Уважаемый Юрий Михайлович!
Считаем необходимым проинформировать Вас о том, что в среде столичных распространителей печатной продукции усиливается озабоченность по поводу хода выполнения Постановления Правительства Москвы № 965 от 29 ноября 2005 года. Более того, становится всё более очевидным, что реализация данного постановления фактически приостановлена, а все распространители отстранены от участия в проекте.
Вопреки ожиданиям, связанным с намеченными этим документом мерами по дальнейшему развитию системы распространения периодики, сеть киосков прессы в столице за последние два года не увеличилась, а сократилась. За этот период в городе не был проведен ни один тендер на установку новых торговых точек прессы, что, на наш взгляд, является упущением в работе соответствующих комитетов и структур Московского правительства. Не было также найдено оптимального решения и по созданию специальной рабочей группы, которая бы постоянно занималась вопросами реализации постановления. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что ни один ведущий дистрибутор столицы в неё не включен.
С момента выхода постановления в свет префектуры, по сути, приостановили выдачу разрешений на установку новых торговых объектов прессы, ожидая выработки условий проведения конкурса на установку киосков в городе. И поскольку таких условий не создано, развитие киосковых сетей в городе парализовано. Широкий доступ к прессе, и прежде всего к газетам, не развивается.
Хорошо известно, что распространительская отрасль является одной из самых низко рентабельных. Заработанных от продаж печатной продукции средств едва хватает на покрытие реальных затрат дистрибуторов на энергоносители, аренду, зарплату сотрудникам. Низкие доходы не позволяют распространителям в полном объёме инвестировать в развитие предприятий, внедрять новые технологии и программные продукты, совершенствовать логистические схемы и т.п. Вместе с тем, рентабельность киосков прессы падает и из-за ограничений, введенных в городе на ассортимент, в частности, речь идёт о запрете на продажу табачных изделий в киосках, который, по всей видимости, принят в пользу табачных розничных сетей.
В городе простаивает значительная часть существующих киосков прессы (в летний период до 25 процентов) из-за отсутствия рабочих рук. Уровень зарплаты киоскёров и менеджерского звена – низок. Это в свою очередь вызывает текучесть кадров, постоянную нехватку квалифицированных работников в розничном распространении. Москвичи на низкую зарплату в киосковые сети работать не идут, а при существующей низкой рентабельности киосков поднимать зарплату или вводить социальные программы в этих сетях невозможно. Ухудшает ситуацию и не позволяет заполнять дефицит кадров введенное с 01.04.2007 ограничение на прием на работу иностранной рабочей силы из ближнего зарубежья.
ОАО «Союз Столичных издателей», на которое постановлением № 965 возложен ряд ответственных функций, приняло, на наш взгляд, ошибочное решение в части подготовки условий конкурса по установке торговых объектов прессы на экспериментальных площадках. Решив осуществлять данную программу самостоятельно, т.е. исключительно силами представителей входящих в Союз 15 издательских организаций, данное объединение фактически отстранило от реализации постановления № 965 другие, не состоящие в его рядах издательские дома и распространительские фирмы Москвы, имеющие многолетний опыт работы в этом направлении.
Экспериментальные площадки «Союза Столичных издателей», плановой численностью до 100 киосков, стали создаваться только летом текущего года, но не в новых спальных районах столицы, а рядом с уже существующими и действующими сетями, в частности, с торговыми точками Группы компаний «ДМ-Дистрибьюшн».
Таким образом, можно констатировать, что развитие рынка распространения прессы в Москве приостановлено на 2 года. По полученным нами данным в городе в настоящее время установлено менее 3 тысяч стационарных точек продажи прессы, включая супермаркеты и бензоколонки. И это достаточно далеко от норматива, сформулированного в постановлении № 965, согласно которому 1 точка распространения прессы должна приходиться на 1 тысячу жителей столицы.
Решать вышеперечисленные проблемы можно и нужно, но с участием всех заинтересованных издателей и распространителей, работающих в Москве. На наш взгляд, нельзя создавать привилегии и эксклюзивные возможности только для одной организации – «Союза Столичных издателей» – каким бы уважаемым не был ни сам Союз, ни его руководитель. Москва сегодня крупнее по численности ряда европейских государств. И заниматься вопросами развития ее инфраструктуры в распространении печатных СМИ, адекватно вызовам XXI века, не в состоянии лишь одна издательская организация из 15-16 участников.
Мы считаем, что надо переломить стагнацию в системе распространения в городе, а для этого всю политику по реализации Постановления Правительства Москвы № 965 от 29.10.2005 следует выстраивать на принципах демократии и равенства всех участников медиарынка столицы.
Распространители прессы столичного региона вновь подтверждают свою заинтересованность в развитии системы распространения прессы в Москве, о чём было заявлено на собрании основных фирм-распространителей, которое состоялось 15 июня 2007 года в нашей Ассоциации, а также на прошедшей 11 июля в газете «Известия» пресс-конференции. Мы предлагаем выделить для нас экспериментальные площадки, по аналогии с издателями, с тем же количеством торговых точек (100 мест), на которых мы готовы совместно организовать эффективное распространение и современный менеджмент. При этом новые торговые точки будут открываться не только в центральных районах города, но и на его окраинах, в спальных районах и т.п.
Распространители прессы города Москвы готовы подписать условия сотрудничества на экспериментальных площадках с издателями на основе Кодекса рынка СМИ, разработанного АРПП, и принципов распространения прессы, изложенных в Постановлении Правительства Москвы № 965, и использовать свой кадровый, менеджерский, технологический и финансовый потенциал в интересах города.
Просим рассмотреть.
С уважением,
Президент АРПП
Д.В. Мартынов
Отправлено 13/07/2007 г.