели" - и добились обратного эффекта.

И нельзя не вспомнить о том, что не зависит ни от почты, ни от изданий, - о состоянии квартирных почтовых ящиков и воровстве (пропаже) прессы из них. Времена меняются, подписка и коммунальные услуги дорожают - а проблема с ящиками остаётся нерешённой и также отпугивает потенциальных подписчиков.

- А что всё-таки выписывают несмотря ни на что?

- Из центральной прессы традиционно лидирует "АиФ" - 3439 экземпляров на II полугодие. "Комсомольская правда" со значительным отрывом на втором месте - 642 экземпляра. Газета "ЗОЖ", одна из самых читаемых по всей России, в Норильск по подписке приходит в количестве 555 экземпляров. Нельзя не отметить журналы кроссвордов. Норильчане - кроссвордисты, и такие издания пользуются спросом всегда. Из года в год традиционно в количестве не более 100 экземпляров выписываются журналы "За рулём", "Лиза", "Отдохни", "Лечебные письма", издания для детей.

Есть издания, которые выписываются по одному экземпляру, например, газета эротического содержания "Енот-потаскун" и специализированное издание "Шахматное обозрение". Также находят своих подписчиков (от 2 до 10 человек) газеты на национальных языках - украинском, белорусском, казахском и мордовском. Как ни странно, на азербайджанском не приходит ни одно.

- С каждым годом на почте вводятся всё новые услуги: можно оплатить кредиты, купить карточки экспресс-оплаты и товары фирмы "Кодак", оформить миграционные документы, получить льготные проездные и т. п. Не мешают ли дополнительные обязанности выполнению основных функций почты, проведению той же подписной кампании? Ведь почтовые отделения явно не справляются с таким объёмом работы.

- На самом деле больной вопрос. И опять я вынуждена говорить, что не всё зависит от нас. Мы-то как раз уверены, что наш почтамт - один из немногих в России, который в состоянии "выжить", предоставляя населению исключительно почтовые услуги. Норильчане активно посылают денежные переводы, посылки, письма... Например, в прошлом году у нас был просто огромный объём (около 4 тысяч перечислений в месяц) международных переводов, а в любом другом городе Красноярского края - около 200. Но это не даёт нам возможности отказаться от мер, принятых в "центре", которые направлены на повышение рентабельности почты. Ведь многие почтовые услуги убыточны, те же услуги доставки, например. Стоимость услуг связи на центральные издания составляет лишь 10%. А перед нами стоит задача заработать. Причём любым путём. И почему-то никого "наверху" не волнует, что из-за очередей и загруженности многих потенциальных клиентов почтовых услуг мы теряем. Вот и выполняем функции магазина. Хорошо хоть пока продукты не продаём, кстати, единственные в Красноярском крае...

Нам остаётся только догадываться, сколько сил стоит норильскому почтамту не превратиться в продуктовый магазин, отстаивая в крае интересы горожан, нуждающихся в качественных ПОЧТОВЫХ УСЛУГАХ. И призвать читателей "Заполярной правды" с пониманием относиться к очередям в почтовых отделениях и задержкам корреспонденции, с уважением - к поистине нелёгкому труду почтовых работников.

Источник: gazetazp.ru, 16.07.2007