Газета к утреннему чаю. Интервью Генерального директора ООО "МАП" Андрея Шишлина

Как известно, Шерлок Холмс любил за утренним чаем прочесть свежий выпуск «Таймс».

Система доставки печатных изданий в Англии конца XIX века работала безупречно.

Походить на нее стремилась и почтовая служба царской России. И если в глубинке, где почтовые функции часто выполняли волостные правления, это удавалось не всегда, то в столице и других крупных городах печатные издания доставлялись вовремя.

Справедливости ради надо отметить, что читателей у печатной прессы тогда было немного, а по-настоящему массовой и общедоступной она стала лишь при советской власти. Правда, тогдашние правители страны меньше всего думали об интересах конкретных подписчиков. Стояла задача обеспечить всех жителей страны пропагандистскими материалами. Для ее решения на базе дореволюционной почтовой системы была создана сеть почтовых отделений, распространяющих одобренные цензурой печатные издания с помощью карточной системы доставки. Разрушение СССР не повлияло принципиально на качество услуг, предоставляемых подписчикам «Почтой России». По-прежнему, чтобы оформить подписку, надо идти в почтовое отделение. И хорошо, если недалеко от вас – крупный почтамт, где подписку принимают в специальном окошке. А если обычное отделение, то и в очереди постоять придется. И очевидно, что измученному нехваткой времени человеку часто просто некогда посетить почту, даже если регулярная доставка прессы на дом для него очень удобна. За комментариями о том, как исправить такую ситуацию, мы обратились к Генеральному директору Межрегионального агентства подписки Андрею Шишлину:

- Что можно сделать для улучшения качества подписных услуг?

- Подписка – сложная процедура, в которой задействованы подписные агентства, национальный почтовый оператор «Почта России», магистральные и альтернативные перевозчики. Подписное агентство – в центре этого процесса, но с учетом качества российских коммуникаций попытка наладить качественное взаимодействие всех звеньев подписного процесса часто – уравнение со множеством неизвестных.

- Означает ли это, что желание получать любимую газету к утреннему чаю – несбыточная мечта?

- Ну почему же. Между прочим, пресса доставлялась к утреннему чаю в некоторых регионах еще в Советском Союзе. Мой коллега жил в годы «застоя» в Минске, когда там проводилась акция под лозунгом «Газету – к утреннему чаю!» Белорусские почтовики организовали яркую рекламную кампанию. Не только в почтовых отделениях, но и на общественном транспорте. Представьте себе: курсирующие по Минску троллейбусы, трамваи и автобусы были раскрашены большими красивыми надписями: "Газету «Вечерний Минск» - к утреннему чаю!", "Начни день с газеты «Известия»"… И главное – прессу подписчики получали непременно ранним утром, именно с восходом солнца, собираясь на работу к 8.00. По появлению почтальонов к этому времени в подъездах можно было сверять часы!

- И что же произошло? Почему сегодня и в Минске, и в Москве, и в Краснодаре раньше обеда почтальон прессу не приносит?

- С распадом СССР была разрушена прежняя централизованная система подписки. И социально-экономическая ситуация радикально изменилась. Например, когда создавалось «Межрегиональное агентство подписки», нам приходилось договариваться отдельно с каждым УФПС. Сейчас они объединены в рамках единого национального почтового оператора, но значительную часть вопросов все равно приходится решать напрямую с региональными представителями. И помимо «Почты» у нас есть масса контрагентов, каждый из которых преследует свои особые интересы.

В течение 15 лет удалось восстановить единство системы подписки на территории России. На повестке дня вопрос о том, чтобы улучшить качество услуги. Причем прежний уровень необходимо не только восстановить, но и превзойти. Изменилось представление людей о качестве. Вы вот ведете речь о доставке изданий рано утром в почтовый ящик, а кому-то удобнее, чтобы их доставляли в офис. И чтобы подписаться можно было прямо из дома или с рабочего места с помощью телефона или электронной почты. А кто-то хочет выписать на весь офис специализированные издания. И оперативно получать счета-фактуры и акты выполненных работ. Свои требования предъявляют издатели. Им уже мало того, чтобы каталоги были доступны лишь в почтовых отделениях. Одним интересны бизнес-центры, другим – супермаркеты, третьим – тематические выставки.

- Межрегиональное агентство подписки может в одиночку изменить ситуацию к лучшему?

- В том, что касается нашей компетенции, мы уже давно изменили ситуацию. Недаром МАП стал первым и пока что единственным подписным агентством, качество услуг которого сертифицировано по международным стандартам качества применительно к услуге "Распространение периодической печатной продукции". Но МАП не может в одиночку решить проблему «доставки изданий к утреннему чаю». И проблема исправности почтовых ящиков, увы, вне нашей сферы влияния. И национальный почтовый оператор «Почта России» в одиночку со всеми проблемами тоже не справится. Причина проста. В рамках советской системы все приносящее убытки финансировалось за счет того, что приносило прибыль. Убыточность доставки подписных изданий, например, компенсировалась за счет прибыли от доставки пенсий. Это не было «достоинством социализма». Во многих странах мира государство дотирует доставку подписных изданий, так же как транспорт или коммунальную сферу. Сегодня в России этого не происходит. Не получится организовать и масштабную рекламную кампанию подписки. У подписных агентств на это просто денег не хватит. У «Почты России» – тоже. Нужна национальная программа развития института подписки. Но чтобы убедить государство в необходимости такой программы, не мешало бы сначала прекратить дрязги внутри своего цеха. Не так давно в некоторых СМИ публиковались материалы, авторы которых пытались найти «козла отпущения». Кандидатами в таковые назывались то «Почта России», то подписные агентства, в том числе и МАП. Сегодня эти поиски вроде бы прекратились. Хочется верить, что это связано с осознанием того, что все игроки рынка подписки находятся в одной лодке. И издатели, и «Почта России», и подписные агентства. Двигаться вперед возможно только сообща. Пусть новую басню «Лебедь, рак и щука» напишут про кого-нибудь другого.

- Что бы Вы хотели пожелать читателям нашей газеты?

- Хотел бы пригласить их к участию в дискуссии о том, что надо сделать для улучшения качества подписки. «Межрегиональному агентству подписки» важно ваше мнение. Надеюсь, что Ваше издание не откажется стать трибуной для этой дискуссии.

Источник: Кубань-бизнес, 27.07.2007