Что правит газетным валом: политика или рынок?

Такой вопрос невольно задаешь себе, изучая ассортимент киоска. В начале прошлого года, когда из выборгских газетных киосков вдруг исчезли центральные и петербургские издания, это стало неприятным сюрпризом для горожан.

И явилось поводом для выяснения отношений между распространителем прессы - ОАО "Невская облпечать" и почтовиками, разногласия между которыми и послужили тогда причиной временного дефицита.

Нынче же питерская пресса тихо покинула выборгские прилавки: общественно-политические газеты, издаваемые в городе на Неве, просто перестали продаваться, словно Выборг - богом забытое захолустье.

И на сей раз, похоже, этот факт никого не волнует, - ни граждан, ни продавцов периодики. Весной в нашей газете уже была публикация на эту тему: анализируя ситуацию, автор позволил себе предположить политическую подоплеку происходящего на газетном прилавке. Мол, питерскую прессу убрали в угоду областному правительству, деятельность которого порой неподобающим образом преподносят читателям бойкие питерские перья. Но руководство Выборгского филиала ОАО "Невская областная печать" такую версию напрочь отвергло, объяснив исчезновение ряда петербургских изданий, прежде продававшихся в нашем городе, спадом покупательского спроса. По прошествии нескольких месяцев ситуация не улучшилась: сегодня можно сказать, что питерских газет у нас в продаже нет вовсе. Если не считать таковыми "КП в Санкт-Петербурге" и "МК в Питере" или региональный выпуск московской "Новой газеты".

По словам исполняющей обязанности руководителя Выборгского филиала ОАО "Невоблпечать" Елены Сухоруковой, общий для города и района ежемесячный заказ на доставку прессы составляется на основании заявок киоскеров, которым лучше всех ведомо, какая газета пользуется спросом, а какая нет. Августовский заказ уже отправлен в головную организацию: в следующем месяце в Выборг также не будут поступать ни "Смена" (ее перестали заказывать с мая), ни "Час пик". Из центральных изданий покинет выборгскую розницу ежедневная "Российская газета" - останется только пятничный выпуск "РГ", да и тот - в количестве 15 экземпляров, по одному на киоск, как и "Правды", и областных "Вестей", выходящих во вторник и в четверг.

Если газета не продается и ее приходится списывать, какой смысл заказывать ее вновь? - рассуждает Елена Анатольевна. И, в принципе, она права: рыночные законы всецело распространяются на такой товар, как пресса. Однако определенные сомнения в том, что газетным валом правит чистая экономика, а политика здесь абсолютно не причем, все же остаются. Во-первых, задаешь себе вопрос: насколько киоскер, заинтересованный в том, чтобы получить свой процент от продажи периодики, объективно оценивает спрос на то или иное издание? Ведь понятно, что выгоднее продавать любой коммерческий еженедельник, любой развлекательный журнал, нежели ежедневную "скоропортящуюся" газету. Во-вторых, как выяснилось, филиал, корректируя свой заказ на периодику относительно покупательского спроса, не вступает в договорные отношения с издательствами. Это функция головной организации ОАО, и на вопрос, почему в перечне продаваемых газет давно не значатся "Санкт-Петербургские ведомости", "Деловой Петербург", "Вечерний Петербург" и другие, некогда популярные издания, выборгские представители "Невоблпечати" ответить не смогли.

Автору этого материала не так давно довелось присутствовать на встрече журналистов Северо-Запада с представителями Балтийской медиа-группы, в состав которой сегодня входят "Смена", "Невское время", "Вечерний Петербург". Речь как раз и зашла о проблемах хождения названных СМИ в Ленобласти (кстати, все три газеты, зарегистрированные в Санкт-Петербурге, указывают в свидетельстве регион распространения - Ленинградскую область). Представители медиа-группы подтвердили, что Выборг - не исключение, такое же положение с изданиями БМГ в остальных райцентрах Ленобласти. "Нас нет не только в рознице, но и в почтовых отделениях, там тоже ссылаются на отсутствие спроса", - посетовала директор по распространению печатных СМИ Анна Сидорова.

По ее мнению, сегодня общественно-политические издания, если они не окрашены желтизной, вообще имеют невысокую востребованность. Медиа-группа даже пыталась предложить распространителям доплату "за присутствие" своих газет на областном газетном прилавке, но и на таких условиях договориться с "Невоблпечатью" не удалось. Конечно, гораздо проще продавать развлекательные издания, нежели общественно-политические... Анна Сидорова также отметила, что на рыночную ситуацию существенно влияет фантастическая дешевизна областных "Вестей" - разве может сегодня полноценная газета формата А-2 стоить 2,5 - 4рубля?!

В невыгодных условиях оказались питерские газеты и в плане проведения подписки: с этого года перестал существовать так называемый почтовый тариф одного региона, в результате чего питерские издания стали недоступными для подписчиков Ленобласти. Вот почему в каталоге подписных изданий на второе полугодие уже не найдешь ни "Смены", ни "Вечернего Петербурга". Осталось только "Невское время", стоимость которого для подписчика практически сопоставима с ценой на центральные газеты. (Сравним: подписка на "НВ" обойдется в 1101 рубль, почти столько же стоят ежедневные "Известия" - 1306 рублей, зато трехразовые "Вести" предлагаются почти задаром - за 395 рублей на полгода).

Присутствовавший на встрече с Балтийской медиа-группой представитель регионального управления "Почты России" заверил, что в ближайшее время ситуация с распространением общественно-политической периодики несколько улучшится: готовится договор, в соответствии с которым почтовые отделения возьмут на реализацию исчезнувшие из поля зрения питерские газеты. Но пока это обещание, видимо, не сбылось: во всяком случае, выборгские почтовики выставляют на продажу только уже не единожды упомянутые областные "Вести" и "МК в Питере" - никаких "Смен" и "Вечерних Петербургов" на почтовых прилавках не сыщешь.

Подводя итог, остается констатировать: в Выборге и в Выборгском районе сегодня реализуется свыше 600 наименований развлекательных и коммерческих изданий, куда входят различного рода новоиспеченные еженедельники и альманахи. Но известные и некогда популярные общественно-политические петербургские газеты в нашем городе больше не продаются. И в зале периодики городской библиотеки имени Аалто тоже небогато: из всей питерской прессы библиотека выписывает только "Санкт-Петербургские ведомости". Если вспомнить о том, что приближаются большие выборы, что на предвыборной волне уже опять зазвучали традиционные доводы об объединении города и области, такой информационный разрыв между соседними субъектами РФ выглядит более чем странно.

Источник: VYBORG-PRESS.RU, 26.07.2007