Непечатные увлечения "Проф-медиа"

Избавившись от печатных СМИ, медиахолдинг работает над стратегией развития своих электронных активов

Компания "Проф-медиа" за последний год оказалась, пожалуй, самым активным игроком в сделках М&А на российском медиарынке. После всех покупок, о последней из которых, купленной Rambler Media системе контекстной рекламы "Бегун", стало известно вчера, менеджмент приступил к разработке стратегии развития холдинга. За десять лет существования дочерняя компания "Интерроса" "Проф-медиа" успела несколько раз кардинально сменить стратегию развития и превратиться в крупнейшего игрока медиарынка - в прошлом году оборот компании составил $400 млн. Первым активом компании стала "Комсомольская правда", контрольный пакет которой был выкуплен у редакции газеты в 1997 году. Тогда собственники "Проф-медиа" и генеральный директор Вадим Горяинов ориентировали компанию на развитие в сегменте печатных СМИ - предполагалось, что "Проф-медиа" станут издательским домом. До 2005 года компания с переменным успехом осваивала издание газет федерального уровня. Помимо "Комсомолки" в активах "Проф-медиа" оказались "Известия", "Экспресс-газета" и "Советский спорт". В 2004-м году был достроен собственный типографский комплекс "Проф-медиа Принт".

Параллельно компания развивала журнальное направление. В марте 2003 года "Проф-медиа" решили выйти в "глянцевый" сегмент и купили 35% акций издательского дома Independent Media. Сделка оценивалась в $35 млн. Кроме того, в структуре "Проф-медиа" была создана компания Business Media Communications (с августа 2006 года - В2В Media), специализирующаяся на выпуске b2b-журналов.

В 2000 году "Проф-медиа" начали работать на радийном рынке, купив станцию ГМ-диапазона "Авторадио". В 2003 году было запущено радио Energy, и тогда же, для повышения эффективности управления бизнесом, была создана "Вещательная корпорация „Проф-медиа"" (ВКПМ), которую возглавил Александр Варин. Позже в ВКПМ появились радио "Юмор FM" и "Русские песни".

Постепенно "Проф-медиа" превращались в диверсифицированный медиахолдинг, работавший в разных сферах индустрии развлечений. В 2002 году стартовал проект строительства национальной сети многозальных кинотеатров "Синема-парк". Линейку компаний, работающих в кинобизнесе, в ноябре 2005 года дополнил "Централ партнершип" (ЦПШ) - производитель и дистрибутор фильмов. Участники рынка предполагают, что "Проф-медиа" отдали основателю компании Рубену Дишдишяну за 50,5% акций около $50 млн. "Покупка контрольного пакета акций ЦПШ холдингом „Проф-медиа" оказала благоприятное воздействие на развитие бизнеса нашей компании,- отмечает исполнительный директор ЦПШ Сергей Шестаков.- Прежде всего появилась возможность координации действий с другими компаниями холдинга, что позволяет усилить присутствие ЦПШ на рынке".

В 2004 году на должности генерального директора Вадима Горяинова сменил Рафаэль Акопов, и первым делом новый медиаменеджер решил избавиться от миноритарных пакетов. "В структуре „Проф-медиа" останутся только активы, которые мы можем полностью контролировать и которые считаем коммерчески привлекательными",- заявил Акопов. В ноябре 2004 года 41,2% акций "Эксперта" были проданы редакции журнала, а в январе 2005 года, поняв, что контрольный пакет Independent Media получить не удастся, "Проф-медиа" продали свои 35% финскому холдингу Sanoma Magazines. Тогда стоимость всего Independent Media оценивалась в 142 млн. евро. Новый менеджмент компании стал склоняться к смене приоритетов, и "Проф-медиа" приступили к распродаже газетных активов. Первыми в июне 2005 года были проданы "Известия" - контрольный пакет из 50,19% акций ушел в холдинг "Газпром-медиа". Сумма сделки не разглашалась, однако участники рынка оценили ее в $10-20 млн. Тогда же оставшиеся газеты "Проф-медиа" были объединены в издательский дом "Комсомольская правда". Летом 2006 года появилась информация о том, что "Газпром-медиа" может снова стать покупателем - на этот раз "Комсомольской правды". Сделка тянулась почти год и в итоге была закрыта к лету 2007 года. Конечным покупателем 60% акций издательского дома стал холдинг "Медиапартнер", входящий в группу ЕСН. "Конечное приобретение „Комсомольской правды" не входило в планы „Газпром-медиа", так как еще одна ежедневная многотиражная газета не вписывается в структуру холдинга",- сообщил генеральный директор "Газпром-медиа" Николай Сенкевич. По его словам, "Газпром-медиа" выступил посредником в сделке. Участники рынка оценивали стоимость издательского дома в $130-200 млн, а генеральный директор "Комсомолки" и владелец миноритарного пакета акций Владимир Сунгоркин называл сумму $250-300 млн. Глава "Проф-медиа" Рафаэль Акопов не скрывал, что главным фактором продажи издательского дома стали не экономические, а политические причины. "Газетный рынок очень тяжелый,- заметил он в одном из интервью.- Главная его проблема в том, что девять из десяти газет или даже 99 из 100 субсидируются в основном политическими спонсорами". Менеджмент "Проф-медиа" решил направить работу холдинга в развлекательное русло.

В феврале 2006 года холдинг получил свой первый телевизионный актив, купив у группы частных лиц за $30 млн канал "2 х 2" . Эксперты отмечали слабый охват аудитории "2 х 2" из-за проблем с контентом - под брэндом когда-то известного музыкального канала вещал "магазин на диване". Руководство "Проф-медиа" больше полугода не могло прийти к согласию по поводу наполнения и названия нового приобретения. В итоге была принята концепция круглосуточного анимационного канала для подростков и молодежи. Идея и реализация принадлежала новому гендиректору "2 х 2" Наталье Вашко, которую Акопов переманил из ТНТ. "„Проф-медиа" не вмешиваются в непосредственное управление каналом,- говорит Наталья Вашко,- хотя каждый месяц мы отчитываемся перед руководством о проделанной работе". На начальном этапе в развитие "2 х 2" планировалось инвестировать около $15 млн, которые ушли в основном на закупку контента. Для расширения территории вещания "2 х 2" "Проф-медиа" в октябре 2006 года купили сеть Rambler TV за $23 млн. В этой покупке для медиахолдинга была важна в первую очередь эфирная частота в Санкт-Петербурге. Позже Rambler TV был закрыт, а его частота передана "2 х 2". В Москве анимационный канал начал вещание в апреле 2007-го и за несколько месяцев совершил практически невозможное - в июне средняя доля аудитории "2 х 2" составила, по данным компании TNS Gallup Media, в Москве 8,1%, а в Санкт-Петербурге - 7,8%.

В декабре 2006 года "Проф-медиа" купили по рекордной стоимости еще один канал - ТВ3, который обошелся холдингу около $550 млн. По мнению исполнительного директора компании "СТС-медиа" Владимира Ханумяна, стоимость российских телеканалов стала ясна после IPO, проведенного "СТС-медиа" в июне 2006 года. Бывший владелец ТВЗ холдинг Independent Network Television Holding Limited планировал провести IPO телеканала, но отказался от этого в пользу продажи ТВЗ "Проф-медиа".

Последним телевизионным приобретением компании стали музыкальные каналы MTV и VH1,100% которых "Проф-медиа" купили у MTV Networks International, фонда Russia Partners и Европейского банка реконструкции и развития в июне 2007 года. Сумма сделки составила около $360 млн.

Кроме телевидения Рафаэль Акопов решил сделать ставку на электронные медиа. В январе 2006 года "Проф-медиа" купили у группы "Спутник" издательский дом "Афиша", который эксперты оценивали в $10-12 млн. Кроме журнала "Афиша" и газеты "Большой город" покупка дала холдингу еще и популярный портал Afisha.ru. "Если бы не было сайта „Афиши", то для нас бы это была несколько другая сделка,- говорит Акопов.- То есть я не уверен, что мы бы ее вообще стали заключать в этом случае". В октябре 2006 года "Проф-медиа" приобрели 48,8% компании Rambler Media, увеличив впоследствии пакет до 54,8%. Сумма сделки составила около $260 млн. Таким образом, холдинг получил не только один из самых посещаемых интернет-ресурсов в российском Интернете, но и компанию, акции которой котируются на Лондонской фондовой бирже. "Для Rambler Media эта сделка, безусловно, позитивна,- считает аналитик ИК „Атон" Татьяна Капустина.- „Проф-медиа" могут помочь Rambler Media с инвестициями". Кроме того, вчера стало известно о покупке Rambler Media контрольного пакета системы контекстной рекламы "Бегун" (подробности см. на стр. 14). Основным инвестором "Проф-медиа" является корпорация "Интеррос". В декабре 2006-го медиахолдинг привлекал капитал, разместив облигации на сумму $300 млн.

Последние покупки "Проф-медиа" совершали, ориентируясь на высокие темпы роста рынков теле- и Интернет-рекламы. При этом в структуре холдинга все еще остается радийная часть, типография же готовится к продаже. Как рассказали B&FM в компании, в настоящее время менеджмент "Проф-медиа" работает над новой стратегией развития, предполагающую более эффективное управление активами. Она будет утверждена в ближайшее время.

* * *

ПЛЮС

За последний год компания сделала ряд стратегически важных приобретений, в результате которых стала органичным диверсифицированным медиахолдингом. Онлайновые активы позволили "Проф-медиа" выйти в самый быстрорастущий сегмент медиарынка. По данным АКАР, прирост российского рынка Интернет-рекламы в 2006 году составил 67% и, по прогнозам аналитиков, еще несколько лет будет увеличиваться на 70-75% в год. Телевизионные приобретения позволят "Проф-медиа" выстроить развлекательный холдинг. Ориентация на тематические каналы уже принесло положительные результаты, что подтверждает устойчивый рост средней доли аудитории телеканала "2 х 2". 100% акций "Проф-медиа" принадлежат корпорации "Интеррос", что позволяет привлекать необходимые инвестиции на развитие.

***

МИНУС

- В "Проф-медиа" есть компании с невысокой доходностью. Крупнейший интернет-актив холдинга, Rambler Media, завершил 2006 год с долгом $3 млн при общей выручке $30,6 млн, при этом показатель EBITDA margin опустился ниже 20%. Аналитики объясняют наличие убытка большими затратами на персонал и маркетинг. Другая компания медиахолдинга - ВКПМ - занимает 14% радийного рынка, но при этом в общем объеме рекламного рынка весь сегмент радио в России имеет небольшую долю. В 2006 году, по данным АКАР, оборот рынка радиорекламы составил $350 млн. Кроме того, радиореклама растет медленнее остальных сегментов: в прошлом году прирост составил только 17%, тогда как весь рынок медиарекламы увеличился на 29%.

Источник: Business & Financial Markets, 20.07.2007