ФСБ оградит экономику от иностранцев

Российские власти решили обезопасить основные отрасли экономики от иностранного капитала. Для этого будет принят закон об иностранных инвестициях, который, в частности, представит ФСБ право надзора за коммерческими сделками.

Подготовить закон об ограничении участия иностранного капитала в «отраслях, обеспечивающих безопасность государства», еще в апреле 2005 года поручил правительству России президент Владимир Путин. Разработать подробные правила, по которым иностранцам будет разрешено приобретать отечественные компании, чиновники решили после остановленной «вручную» попытки Siemens купить контрольный пакет «Силовых машин».

Вчера премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение о внесении в Госдуму соответствующего законопроекта («О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ»), а также сопутствующих ему поправок в некоторые законодательные акты.

Стратегическими в проекте закона названы 39 видов деятельности, связанных с естественными монополиями, разработкой недр, ВПК, авиастроением, космической деятельностью, ядерным производством. В список попали и те отрасли, в которые Россия согласилась пустить иностранцев на двусторонних переговорах по вступлению в ВТО. Это, например, ремонт авиатехники, сервисные услуги в портах и аэропортах. Было решено, что, когда Россия вступит в ВТО, приоритет будут иметь международные договоры. Иностранная компания (или российская, контролируемая ею), пожелавшая приобрести более 50% акций предприятия из списка либо получить половину мест в его совете директоров или органах управления, должна обратиться в уполномоченный правительством орган за разрешением на сделку. Особое ограничение предусмотрено для иностранных госкомпаний — им можно приобретать менее 25% акций стратегических предприятий.

Разрешение или отказ по рекомендации этого органа не позднее, чем за полгода принимает правительственная комиссия, которой руководит премьер. Он будет действовать по инструкции: иностранцев можно будет не пустить на предприятия, владеющие лицензиями на работу с гостайной, экспортирующие военную продукцию или занятые оборонзаказом. Можно, но не обязательно: чиновники могут заставить покупателя продолжать поставлять вооружения по согласованным ценам. А в случае с гостайной покупатель может получить условие: и после покупки в органах управления должны работать только россияне с допуском к секретным сведениям.

Чиновники добавили еще одно основание для отказа: наличие исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в области критических для национальной безопасности государства технологий. При этом списка “критических технологий” еще нет, правительству только предстоит его составить.

Но самое любопытное в законопроекте то, что за его соблюдением будет надзирать ФСБ, используя, в том числе, приемы оперативно-розыскной деятельности. Ни для кого не секрет, что ФСБ и раньше контролировала основные направления бизнеса, но все это происходило на уровне договоренностей. Теперь же бывшим чекистам будет предоставлен полный „карт-бланш“ на вмешательство в экономические процессы.

Например, если спецслужба узнает, что иностранцы скупили акции стратегического предприятия через подставные российские фирмы, она должна будет сообщить об этом уполномоченному органу, а правительственная комиссия обжалоать сделку в суде. Кстати, ФСБ вообще хотела обойтись без суда, получив возможность отменять противоречащие интересам безопасности решения собраний акционеров стратегических предприятий. Но это предложение было отвергнуто. Впрочем, спецслужба все равно осталась довольна итоговым вариантом законопроекта.

По словам источника, близкого к ФСБ, привлечение спецслужб к проверке иностранных инвестиций – это не новое изобретение, а глобальная тенденция. Скорее всего, считают в ФСБ, закону будут рады и иностранные инвесторы — ведь они, наконец, получат постоянные правила игры. Суть нововведений в том, что, если объект покупки не подпадает ни под одно из оснований, отказать претенденту будет нельзя. Тогда как сейчас четких критериев нет, хотя примеры отказов были. Вспомним тот же „Siemens“, который целый год ждал одобрения сделки по покупке “Силовых машин”, но так и не дождался. Total не дали купить 20% “Новатэка”, а китайской CNPC — долю в “Синтезе”. Тем не менее, за пределами России законопроект уже вызвал критику. Помощник госсекретаря США по экономике Рейбен Джеффри выразил опасение, что закон, возможно, приведет к вытеснению иностранных инвесторов из ряда отраслей по аналогии с нефтегазовым сектором России.

В Минпромэнерго, в свою очередь, данный законопроект назвали более четким и логичным, чем даже аналогичный американский. „Механизм согласования сделок в нашем законе предусмотрен прозрачный, а субъективизм будет полностью исключен“, — сказали в министерстве.

Что же касается американского закона, то он находится уже на подписи у президента Джорджа Буша. Закон расширит полномочия конгресса и Комитета по иностранным инвестициям (CFIUS). Срок первичного рассмотрения сделок CFIUS будет увеличен с 30 до 45 суток, а в состав комитета введен директор национальной разведки США с правом требовать дополнительного расследования сделки. К слову сказать, американцев к принятию данного закона побудил страх перед террористической угрозой. Напомним, компания Dubai Ports World из Объединенных Арабских Эмиратов приобрела у британской компании P&O 16 американских портов. Одобренная всеми инстанциями сделка запросто могла открыть террористам путь в США.

Кстати, аналогичные жесткие правила уже действуют в Великобритании и Китае. Схожие законы разрабатывают в Канаде и Индии. А в Германии до конца 2007 года будет подготовлен законопроект об ограничении иностранных инвестиций, защищающий особо важные секторы индустрии, как и в России. Таковыми немцы считают энергетику, инфраструктуру и телекоммуникации.

Иван Петров

Источник: Росбалт, 20.07.07